"Реализация специфических приемов предупреждения дисграфии на уроке" (с презентацией)
консультация на тему

Гупалова Людмила Аркадьевна

Выступление на семинаре-консультации " "Реализация специфических приемов предупреждения дисграфии на уроке" (с презентацией)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

семинар-практикум

«Создание условий для оптимальной социально-психологической адаптации

ребенка с ОВЗ»

Тема:

 «Реализация специфических приемов предупреждения дисграфии

 на уроке»

1слайд

           В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи (дисграфия, дислексия). Нарушения письма и чтения препятствуют полноценному освоению школьных знаний, поэтому интерес к проблеме коррекции дислексии, дисграфии не только у логопедов, психологов, но и у учителей начальных классов и русского языка не случаен.

2 слайд

  Проблеме нарушений письменной речи у детей посвящено большое количество исследований, однако, актуальность её изучения не снижается. Такой интерес обусловлен факторами:

• большая распространенность среди учащихся первых классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;

• необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;

• многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки.

  Между тем, практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия.

3 слайд

            Учитывая все  выше сказанное, давайте посмотрим, как можно использовать некоторые специфические приемы предупреждения  и коррекции дисграфии на практике и как сделать  ЗАНЯТИЯ  С  РЕБЁНКОМ   увлекательными, интересными и результативными.

Во-первых, при выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

Во-вторых, перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребенок, правильно ли держит карандаш, ручку.

Важно, чтобы ребёнок работал в спокойной обстановке или под спокойную музыку.

КАТЕГОРИЧЕСКИ  ЗАПРЕЩАЕТСЯ   многочасовое переписывание заданий. На начальном этапе обучения большие по объёму письменные задания и многократное переписывание могут дать обратный эффект, т.к. дети пишут с большим напряжением, а значит, быстро устают. Лучше, чтобы задание было не очень большое по объёму, выполнение которого не ограничивалось во времени, а основная задача была – выполнить задание  правильно и красиво.

     К детям, имеющим трудности в обучении,  необходимо терпеливое и внимательное отношение педагога и родителей.

4 слайд  

           Чтобы обучение письму было успешным, очень важно научить ребёнка  ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРОГОВАРИВАНИЕМ.

      Механизм проговаривания звуков на начальном этапе обучения письму необходим ребёнку не только для того, чтобы правильно произвести звукобуквенный анализ, но и для того, чтобы запомнить порядок звуков водящих в состав слова, особенно в тех случаях, когда у ребёнка имеются и какие-то другие трудности освоения письма.

     Проговаривание необходимо  для детей с неустойчивым вниманием, низкой работоспособностью. Ведь в этих случаях, написав букву и не запомнив следующую, ребёнок может отвлечься и в результате - "упранение" вместо "упражнение". Произношение вслух того, что пишешь,  даёт ценную слуховую поддержку.

5 слайд

      Если ребенку ТРУДНО ЗАУЧИВАТЬ СПИСКИ СЛОВ для правильного написания, попробуйте научить его следующим приемам:

  • Посмотри на каждое слово, затем закрой глаза и представь его себе зрительно, букву за буквой.
  • Не берись за другое слово, пока не представил себе первое ясно и подробно.
  • Прочитай слово вслух по слогам или даже по буквам, глядя на него, потом отвернись и повтори это несколько раз, а потом уже пиши.
  • Попробуй собрать это слово из букв разрезной азбуки, переставляя буквы, пока слово не станет выглядеть, как положено.
  • Разделяй словарные списки на маленькие кусочки по 3—5 слов. После того, как выучишь каждый кусочек – отдыхай.

6 слайд

           НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПОЧЕРКЕ

Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяются два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый";  другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый".

       Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

     Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

КАК НАУЧИТЬ

      Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА.

        Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

        Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям.  При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

7 слайд

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

      Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

      Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным

       К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.

      Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.

      Дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают  как, то  можно поинтересоваться у бабушек и дедушек).

      "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

    Сталкиваясь по долгу службы с проблемами дисграфиков, я попыталась проанализировать опыт успешной работы коллег  по коррекции (устранению) данной речевой патологии и дальнейшего развития творческой личности ученика – логопата.

8 слайд

       Есть много достаточно ИНТЕРЕСНЫХ НАХОДОК:

     1. Вот, к примеру, при большом количестве ошибок привлечь внимание ученика можно не обилием красноты в тетради, а пустотой. Это, значит, что не надо раскрашивать ученическую  тетрадь красными чернилами, а, наоборот,  не поставив никакой оценки. Пусть посмотрит подрастающий человек на образовавшиеся пробелы в знаниях русского языка и сам подумает, в учебнике и словаре пороется, с родителями посоветуется. А затем самостоятельно все ошибки исправит -  система работает сама на идеальный конечный результат – ИКР.

                В результате оказалось, что многие ученики пометок не дожидались, самостоятельность проявляли. И грамотность у них постепенно улучшилась. Правда, учителям дел прибавилось, ведь одну и туже работу пришлось проверять дважды.

      2. Мне бы хотелось обратить внимание на творческий подход к этому вопросу, который заключается в обучении школьников писать стихи. Показать, как гармония стиха складывается из чередования ударных и безударных слогов, которые стоят в строках строго друг за другом, словно, солдаты на параде. А рифма – правофланговый, замыкающий каждую сточку – шеренгу.

Перепроверяя от стихотворения к стихотворению эти нехитрые правила, ребята перестают пропускать гласные, начинают ставить точки в конце предложений, а потом и сами пробуют писать стихи.

Людмила Георгиевна Парамонова - специалист по дисграфии, автор книг по коррекции нарушений письма, сделала великолепный подарок логопедам и дефектологам, издав сборник “Правил в стихах”.

9 слайд

      3.    В работе по профилактике и коррекции различной этиологии дисграфий полезно руководствоваться  ПРИНЦИПОМ  СВОБОДЫ ВЫБОРА. Это доступно  осуществить в рамках современной школы. Тенденции, направленные на гуманизацию учебно–воспитательного процесса, внедрение личностно–ориентированной модели обучения дают возможность не давить своим авторитетом на школьника–логопата, а реализовать наяву педагогику сотрудничества.

       Вот только некоторые примеры свободного выбора:

В.Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами для решения выбирают любые из них;

 у С.Н. Лысенковой дети сами называют, какие трудные слова учительница должна написать на доске;

Е.Е. Шулешко дает возможность в выборе защиты буквы (руками, ногами, голосом, телом и т.д.). Конечно, перечень примеров можно значительно расширить.

Актуальность применения нетрадиционных форм работы по коррекции дисграфии обусловлена тем, что мы работаем с удивительным букетом созданий, именуемым не иначе, как ученики – логопаты.  Надо успешно мотивировать детей на речевую активность и желание избавиться от ошибок в письменной речи.

 Учащимся предоставляется возможность выбрать:

Тему занятия.

          Например, на стадии автоматизации свистящих и шипящих звуков (С, З, Ц, Ш, Ж) можно предложить ученику следующее:

Ты уже произносишь правильно много звуков. Сегодня главного героя выберешь сам и гостей из числа поставленных звуков пригласишь к нему самостоятельно. Естественно, ребенок, пользуясь правом выбора, выберет главным героем свой любимый, выстраданный в труднейшем поединке, звук и гостей подберет соответствующих.

Форму проведения.

 Как правило, “проблемные дети” не любят выходить к доске. Чтобы эта процедура для них не стала стрессовым испытанием, можно упредить страх публичного выступления следующим предложением: - Ты можешь работать у доски самостоятельно или с помощником (другом, учителем, опорной карточкой, книгой и т. д.). Чтобы не упасть в собственных глазах и глазах своих сверстников, в данной ситуации школьник выбирают индивидуальную работу у доски, отказываясь от чьей–либо помощи. Ничего страшного нет в том, если ребенок выйдет к доске с другом. Когда возникнет чувство доверия к учителю, ему не придется прибегать к поддержке.

 Или пример из другой ситуации подчеркивает также право на выбор:

       Ты сегодня будешь работать с текстовым материалом, только определись - в роли учителя или ученика. Педагог с такими “выборными” подходами чаще достигает намеченной цели – эффективности образовательного процесса, потому что резко возрастает мотивация, которая является благодатным материалом в “лепке” настоящего ученика.

10 слайд

Еще одна нетрадиционная,  но эффективная форма работы – это использование компьютерных технологий при коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.

    При дисграфии дети с трудом овладевают письмом. Постепенно у таких детей может развиться чувство собственной ущербности, депрессия.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.

 Большая часть дисграфиков характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении задания, неумением контролировать свои действия. Дети не анализируют инструкцию, не планируют свои действия в соответствии с заданием. У многих наблюдается ЗПР.

Скорость зрительного восприятия  дисграфиков значительно ниже нормы. Они замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники.

     По - этому зрительное восприятие учащимися средств наглядности должно быть грамотно организовано: человек запоминает лучше то, на чем был зафиксирован его взгляд. Оптимальным считается 4-5 демонстраций за занятие.

     Учитывая особенности таких детей, необходим не стандартный подход к наглядным материалам на логопедических занятиях по коррекции письменной речи.

Новые информационные технологии, стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Компьютерные средства представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка

Например, при фронтальном опросе учащихся можно использовать презентацию в компьютерной программе «Power Point»: На первом слайде появляется сначала слово «предлог». Логопед задает вопрос: «Что такое предлог?». После ответов учащихся появляется определение понятия «предлог».

На втором слайде появляется надпись «Предлог пишется с другими частями речи». Учащиеся договаривают правило самостоятельно – «раздельно». Таким образом, младшие школьники непосредственно участвуют в образовании наглядного материала, могут проверить верность своих ответов, прочитав текст  слайда.

Логопедические занятия по исправлению дисграфии можно вести с помощью “Word” - текстового редактора.

Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха.

 Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте – поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука.

Применение разных компьютерных технологий способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

11 слайд

 Вот несколько упражнений по коррекции дисграфии

с использованием ИКТ:

1) Упражнение "Корректурная правка". Для этого упражнения нужна книжка или страница с печатным текстом с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы.

Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. (п-б, к-г, м-л, п-т и др.)

2) Упражнение "Пишем вслух". Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, То есть, "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Однако независимо от того, есть эта привычка или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово.

3) "Пропущенные буквы". Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например: С_лн_е_ о_ве_ает з_мл_. Ж_р_ат ру_ей_и. За_ел_не_а ро_а. М_ в_де_и г_а_а. Ве_ну в_тре_ай. Реб_ти_ки п_ве_ил_ с_воре_ни_и. По_сю_у _еб_чу_ п_и_ы. Солнце освещает землю. Журчат ручейки. Зазеленела роща. Мы видели грача. Весну встречай. Ребятишки повесили скворечники. Повсюду щебечут птицы.

4) «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа) • «Перепечатать» с доски буквы, которые состоят: - из одного элемента (О, С); - из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.); - из трех элементов и т.д. • «Перепечатать» с доски буквы, которые «смотрят»: - прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.); - вправо (Б, В, Г, Е и т.д.); - влево (З, Л, У, Ч и т.д.); - «открыты» (А, Б, Г и т.д.); - «закрыты» (В, О).

Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Основная задача – использование языкового анализа и синтеза (научиться определять количество, линейную последовательность слов, место слова в предложении, отграничивать речевые единицы, понимать причинно-следственные связи в предложении).

 Предлагаются следующие виды заданий: - разделить записанные без пробелов между словами предложения, определить количество слов и пробелов между ними, грамотно оформить предложение, впечатать заглавную букву и точку; уМашибылмишка девочкалюбиласвоегомишку онасшилаемуштанишкивгорошек - сократить распространенное предложение на одно–два–три слова до грамматической основы;

Работая с этим файлом, дети учатся: - вводить заглавную букву, пробел, точку, запятую, вопросительный и восклицательный знаки; - удалять, вставлять и перемещать знаки, слова, предложения; - исправлять ошибки.

 Коррекционная работа на лексическом уровне.

 Основные задачи – обогащение и систематизация словаря, создание морфологических обобщений. Предлагаются следующие виды заданий:

 - подобрать имена прилагательные к именам существительным (составить словосочетания); Яблоко (большой, большая, большое).

- угадать по именам прилагательным имена существительные; Большой, косолапый, коричневый - медведь

- образовать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; Чашка – чашечка, жук – жучок. –

       Коррекционная работа на уровне буквы.

 Основная задача – развитие звукового (фонематического) анализа и синтеза. Работа с заданиями, предложенными здесь, напоминает работу с перфокартами: в текст заданий ребенок должен впечатать буквы, слоги, слова-паронимы.

         В данный момент задания включают лишь наиболее часто смешиваемые пары букв (п-б, д-т, к-г и др.) Данное задание можно еще выполнять с помощью компьютерных игр по развитию речи: с помощью «мышки» положить картинки, в названиях которых есть заданные звуки, в определенные корзинки (картинка ЛОСЬ перемещается в корзинку, на которой написано Л и т.д.).

12 слайд

Результаты обучения детей с использованием ИКТ свидетельствуют о том, что специальные приемы компьютерно - опосредованного логопедического воздействия оптимизируют, ускоряют процесс коррекции и в целом содействуют гармонизации развития.

Главный принцип: выстраивать обучение так, чтобы активировались сильные стороны ребенка в обучении, т.е. те способы восприятия информации, которые ему даются легко – чтобы компенсировать то, что дается с трудом. Это нелегкий труд, и требует временных

13слайд

Вывод

      Преемственность профилактических  и коррекционных занятий по предупреждению дисграфии, проводимых в рамках логопедического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста, приводит к стабильной динамике улучшения качества устной и письменной речи логопатов, созданию достаточной базы для усвоения образовательной программы, заметно повышает мотивацию к учению.

14 слайд

Спасибо за внимание.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки «Система работы с детьми 5-7 лет с диагнозом «Общее недоразвитие речи» по развитию фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии с использованием современных технологий и методик

Данные методические разработки дают возможность использовать в работе учителя-логопеда современные технологии и методики для формирования необходимых навыков фонематических представлений как залог усп...

Статья на тему «Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии у детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (из опыта работы учителя-логопеда Анкудиновой Нины Фёдоровны)

Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё...

перспективное планирование на 2012 - 2013 учебный год по коррекции и предупреждению дисграфии для 2-ых классов

Здесь разработан блок подгрупповых логопедических занятий для детей с ОНР и ФФНР. В данном планировании прописаны все темы и задачи каждого занятия...

Методы и приемы коррекции дисграфии на уроках русского языка

Данная статья посвящена такому понятию, как дисграфия, в ней выделены виды дисграфии, методы и приемы ее коррекции на уроках русского языка....

Презентация к консультации "Реализация специфических приемов предупреждения дисграфии на уроке"

Презентация к консультации "Реализация специфических приемов предупреждения дисграфии на уроке"...

Рекомендации учителю "Предупреждение и коррекция дисграфии на уроках письма"

1. Особенности дисграфии, причины возникновения, формы. 2. Коррекция дисграфии: упражнения для использования на уроках письма....

Основные положения предупреждения дисграфии как специфического нарушения письма

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23528589","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Дисграфия и дислексия (F 81 – по МКБ-10) – неспособность (или затрудненность) о...