Статья
статья на тему

 

Интеграция  детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz_2.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           И.А. Недоросткова

                                                           социальный педагог высшей категории

                                                          МБОУ СОШ №5 с. Троицкое.

Интеграция  детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.

Социальное благополучие ребенка во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования ребенка в социуме необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие  в соответствии с индивидуальными возможностями становятся  сферой деятельности, в которой  тесно переплетаются  интересы родителей, специалистов здравоохранения, педагогов и всего общества в целом. Вопросы социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а значит, адаптация их к новым, современным условиям жизни, проблемы взаимоотношений ребенка и общества становятся актуальными как никогда. Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим  обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности

Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. В настоящее время в нашей школе обучается    37 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.  Школа расположена  в селе Троицкое. В ней обучаются  дети, проживающие в этом селе, дети Троицкого детского дома и обучающие из ближайших сел Успенское и Ново-Троицкое. Жизнь на селе такова, что родители и дети очень мало времени проводят вместе (большая часть наших родителей работает в г.Южно-Сахалинске и совхозе).  Контроля взрослых за учебной и внеурочной деятельностью зачастую не хватает. Доминирующим типом семейной системы выступает простая рабочая семья. Возможности выезжать в г.Южно-Сахалинск  для занятий реабилитационного направления у большинства обучающихся с ОВЗ нет,  (дети из семей с одним родителем, малоимущих, неблагополучных), из села Ново-Троицкое  выезд  ограничен, из-за нерегулярного движения маршрутных автобусов.  В работе  с  данной категорией учащихся имеются свои трудности и заключаются они в результате отсутствия в достаточной мере теплоты чувств, любви, симпатии и эмоциональной опоры, в первую очередь связанных с семейными отношениями, издержками семейного воспитания, неорганизованности свободного времени.  Все это влияет на социальную уязвимость семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Как мы знаем, материальное положение семей оказывает влияние на структуру использования свободного времени, способы проведения досуга, и, как следствие, на воспитательный потенциал.  При опросе, 85% родителей отметили, что их семьи проводят свое свободное время в выходные дни в семейном кругу - оказывая помощь ребенку в учебной деятельности, и занимаясь совместными делами по дому. Трудности в воспитании детей с ограниченными возможностями по данным опроса имеют  90% родителей,  при этом  все семьи готовы к взаимодействию с образовательным учреждением. В случае критических ситуаций родители способны обратиться за помощью к различным институтам, в том числе и к школе,  и к психологической службе школы. Поэтому социально – педагогическое сопровождение  детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе имеет особое значение. Цель школы - сформировать у детей  смысложизненные установки на основе доброжелательности, оптимизма, коллективизма.  Особое  внимание хочется обратить на то, что процесс вхождения в самостоятельную жизнь обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень труден. В основном эти дети неспособны без руководства и помощи взрослых правильно применять социальный опыт  и, как следствие, прерывают обучение до получения профессионального образования (чаще, эти дети не трудоустраиваются).  Причины неблагоприятной социально – трудовой адаптации детей с интеллектуальными нарушениями заключаются в следующем:

- в  основном, эти дети не видят поддержки и помощи со стороны взрослых

 ( семьи находятся в СОП и, как правило, в семье уже имеются отклонения в воспитании);

- подростки в силу своих психофизических особенностей не могут противостоять антисоциальному окружению;

- работодатели стараются не брать на работу  детей с интеллектуальными нарушениями.

В основе личного и социального благополучия человека лежит его успешность в труде, состоятельность в быту и разнообразие интересов в свободное время. Немаловажное значение при этом имеют личностные результаты, то есть овладение социальными ( жизненными ) компетенциями, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Для их устойчивого формирования необходимо получение первичного опыта или представления о жизненных компетенциях, что организуется в учебной деятельности;

 Пробы и применения – реализуется во внеурочной, воспитательной  и досуговой деятельности.

Научить умению самостоятельно решать жизненные проблемы за счет способности преодолевать экстремальные ситуации, стойкости, толерантности. Самоутверждаться и искать себя на основе трудолюбия, дисциплинированности, упорства, иметь стремления к здоровьесбережению. Работа с семьями и учащимися  с ОВЗ  в школе начинается с посещения педагогами уроков учащихся четвертых классов, встреч родителей с будущими классными руководителями средней школы. Администрацией школ организуются и проводятся совместные педсоветы. В начале учебного года составляется социальный паспорт классов, образовательной организации. Банк  данных позволяет выявить и поддержать учащихся и их семей, нуждающихся в поддержке и социальной защите. Формы работы, применяемые в работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ разнообразные:

- разработка системы индивидуального сопровождения, адекватной качественному своеобразию развития этих детей;

- семейное консультирование;

- содействие включению родителей в учебно – воспитательный процесс;

-  организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию;

- проведение психологических игр и творческих занятий с детьми;

- коллективно – творческие дела; конкурсы;

-индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений);

-системный разносторонний контроль за развитием ребенка с помощью специалистов (классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог). Осуществление постоянной взаимосвязи с родителями ребенка, другими членами его семьи;

-обеспечение учебно – методического оснащения, необходимого для

успешного освоения общеобразовательных (коррекционных) программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям обучающихся;

- психолого – педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

- адресная помощь одеждой, канцелярскими товарами нуждающимся семьям, имеющим детей с ОВЗ. Время и специфика деятельности школы зависит не только от внутренних ресурсов, но и развития внешних связей. В этом отношении сотрудничаем с ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» отделением по Анивскому району: помощь в постановке  на учет малоимущих семей и семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации; организация питания в школьной столовой на льготной основе. Это необходимая мера социальной поддержки, как самих детей, так и их семей, имеющих детей с ОВЗ. Для детей с ограниченными возможностями здоровья детский  коллектив является мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будет зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние.  У школы помимо традиционных функций есть ряд и смешанных, которые нельзя целиком отнести к образовательному плану и большая роль в данном случае отводится туризму. Социальная значимость туризма для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями  связана с духовным и физическим развитием личности через ряд функций:

- через воспитательную функцию он формирует  чувство коллективизма, вырабатывает нравственные и эстетические качества;

- через образовательную – закрепляет и пополняет знания по природоведению, истории, знакомит с культурой и традициями своей страны;

- через оздоровительную функцию – соблюдает оптимальный режим нагрузок, обеспечивает благотворное воздействие природных факторов на состояние организма, способствует соблюдению правил личной и общественной гигиены, развитию адаптационных возможностей, поддержанию организма на достаточно высоком уровне физической подготовке. На сегодняшний день в нашей школе туризм для детей с ограниченными возможностями проходит в рамках спортивно – оздоровительного и экскурсионного. Эти виды туризма простые и доступные, привлекают наибольшее количество участников. Они приближают жизненное пространство детей с ограниченными возможностями к жизненному пространству здоровых детей, что способствует их психической реабилитации. Педагогический коллектив находится в постоянном творческом поиске наиболее эффективных, гуманных путей социально – трудовой адаптации и интеграции в общество детей с особыми нуждами. Каждый учебный год начинается новыми задумками, планами и надеждами на лучшие результаты в учебе и социализации учеников. Поэтому, работа по созданию психолого – педагогической, социальной целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их возрастными и индивидуально – психологическими особенностями не завершена. Она требует постоянного обновления и, безусловно, будет продолжена.

 Литература: 1.Комплексная реабилитация детей инвалидов в системе образования Российской Федерации: Учебное пособие / Авторы – составители Н.О.Рубцова, С.Н. Фалько, В.Н. Латчук. – М.: РГУФК,2006.

2. Психологическое  и социальное сопровождение больных детей и детей – инвалидов/ под. Ред. Г.Ф, Безух. С-Петербург,  «Речь», 2007,112с.

3. Технологии физкультурно – спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие/ Авторы – составители О.Э. Аксенова, С.П.Евсеев/ Под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....