Открытое занятие "Звуки [Н], [Нь]"
план-конспект на тему

Макеева Маргарита Сергеевна

Конспект занятия для воспитанников с фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи подготовительной группы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zvuki_n_n.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

ЗВУКИ [Н], [Нꞌ]

Подготовила:

учитель-логопед

Макеева М. С.

Цель: уточнить произношение звуков [н], [нь]; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога; развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос.

Оборудование: волшебные палочки, зеркала, альбом 1.

Ход занятия.

  1.  Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку и будем помогать нашему другу Юпику. Но перед путешествием давайте потренируем голосок и вспомним наши звуки. Перед вами зеркала, они помогут вам вспомнить звук.

  1. Знакомство со звуками [н], [нь] (с. 52).

а) – Жила – была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна...? (Несмеяна.) Сидит Несмеяна на троне и ноет: то [н]-[н]-[н], то [нь]-[нь]-[нь]. Покажите, как ныла Несмеяна.

 Произношение звуков:

а) [н] -  губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает.

[нь]-  кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен.

б) Артикуляционная и звуковая характеристика звуков.

Дети наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характеризуют его: звук [н] — согласный, твердый; [нь] — согласный, мягкий.

  • Юпик показывает Несмеяне фишки. Какую фишку показал Юпик на звук [н]? А какую — на звук [нь]? Но Несмеяна на него даже не смотрит, а пуще прежнего ревет.

в) Дифференциация звуков [н]-[нь].

  •  Послушайте слово. Определите, какой звук в слове: [н] или [нь]. Подними волшебную палочку на эти звуки.

Царевна        деньги

крикунья                     нянька

улыбнуться        Несмеяна        

невеста        ноет

г) «Укачивание».

—Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать:

C:\Users\Aleks\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image2.jpeg

Поукачиваем ее и мы.

Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижением голоса.

Но Несмеяна все ревет, ругается, нянек за косы таскает. Убежали няньки.

  1.  Выделение звуков [н,[нь] из состава слова.

—Осталась Несмеяна одна-одинешенька. Ночь на дворе. Рассмотрите картинку. Назовите слова со звуком [н], [нь] в начале слова; в середине; в конце слова.

Дети находят слова со звуками [н], [нь].

4.         Физминутка.

Дети, что бы кого-то развеселить, нужно и самим быть веселыми, давайте сейчас немного потанцуем и поможем Юпику развеселить Царевну (Детское - Е. Железнова. Музыка с мамой. – «У Жирафа пятна-пятна»).

«У Жирафа пятна-пятна»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

  1. Звуковой анализ (с. 53).

а) — Понаехали принцы заморские. Ходят перед нею, шутят. А Несмеяна сидит вся опухшая, в слезах, капризничает, предложения не договаривает: «Я несу ...». По картинкам (небо, пень, носки, дыня, сарафан, корзина) догадайтесь, что она хочет дальше сказать? Что может Несмеяна нести?

Аналогично проводится работа с предложениями «Я надену...»,                              «Я нарисую...».

б) — Несмеяна продолжает ныть: н-н-н... Юпик решил ее развеселить, с ней пошутить. Он подставляет гласные звуки к звуку [н]. Какие слоги у них получились? Дети по схемам читают обратные слоги (с. 53).

в) — Прочитайте столбик слогов со звуками [н], [нь]. Произнесите их отчетливо. Юпик сочинил стишки с этими слогами:

Ни, ни, ни — грусть-тоску гони!

На, на, на — светит нам луна.

Но, но, но — на луне идет кино.

Ну, ну, ну — ждут тебя одну.

Ны, ны, ны — смех и радость нам нужны.

  1.  Итог занятия.

Обрадовалась Несмеяна предложению Юпика, заулыбалась. Согласилась полететь с ним на Луну. Посмотрела там кино, расхохоталась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу.

Литература:

  1. Цуканова С. П., Бетц JI. Л. УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I период обучения / С. П. Цуканова, JI. JI. Бетц.           – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.
  2. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Альбом 1 для индивидуальной работы / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 64 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....