Перспективный план логопедической работы с обучающимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
календарно-тематическое планирование на тему
Обучающиеся данной логопедической группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку и чтению вследствие системного недоразвития речи различной степени тяжести при умственной отсталости. У всех учеников выявлена сложная форма дисграфии (акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая , элементы оптической дисграфии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_5_klass.docx | 35.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа с обучающимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Характеристика группы
Обучающиеся данной группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку и чтению вследствие системного недоразвития речи различной степени тяжести при умственной отсталости. У всех учеников выявлена сложная форма дисграфии (акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия, элементы оптической дисграфии).
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы
У обучающихся данной группы недостаточно сформированы фонематические процессы, что сказывается на успешности овладения письмом и чтением. Для данной группы детей характерны стойкие специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями. В письменных работах обучающихся наряду с большим количеством орфографическими ошибок встречаются и логопатические: смешения букв по акустическому и кинетическому сходству, слитное написание предлогов и раздельное написание частей корня, которые напоминают предлог, антиципации, персеверации.
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, есть затруднения при подборе родственных слов. Недоразвитие грамматической стороны речи проявляется у всех обучающихся в наличии аграмматизмов как в устной, так и в письменной речи.
III. Психологические особенности
У обучающихся группы отмечается неустойчивое внимание, низкая работоспособность, недостаточная способность к переключению, низкий уровень самоконтроля, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, трудности запоминания словесного материала.
Основные направления работы
1. Развитие фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
2. Уточнение морфологической структуры слова.
3. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение и дальнейшее обогащение словарного запаса за счёт накопления новых слов и развития умения пользоваться способами словообразования;
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
4. Формирование связной речи: развитие навыков построения связного высказывания; установление логики (связности, последовательности), чёткое и точное формулирование мысли.
5. Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, оптико-пространственных представлений, коррекция почерка.
6. Развитие внимания с целью нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок.
7. Развитие памяти при помощи ассоциативных рядов, опорных слов, графической зашифровки объекта запоминания.
8. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
Перспективный план логопедической работы
с обучающимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
п/п |
Темы и содержание занятий | Кол-во час | Речевой и программный материал | Нормализация учебной деятельности |
1 | Логопедическое обследование обучающихся. Выявление нарушений устной и письменной речи у вновь принятых. Индивидуальное логопедическое обследование учащихся, имеющих речевые нарушения. Комплектование логопедических групп | 2 | Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза. Исследование импрессивной речи и лексико-грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи | Исследование неречевых процессов Уточнение пространственно-временных представлений Понятия: времена года, год, сутки, вчера, завтра, раньше, позже, прошлый, будущий, сначала, потом, реже, чаще… Отработка понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игра «Электронная муха» Формирование приемов учебной деятельности Формирование умения принять учебную задачу Развитие понятийного мышления, скорости мышления. Развитие внимания Упражнения, направленные на увеличение объема внимания Упражнения, направленные на тренировку скорости распределения внимания Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания Усиление концентрации слухового внимания
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Развитие линейной памяти (линейное распознание пред-метных картинок в сюжетной последо-вательности Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания Развитие линейной памяти на материале глагольных слов: играл – упал - заплакал Развитие слуховой памяти Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания Развитие зрительной памяти Развитие мелкой моторики пальцев рук Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений Развитие зрительно-моторных координаций Узнавание букв по контурному изображению и деталям рисунка, перечеркнутые, наложенные друг на друга Нахождение букв в «Волшебном квадрате» Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям; в ориентировке на листе бумаги Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления Коррекционные упражнения, направленные на развитие абстрактного мышления
Формирование приемов самоконтроля
Развитие словесно-логического мышления Развитие мыслительных процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их Развитие временно-пространственных представлений Понимание значения пространственных предлогов Развитие логического мышления Формирование причинно-следственных связей |
2 | Речь и предложение. Речь устная и письменная. Выделение предложений из речи и текста | 1 | Заглавная буква в начале предложения точка в конце | |
3 | Интонационные границы предложения. Границы предложения на письме | 1 | Различение предложений по интонации | |
4 | Практические упражнения в составлении и распространении предложений | 1 | Устный анализ предложения по количеству слов | |
5 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении | 1 | Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения | |
Формирование звуковой стороны речи и фонематических процессов | ||||
6 | Звуки и буквы. Звуки речи по способу образования: гласные и согласные. Звукобуквенный анализ и синтез слов. | 1 | Дифференциация понятий «гласные - согласные». | |
7 | Свойство гласных образовывать слог. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры | 1 | Сравнение слов по количеству слогов. Деление слов на слоги. | |
8 | Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Понятие «стечение согласных» | 1 | Типы слогов. Слоги и слова со стечением согласных. Правила переноса | |
9 | Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Определение ударного гласного в слове | 1 | Обогащение словаря. Слова-омографы. Работа над слого- ритмическим оформлением слова. Схема слого-ритмической структуры слова (хХх ххХ) | |
10 | Различение ударных и безударных гласных | 2 | Выделение безударных гласных в словах. Обогащение словаря. Подбор родственных слов | |
11 | Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв о – а | 2 | Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме | |
12 | Дифференциация гласных о – а в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 3 | Развитие зрительной дифференциации строчных букв «о – а» | |
13 | Гласные II ряда. Образование гласных II ряда. Узнавание и вычленение гласных II ряда на слух. Буквы е, ю, я, ё в начале слова и после гласных | 2 | Сказка о букве Й и её друзьях гласных I ряда | |
14 | Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной позиции, в слогах, словах. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда | 2 | Уточнение и сравнение твердых и мягких согласных по артикуляции и звучанию | |
15 | Буквы а-я, о-ё, у-ю, ы-и после твёрдых и мягких согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 4 | Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных | |
16 | Дифференциация ё – ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 2 | Развитие фонематической дифференциации звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство | |
17 | Обозначение мягкости согласных буквой Ь | 1 | Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных | |
18 | Буква Ь в конце и в середине слова | 1 | Дифференциация понятий «звук – буква». Звукобуквенный анализ слов с буквой Ь | |
19 | Разделительный Ь перед гласными е, ё, я, ю, и | 1 | Сопоставление произношения и написания слов с разделительным Ь | |
20 | Дифференциация Ь-показателя мягкости согласных и разделительного Ь | 1 | Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Перенос слов с разделительным Ь и с Ь | |
Дифференциация звуков, имеющих акустико -артикуляционное сходство | ||||
21 | Парные звонкие и глухие согласные Дифференциация звонких и глухих согласных звуков | 1 | Установление сходства и различия парных согласных звуков | |
22 | Дифференциация звуков [Б – П], [Д–Т], [Г – К – Х], [В–Ф], [З – С], [Ж–Ш] -в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях, текстах | 8 | Уточнение артикуляции и звучания согласных звуков в слогах, словах, предложениях. Работа со словами-паронимами. Правописание «жи-ши» | |
23 | Звук и буква Ц в слогах, словах, предложениях, текстах | 2 | Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях | |
24 | Дифференциация звуков [С–Ц] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 2 | Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Составление предложений по опорным словам | |
25 | Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях, текстах | 2 | Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов | |
26 | Дифференциация звуков [Ч–Ц] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 3 | Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Выделение звуков [Ч]– [Ц] в разных позициях | |
27 | Звук и буква Щ в слогах, словах, предложениях, текстах | 1 | Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях. Суффиксы – щик, -щиц в названиях профессий | |
28 | Дифференциация звуков [Ч – Щ] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 2 | Правописание «чу-щу», «ча-ща» | |
29 | Дифференциация звуков [Ч – Щ – Т’ – Ц] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 2 | Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Выделение звуков в разных позициях. Пересказ текста по опорным глаголам | |
Дифференциация оптически сходных букв | ||||
30 | Дифференциация букв и–у в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 3 | Преодоление оптико-кинестетических парафазий. Развитие зрительной дифференциации на материале строчных букв и-у. Соотнесение буквы со звуком и символом | |
31 | Дифференциация букв б–д в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 3 | Совершенствование графичес-ких умений и навыков. Соотнесение буквы со звуком и символом. Работа с квазиомонимами | |
32 | Дифференциация букв п–т в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 3 | Развитие зрительно-моторных координаций. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами | |
33 | Дифференциация букв л–м в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 3 | Развитие оптических представлений и оптико-пространственных отношений. Работа над правилами соединения букв | |
34 | Дифференциация букв ш–щ в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 3 | Развитие зрительно-моторных координаций. Работа над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости Правописание «жи-ши» | |
35 | Дифференциация букв х–ж в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 3 | Развитие зрительно-моторных координаций. Правописание «жи-ши» | |
Формирование лексико-грамматического строя речи | ||||
36 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению | 1 | Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов. Омонимы (слова-«близнецы») | |
37 | «Слова-приятели» | 1 | Синонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета | |
38 | «Слова-неприятели» | 1 | Антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета | |
Развитие навыков словоизменения | ||||
39 | Слова, обозначающие предметы | 1 | Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Восстановление предложений с пропущенными существи-тельными | |
40 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа | 1 | Знакомство с существитель-ными единственного и множественного числа | |
41 | Практическое употребление существительных разного рода | 1 | Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы | |
42 | Употребление существительных в различных формах, их зависимость от других слов в предложении | 2 | Выделение из текста названий предметов с помощью различных вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.) | |
43 | Слова, обозначающие действие предмета | 1 | Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение словаря действий | |
44 | Выделение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам: что делает? что делают? | 1 | Образование приставочных глаголов. Преодоление устного аграмматизма | |
45 | Изменение формы слова в зависимости от вопроса: что делает? что делал? что будет делать? | 1 | Чтение текстов с глаголами единственного и множествен-ного числа разного времени и родов. Постановка вопросов к ним | |
46 | Согласование глагола с существительным в числе | 1 | Пересказ текста по опорным глаголам | |
47 | Согласование глагола с существительным в роде | 1 | Работа по словоизменению. Работа с антонимами, синонимами | |
48 | Слова, обозначающие признаки предмета. Постановка вопросов к ним | 1 | Развитие словаря признаков. Подбор слов-признаков с помощью вопросов какой? какая? какое? какие? | |
49 | Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы | 1 | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами | |
50 | Употребление слов, обозначающих признаки предметов, в предложении и в тексте. Постановка вопросов к ним | 1 | Чтение предложений, насыщенных прилагатель-ными в сочетании с существительными. | |
51 | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | 2 | Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях | |
52 | Согласование прилагательных с существительными в падеже | 2 | Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи | |
53 | Предлоги. Уточнение конкретно – пространственного значения предлогов | 4 | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Раздельное написание предлогов | |
Работа над предложением и связной речью | ||||
54 | Предложение. Восстановление деформированных предложений | 1 | Установление порядка слов и грамматических связей в предложении. Заглавная буква в начале предложения, точка в конце | |
55 | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое | 1 | Распространенные и нераспространенные предложения. Упражнение в постановке вопросов | |
56 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме | 1 | Установление грамматических связей между словами в предложении | |
57 | Составление рассказа по опорным словам | 1 | Упражнение в постановке вопросов. Установление грамматических связей между словами в предложении | |
58 | Работа с деформированным текстом | 1 | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи | |
59 | Итоги коррекционной работы за год. Проведение итоговых проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок. Оценка результативности работы с учащимися | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...
Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...
План по самообразованию учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»; сказал в свое время Д. Дидро, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового...
Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ".
Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ" направле...
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале темы "Животные в русских народных сказках".
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале т...
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова".
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка и коррекцию нарушений чтения у...
«Нравственное воспитание обучающихся воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида»
Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии стоит в наше время весьма остро. В последние годы в связи с последствиями социально-экономического кризиса, с повсеместным ухудшением эко...