Подколзина Е.Н.
опыты и эксперименты на тему

Никитина Анна Анатольевна

Подколзина Е.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podkolzina_zrenie_dtsp.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подколзина Е.Н.

Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками,

имеющими тяжелую зрительную патологию

и сопутствующие заболевания.

В представленном материале мы рассказываем (на примере занятий с одним ребенком) о своем опыте проведения индивидуальных коррекционных занятий с дошкольниками, имеющими глубокую зрительную патологию и сопутствующие заболеваниями, а также консультативной работы с их родителями. Работа эта осуществлялась на базе лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ГНУ «ИКП РАО».

Консультативная и коррекционная тифлопедагогическая поддержка оказывалась нами семьям дошкольников со сложным дефектом, имеющим глубокую зрительную патологию и различные сопутствующие заболевания и нарушения развития. Например, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержку психоречевого развития, нарушения речи различной степени.

Целью этой работы являлось привлечение родителей к процессам (ре) абилитации  и интеграции своего ребенка с проблемами развития.

Необходимо было дать родителям представление о потенциальных возможностях развития их ребенка, о перспективах его обучения.

В процессе осуществления работы с детьми мы ставили перед собой конкретные задачи, решение которых способствовало устранению проблем развития каждого ребенка.

В процессе консультирования их родителей мы ставили перед собой следующие задачи:

-Познакомить родителей с проблемами ребенка, имеющего сложный дефект (патологию зрения и сопутствующие заболевания и нарушения развития), дать представление об особенностях его психофизического развития.

-Познакомить родителей с условиями и принципами семейного воспитания их ребенка, предупреждающими у него иждивенческое отношение к окружающим и так называемое инвалидное поведение.

-Помочь родителям в налаживании взаимодействия (взаимоотношений) со своим ребенком.

-Дать родителям рекомендации по включению ребенка в общение с нормально развивающимися сверстниками: а) в условиях детского сада, группы, центра, занятия в которых, как правило, посещали  дети; б) в условиях семейного воспитания.

-Разработать индивидуальные программы коррекционно-компенсаторного воспитания и обучения детей в условиях семьи (с учетом особенностей психофизического развития дошкольников, имеющих сложный дефект). *

* Примечание. К разработке программы привлекались родители. На занятиях тифлопедагога они знакомились с приемами формирования у своего ребенка навыков общения, предметно-практической, игровой деятельности, ориентировки в пространстве, способов познания окружающего мира на ограниченной сенсорной основе и т.д. Приобретенные знания и умения взаимодействия со своим ребенком родители затем применяли в условиях семейного воспитания.

Особенностью занятий с детьми было то, что они всегда проводились в присутствии родителей (мамы или папы). Родители привлекались к играм с ребенком, выполнению различных заданий.

Занятия проводились один - два раза в неделю в первой и во второй половине дня (в зависимости от режима жизни ребенка в семье и с учетом потребностей родителей). Продолжительность каждого занятия - 1 час, в течение которого мы занимались с ребенком, консультировали родителей по возникающим у них вопросам семейного воспитания, демонстрировали им приемы взаимодействия с  незрячим ребенком, давали рекомендации по организации занятий с ребенком дома.

После прохождения ребенком курса коррекционно-компенсаторного обучения и его диагностического обследования мы давали родителям рекомендации о возможностях посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения компенсаторного вида (для детей с нарушением зрения): группы для слепых, слабовидящих или для детей со сложной структурой дефекта.

В этой статье мы представляем материалы, отражающие работу с одним ребенком - Глебом П. Возраст мальчика на момент начала коррекционно-педагогической работы с ним - 2 года и три месяца. Диагноз зрительного заболевания: Врожденная патология зрительной системы. Vis  - OU 0,04.

Сопутствующие нарушения развития: Правосторонний парез. Задержка психоречевого и моторного развития.

Примечание. Сведения о состоянии зрительной системы и других отклонениях в развитии ребенка взяты нами из медицинских документов, предоставленных родителями.

Во время первой встречи с мальчиком и его мамой мы наблюдали за его поведением, реакцией на новую обстановку, незнакомого человека (тифлопедагога); делали попытки наладить с мальчиком контакт, вызывать его на элементарные действия с игрушками.

Маме были даны некоторые сведения об общих особенностях  и проблемам развития детей, имеющих тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания и нарушения. Мы избегали профессиональной терминологии, старались, чтобы получаемая мамой информация была ей понятна.

Следует отметить, что консультирование мамы Глеба (как и всех родителей других детей) при первой и последующих встречах проходило в тактичной, корректной форме; все рекомендации, которые мы давали, предлагались в спокойной, доброжелательной форме. Очень важно было убедить маму в искреннем желании тифлопедагога помочь ей и ребенку, создать доверительные отношения. В этом случае родители полностью доверяли нам, принимали наши рекомендации и старались следовать им.

В результате первого общения мы получили некоторые представления о развитии ребенка, об особенностях поведения Глеба. Так, мы увидели, что мальчик не хочет ходить, хотя на ножках стоит и ходить может (но правую ногу приволакивает, ступня немного вывернута). Мальчик предпочитал находиться на руках у мамы. Нам удалось взять Глеба на руки, походить с ним по кабинету, подержать  на коленях, но очень недолго, т.к. он все время  пытался вернуться на руки к маме. Нам не удалось также заинтересовать ребенка игрушками, он отворачивался, прятал руки за спину, если мы пытались вложить в его руки игрушку.

 Мы заметили, что правой рукой Глеб ничего не берет, она в полусогнутом состоянии была прижата к телу.  Нежелание ходить и действовать правой рукой связано с имеющимся у него правосторонним парезом, который ограничивал и затруднял двигательные возможности Глеба.

Мы попросили маму мальчика принести нам рекомендации специалиста, который занимался с Глебом коррекцией нарушений двигательной сферы, связанных с парезом. Нас интересовали возможности использования на коррекционных занятиях игр и упражнений для формирование у мальчика техники ходьбы,  осязания и мелкой моторики, предметно-практических действий.

Позже, после нескольких занятий нам удалось спустить Глеба с рук мамы. Но ходить он некоторое время отказывался, зато с удовольствием и очень быстро ползал.

Первые наблюдения за ребенком показали также, что Глеб не говорит, произносит лишь отдельные слоги (да-да-да-да, ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма). Со слов мамы, Глеб не зовет ее «Мама!», а лишь громко произносит неопределенные звуки, когда хочет, чтобы она подошла к нему. Также он привлекает к себе внимание других взрослых. Во время наблюдений за ребенком при первой встрече и позже - в процессе обследования мы заметили эту особенность речевого развития Глеба.

Мальчик не пользуется своим остаточным зрением, он не фиксирует взгляд на игрушке, не следит за ее движением. Маме мы  раскрыли роль остаточного зрения в развитии мальчика, объяснили необходимость его использования. Объяснили маме, что такое зрение, как у Глеба (0,04) достаточное для того, чтобы научить мальчика самостоятельно передвигаться в пространстве, видеть предметы, узнавать близких. Но для это надо развивать его.  Дали некоторые рекомендации по развитию остаточного зрения.

По результатам первого общения и наблюдений за ребенком нами было проведено тифлопедагогическое обследование Глеба (во время следующего посещения).

При составлении схемы обследования за основу мы взяли «Методику психолого-педагогического обследования детей 2-го года жизни» («Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» (Под ред. Е.А. Стребелевой). - М.: «Полиграф-Сервис», 1998.- С. 234), адаптировав ее с учетом необходимости выявления особенностей восприятия окружающего мира и выполнения предметно-практических действий ребенком в условиях зрительной деривации. Так, мы сняли или изменили многие задания, дополнив схему другими.

Оценка действий ребенка а) выполнение после показа и объяснений тифлопедагогом  способов выполнения предлагаемых действий;

б) выполнение с помощью направляющих инструкций и подсказывающих вопросов тифлопедагога;

в) выполнение в процессе совместных и сопряженных действий с тифлопедагогом;

г) невозможность выполнения или отказ.

Схема тифлопедагогического обследования

ребенка с глубокой зрительной патологией и сопутствующими заболеваниями и нарушениями развития 2 х - 3-х лет

Фамилия,  имя ребенка  ____________________________________________________________

Дата рождения  ___________________

Диагноз зрительного заболевания _______________________________   ____________________________________________________________

_______________________ Острота зрения (Vis OU-    ; OD-    ; OS-      )

Сопутствующие заболевания и нарушения развития ________________________________________________________________________________________________________________________

Дата проведения обследования _______________________

Предлагаемые ребенку задания, вопросы

Характер выполнения

1

Посмотри на игрушку (т/педагог держит небольшую яркую игрушку на уровне глаз ребенка, на расстоянии 35 - 50 см)

г

2

Возьми игрушку (т/педагог дотрагивается игрушкой до рук ребенка)

в

3

Дотронься до мяча (тифлопедагог держит мяч на уровне глаз

ребенка, на расстоянии  35 - 50 см)

в

4

Вложи формы в прорези (2 формы: круг и квадрат)

г

5

Разложи игрушки (перед ребенком группа игрушек, например, 2 кубика и 2 матрешки и 2 маленьких подноса, на которые надо разложить игрушки)

г

6

Выбери игрушку, которую назову (из 2-х)

г

7

Построй башню из кубиков (для постройки предлагают 3 кубика разного цвета)

в

8

Покажи рукой в ту сторону, где звучит (звуки дудочки, колокольчика)

в

9

Покатай машинку, куклу: а)по полу; б) по столу.

г

10

Иди к маме, иди ко мне (на звук голоса)

г

11

Покажи, где у тебя голова,

ноги, руки, спина, грудь

в

12

Дотронься до игрушки правой

(левой) рукой

г

13

Игровая деятельность (ребенку предлагают поиграть со знакомой ему игрушкой, которую он принес из дома)

г

14

Общение

На эмоциональной основе. Речь не сформирована

Индивидуальная программа

коррекционного воспитания и обучения.

Цели

Решаемые задачи

Формирование у ребенка навыков общения на эмоциональ-

ной основе

-Наладить с Глебом положительный эмоциональный контакт.

-Побуждать к общению с тифлопедагогом, мамой (использование игрушки: собачки, кошки, куклы как посредника для общения, как участника общения).

Формирование элементарных навыков речевого общения

-Создавать ситуации, побуждающие мальчика к произнесению слов, коротких фраз.

-Давать Глебу образцы обозначения в речи игрушек, знакомых ребенку предметов ближайшего окружения.

-Побуждать к называнию игрушек, предметов, их цвета и величины (повторяя за тифлопедагогом или мамой).

-Давать образцы обращения к взрослым  и к игрушкам, используемым на занятиях для обучения ребенка общению, образцы выражения просьб, благодарности, ответов на вопросы.

-Учить Глеба внимательно слушать обращенные к нему слова, осмысливать их и действовать в соответствии с ними

Дать представление о неречевых средствах  общения

-Научить маму показывать Глебу на себе (мимика, жесты рук, поворот головы) отражение различных эмоций.

-Упражнять мальчика в использовании жестов при встрече, прощании: кивок головы в знак согласия, повороты головы налево и направо как знака отказа, отрицания.

Обучение использова-

нию остаточного зрения

-Побуждать фиксировать, задерживать взгляд на игрушках, предметах ближайшего окружения (расстояние, с которого предъявляются игрушки, постепенно увеличивается: с 10-15 см до 1м).

-Дать представление об основных цветах (в соответствии с возрастом предлагать 4: красный, желтый, зеленый, синий).

-Упражнять в нахождении игрушек названного цвета (предлагать не более 3-х игрушек).

-Побуждать прослеживать взором движение игрушек на близком расстоянии (до 1 метра).

-Учить контролировать зрением все свои действия.

Развитие осязания и мелкой моторики

-Обучение приемам захвата и удерживания игрушек, предметов ближайшего окружения.

-Обучение осязательному обследованию игрушек и предметов простой формы по определенному плану (двумя руками, сверху вниз; тщательно ощупывать, выделяя основные части, характерные признаки -форму, величину, особенности строения).

-Упражнять в самостоятельном узнавании игрушек и предметов простой формы на ощупь.

-Учить контролировать осязанием зрительную информацию об игрушках и окружающих предметах.

Формирование навыков игровой деятельности

-Учить правильно брать, держать, класть, ставить игрушки.

-Побуждать к выполнению элементарных игровых действий (сначала в сопряженных и совместных действиях, позже по показу и инструкциям взрослого).

Формирование навыков самостоятель

ной ориентиров-

ки в пространстве: на собственном теле и в ближайшем пространстве

-Отработка техники ходьбы

(учить правильно ставить ступни ног, держать корпус тела, голову; координировать движения рук и ног при ходьбе с взрослым; ходить самостоятельно вдоль стен).

-Учить различать правую и левую, переднюю и заднюю стороны «на себе».

-Познакомить с помещением, в котором проводятся занятия.

-Дома учить Глеба ориентироваться в своей квартире, комнате и др. помещениях, дать представление об их назначении, учить самостоятельно находить свою кровать, ящик с игрушками и т.д.

-Обращать внимание мальчика на  звуки, запахи, наполняющие окружающее пространство, на зрительные (цветовые и световые) и осязательные ориентиры.

-Упражнять в движении на звук голоса мамы, других взрослых.

Литература

  1. Воспитание и обучение слепого дошкольника /Под ред. Л.И.Солнцевой, Е.Н.Подколзиной, 2-е изд. с  изменен.- М.: ООО ИПТК «Логос» ВОС”, 2005.
  2. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие. - М., 1990.
  3. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. - Верхняя Пышма, 1997.
  4. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития (Под ред. Е.А. Стребелевой).- М.: «Полиграф-Сервис», 1998.- С. 234
  5. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения: Методические рекомендации. -СПб: Образование, 1995.
  6. Прудникова И.В. Особенности работы тифлопедагога с тотально слепым дошкольником // Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры: Из опыта работы дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения / Редактор-составитель Е.Н.Подколзина. - М.: Город Детства, 2006. - С.29-33.
  7. Ремезова Л.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения в процессе обучения конструированию: Методическое пособие. - М. 1998.
  8. Ремезова Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения.- Самара: ООО «НТЦ», 2002.
  9. Рудакова Л.А. Коррекционная программа по пространственной ориентировке слепых дошкольников //Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения /Под ред. В.А.Феоктистовой.- Спб.,-1995. - С.6-33.
  10. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего. дошкольного и школьного возраста.- М.: Полиграф-Сервис. 1997.
  11. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.  -М.: Педагогика, 1980.
  12. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения /Под ред. В.А.Феоктистовой. - Спб: Образование, 1995.
  13. Феоктистова В.А. Формирование навыков общения у слабовидящих детей /Под ред. Л.А.Шипициной. - Спб, 2005.
  14. Феоктистова В.А., Стернина Э.М. и др. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье: Библиотечка для родителей. – М.: ВОС, 1993.
  15. Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. - М.:ВОС. 1983.

Литература, рекомендуемая тифлопедагогом родителям ребенка с зрительной патологией

  1. Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. – М.: Академия, 2003.
  2. Егорова О.И. Приключения сказочного человечка: Книжка с рельефными картинками для дошкольников.- М.: ИПТК «ЛОГОС» ВОС. 2001.
  3. Игры и игрушки для слепых детей дошкольного возраста / Рос. гос. б-ка для слепых; [науч. ред. Е. Н. Подколзина]. – М., 2007. – (Заочная школа для родителей). – По материалам одноим. брош. (Deutsche Zentralbucherei fur Blinde zu Leipzig, 1978).
  4. Наши слепые дети: Рекомендации по воспитанию слепых детей в первые годы жизни /Рос. гос. б-ка для слепых; [науч. ред. Е. Н. Подколзина]. – М., 2007. -  (Заочная школа для родителей).
  5. Озеров В.Д. Беседы с родителями незрячих детей. – М.: АРКТИ, 2007.
  6. Подколзина Е.Н. Научить общаться //Школьный вестник.-2005. №6.-С.1-7.
  7. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения //Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2001. - №2.-С.56-59.
  8. Подколзина Е.Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №3. - С.35-39.
  9. Подколзина Е.Н. Ребенок с нарушением зрения //Здоровье дошкольника. - 2008.-№1.- С.44-48; №3. - С.44-47; №4.- С.-  44-46.
  10. Подколзина Е.Н. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки у ребенка с нарушением зрения. – М., РГБС, 2007.
  11. Подколзина Е.Н. Слепой ребенок в группе для детей с косоглазием и амлиопией /Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры. Ред.-составитель Е.Н.Подколзина. - М.: Город Детства, 2006.-С.7-14.
  12. Слепой ребенок в семье: Книга для родителей /Под ред. Л.И. Солнцевой. – М.. 1989.
  13. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения : [сб. ст.] / Фин. федерация инвалидов по зрению, Рос. гос. б-ка для слепых ; [ред.-сост. Г. П. Коваленко]. – М.: РГБС, 2001. – (Заочная школа для родителей).
  14. Солнцева Л.И., Хорош С.М.. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста - М. ВОС. 1983 г.
  15. Феоктистова В.А., Стернина Э.М. и др. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье: Библиотечка для родителей. – М.: ВОС, 1993.
  16. Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. - М.:ВОС. 1983.