Упражнения на развитие психических процессов, имеющих речевую недостаточность, которые проводятся перед началом коррекционных занятий с логопедом
план-конспект
Упражнения направленына сплочение группы детей, отработку коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazets_zanyatiya.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Образец занятия из «Курса занятий на развитие психических процессов, имеющих речевую недостаточность, которые проводятся перед началом коррекционных занятий с логопедом»
Занятие 1.
Основные задачи: отработка коммуникативных навыков; организация эмоционального поведения детей; снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивных проявлений; развитие эмоционально-выразительных движений; развитие психических процессов.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись спокойной расслабляющей музыки.
Ход занятия
1. Ориентировочный этап.
Задачи: сплочение группы, раскрепощение участников; установление межличностного доверия; развитие интереса к партнерам по общению; снижение импульсивности, агрессивности; создание положительного эмоционального настроя.
Педагог-психолог: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнитесь мне, как клоуны в цирке. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так, как вас называет мама. )
Игра «Доброе животное». Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе
2. Коррекционный этап.
Задачи: развитие мимики и пантомимики; формирование чувствительности к невербальным средствам общения; регуляция социальных отношений; развитие внимания и воображения.
Разыгрывание пантомимических сценок:
«Садовник». Садовник постригает деревья. Вдруг видит на одном кусте божью коровку. Он осторожно сажает ее на ладошку, рассматривает, затем жучок улетает.
«Ребенок убирает со стола посуду». Аккуратно ставит несколько тарелок одна на другую. Поднимает и несет стопку тарелок. Но вот верхняя тарелка падает на пол. Что делает мальчик?
«Мама купает малыша». Малыш сидит в ванной. Когда мама отвернулась, чтобы взять что-то, малыш встал и сбросил всё (шампуни, пузырьки…) с полочек в воду. Что делает мама? Что делает малыш?
«Мальчик катается на коньках». Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что следует быть мужественным. Мальчик пытается улыбнуться. Ему это удается, хотя и с трудом.
3. Релаксационный этап.
Задачи: снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела; снижение психоэмоционального напряжения, тревожности; развитие воображения, чувственного восприятия.
Упражнения: «Росток». Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Однажды в теплое летнее утро, когда яркое солнце нежно обогревало землю, с дерева упало маленькое семечко. Земля мягко и нежно обняла его. Семечко чувствовало, как погружается в землю, которая окутала его своей заботой и теплом. И ему стало так спокойно и комфортно, что оно расслабилось и позволило земле заботиться о себе. Земля, как родная мать, убаюкала семечко, и оно заснуло.
А тем временем выпал снег и накрыл всю землю мягким пушистым белоснежным одеялом. Нашему семечку стало уютно, и оно сладко потянулось во сне.
Вскоре снег растаял. Солнышко стало припекать, птицы запели звонкие песни, и наше семечко проснулось. И тут оно услышало голоса птиц, животных, почувствовало вокруг движение насекомых. Ой! Как стало интересно нашему семечку. Что же происходит наверху? Не опасно ли там? Но земля только мягко подтолкнуло семечко к поверхности, и ему стало вновь спокойно. Семечко уцепилось за землю своими корешками и потянулось на верх, к солнышку. Сначала на поверхности оказался стебелек. Но был еще очень робкий, крохотный, слабенький, но денно ото дня набирал силу, питаясь соками матери-земли и теплом отца-неба. И вскоре на стебельке появились листья.
А сам стебелек продолжал тянуться вверх, к небу. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но наш стебелек вырос и превратился в большое сильное дерево, которое укрывает путников от знойного солнца или спасает от дождя под кроной своих листьев.
На нем нашли пристанище птицы. Они свили на его ветках гнезда и обзавелись птенцами. К нему приходят животные, чтобы насытиться его плодами.
Вот так и человек растет. Медленно… Но пройдет некоторое время, и вы станете взрослыми, прекрасными юношами и девушками. А пока вы еще дети. Надо радоваться детству, этой прекрасной коре.
Поиграем в расточек?
Сядьте на корточки, отпустите голову и руки вниз. Теперь постепенно, очень медленно выпрямляйтесь, будто стебелек тянется вверх. Я буду считать до 10:
1 – ощутите свои ноги, медленно поднимаясь и выпрямляя их;
2 – выпрямляйте колени;
3-4 – медленно распрямляйте спину, голова и руки расслаблены, по-прежнему опущены вниз;
5-6 – спина становится прямее;
7-8 – руки поднимаются вверх, будто листья на нашем стебельке;
9 – голова поднимается вверх;
10 – потянитесь всем телом вверх и улыбнитесь солнышку.
Вот и выросли!!!
4. Заключительный этап.
Задачи: получение обратной связи; закрепление полученных навыков.
Обсуждение занятия.
Ритуал прощания с мячом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий (для развития психических процессов)
К Программе прилагается пояснительная записка, где рассказывается для чего и почему создавала эту Программу. В самой программе содержатся занятия на весь год для развития у детей памяти, в...
Программа коррекционно-развивающих занятий Для развития психических процессов ( памяти, внимания , мышления, восприятия)
Программа коррекционно-развивающих занятийДля развития психических процессов( памяти, внимания , мышления, восприятия)...
Консультация для родителей " Развитие психических процессов через кинезиологические упражнения"
Материал консультации поможет родителям вырастить своих малышей сообразительными, внимательными, обладающими хорошей памятью и логикой. Для этого им нужно научиться выполнять сместе с детьми кинезиоло...
Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».
Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...
Коррекционно-развивающее занятие 4 класс Развитие психических процессов.
Презентация Коррекционно-развивающее занятие для 4 класса. Цель; Развитие психических процессов....
Статья:"Использование игр и игровых упражнений для развития познавательных процессов в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью"
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #00000a; line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Calibri", serif...
Развитие психических процессов учащихся с задержкой психического развития на уроках в основной школе (приемы и упражнения).
Моя работа, как педагога-психолога с учащимися начальной школы, строится на развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сферы. Большой аспект занятий отводится с детьми ЗПР – на развитие...