Доклад «Нравственное воспитание в труде»
статья на тему

Ширяева Майя М

Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы Российской Федерации, является вооружение у учащихся совокупности определенных общеобразовательных и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_v_trude.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 VIII вида»

Доклад

«Нравственное воспитание в труде»

                                                                                                                  Учитель:

                                                                                                                  М.М. Ширяева

Егорьевск

I. Введение.

На современном этапе развития педагогической науки возросло внимание к проблематике нравственного воспитания старшеклассников в труде как важнейшему средству формирования научного мировоззрения личности.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Поэтому тема "Нравственное воспитание старшеклассников в труде" актуальна в условиях рыночных отношений. Очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.

1. Цель и задачи нравственного воспитания в труде.

В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения выбор сферы трудовой деятельности становится особенно проблематичным. С появлением рыночных отношений возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций.

Тем не менее, многие учителя, родители, да и сами учащиеся считают, что свобода выбора сферы труда и профессии в демократическом обществе позволит выпускникам школы самим определить место в жизни.

Формирование у учащихся готовности к труду – составная часть целостного педагогического процесса.

Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы Российской Федерации, является вооружение у учащихся совокупности определенных общеобразовательных и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели: "сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психиатрические и физические качества личности.

Трудовая подготовка осуществляется на всех этапах школьного обучения и строится с учетом психического развития и социального статуса старшеклассников. Она направлена на решение следующих задач, вытекающих из основной цели:

  • Воспитания трудолюбия как черты общечеловеческой морали.

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности.

  • Формирование нравственных черт старшеклассников, таких как справедливость, совестливость, коллективизм, честность, скромность, гражданственность.

Что же в себе содержат эти нравственные качества?

Справедливость – объективная сторона личностно-деловых качеств

людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность.

Коллективизм – это такая организация труда, посредством которой соединяются индивидуальные, групповые и общественные интересы, ориентирующие работника на достижение конечных общественных полезных результатов, способствует заинтересованности в труде, придает ему положительный социально-нравственный смысл.

Умение работать в коллективе предполагает стремление работать сообща, готовность прийти на помощь товарищам, дисциплинированность, чувство ответственности за общее дело, высокую требовательность к себе, чувство личной ответственности за результаты своего труда перед коллективом.

Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности, самоотдачи в работе, умение говорить правду "в глаза", требовательность к себе и к другим.

Скромность – исполнительность, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам.

Гражданственность – личная ответственность перед обществом, людьми.

  • Воспитание культуры труда во всех ее проявлениях (профессиональной, эстетической, экологической, правовой и др.)

Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков: правильно содержать рабочее место и инструменты, умело планировать работу, правильно использовать различную техническую документацию, добиваться высокого качества работы, экономить время, беречь материалы и инструменты.

  • Формирование осознанного, творческого отношения к труду, стремления и умения постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
  • Воспитание самостоятельности, инициативности, формирование готовности творчески различать проблемные ситуации, старательно и активно участвовать в управлении производством.

Все эти задачи выступают важным фактором воспитания нравственных черт старшеклассника к труду, потребность к трудовой деятельности, в необходимости развития способностей, в выборе сферы труда и профессии. Понимание его высокого экономического и нравственного значения способствует овладению трудовыми умениями и навыками, закаляет волю, что в конечном итоге и формирует трудолюбие, а также бережливость как нравственные качества, помогает жизненному самоопределению старшеклассника.

Задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

2. Сущность, функции труда и трудового воспитания.

Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества.

Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также личная заинтересованность и предприимчивость, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, активное и творческое отношение к нему; стремление труженика к утверждению принципа социальной справедливости; эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду.

Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, его нравственных черт, умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.

Ведущие функции труда.

Утилитарно-практическая функция.

Утилитарно-практическая функция направлена на создание материальных и духовных ценностей человека.

Развивающая функция.

В условиях рыночного хозяйствования трудовая подготовка старшеклассника тесно связана с техническим обучением, овладением смежными профессиями, с повышением в рабочих специальностях удельного веса творческого интеллектуального труда. Все это повышает интерес школьников к труду, приводит их интеллект и организм в состояние активного действия, интенсивного развития внимания и воображения, восприятия и мышления, что и формирует в характере человека такие нравственные черты, как трудолюбие, любознательность к новым специальностям.

Воспитательная функция.

Воспитательная функция заключается в развитии и закреплении у старшеклассников в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности.

Функции труда определяют главные функции трудового сознания : формировать у школьников заинтересованность трудиться и воспитать нравственное отношение к труду.

Система трудового воспитания.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения старшеклассников в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Эффективность трудового обучения, воспитания и профориентации возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек в производительном труде.

Программы трудового обучения старшеклассников предусматривают широкий круг профессий. Профили трудовой подготовки определяются на местах с учетом потребностей народного хозяйства и наличия учебно-технической, производственной базы.

Учителям в школе необходимо развить у старшеклассников нравственное отношение к труду, понимание своего общественного долга, полезности, необходимости трудиться, в школе, развить гражданское сознание старшеклассников, умение приносить пользу себе и людям.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели, как высокая личная заинтересованность и производительность труда, и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности – трудолюбие.

Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивность в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в верном служении Родине.

3. Формы и методы трудового воспитания.

Труд людей, занятых в сфере материального производства включает многообразные формы деятельности, знакомство с которыми при обучении в школе способствует подготовке учащихся к жизни, к творческому труду.

Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия.

Дать школьникам трудовые навыки и умения – это еще не значит подготовить их к жизни, к труду.

Последнее достигается благодаря включению школьников в разнообразные виды коллективного общественно полезного, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке является главным средством трудового воспитания.

Широко распространенная форма вовлечения учащихся в общественно полезный, производительный труд – трудовые объединения школьников.

Трудовые объединения школьников – ученические производственные бригады – организуются на принципах добровольности и самоуправления для совместного производительного труда.

Трудовые объединения школьников играют исключительно важную роль в нравственном воспитании, профессиональной ориентации учащихся, в подготовке их к сознательному и творческому участию в общественном производстве. В трудовых объединениях учащиеся проходят школу трудовой жизни, воспитания высокой ответственности за порученное дело, добросовестности и активности в его исполнении. Эти нравственные качества воспитывают гражданское сознание у старшеклассников.

Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.

Формами трудового воспитания являются:

1) средства морального и материального поощрения;

2) представление широких возможностей для повышения своих способностей;

3) подготовка молодого поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях ;

4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости – и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

4. Содержание нравственного воспитания в труде.

Чувство собственного достоинства порождает потребность в достойном поведении, в красивых и добрых поступках. Человек, уважающий себя, уважает и других людей, умеет видеть в них достоинства. Это умение составляет одно из безусловных свойств нравственности.

Чувство собственного достоинства, как и уважение достоинства в других людях, необходимо воспитывать с детства.

Старшеклассники сталкиваются в свободном труде с тесным проникновением моментов эстетического отношения к труду в нравственные. Красота, совершенство сделанной вещи, вызывающие удивление и наслаждение собственными созидательными способностями и силами, и общий эмоциональный подъем переходят в ощущение и ожидание своей ценности не для себя только, но для людей, в осознание своего достоинства.

Развитие чувства моральной ответственности за порученное дело не позволит допустить выпуск технически и эстетически несовершенной вещи, плохо сделанной или оформленной. Здесь эстетическое чувство формируется также с чувством ответственности за весь процесс и результаты труда.

Трудовая деятельность человека направлена на то, чтобы видоизменить, переделать, усовершенствовать действительность. Труд прекрасен тем, что умножает красоту жизни, творит ее, сохраняет и оберегает.

Общественно полезный труд, выполняемый в нужном ритме, приобретает упорядоченность и совершенство, эстетическую выразительность.

Смелая выдумка, творческая изобретательность в процессе труда могут квалифицироваться с эстетической точкой зрения.

Истинная красота труда, момент возвышенного и прекрасного в нем тем значительнее, чем шире сфера труда.

Старшеклассники любят наблюдать эстетически организованный труд взрослых. Труд по "законам красоты" привлекает к себе их внимание, становится предметом размышления. Наблюдая как трудятся рабочие - мастера, школьники замечают равномерную затрату энергии, целесообразность движений, их размеренное чередование, то есть то, что входит в понятие эстетических свойств труда. Школьников поражает способность работающего человека соотносить свои движения с движениями других людей. Единый ритм труда, по их оценкам, образует эффективное зрелище.

Наблюдая, старшеклассники постепенно приучаются к эстетике труда, что скажется в их собственной трудовой деятельности.

Для того, чтобы человек воспринимал труд не только как необходимость, но и как важнейшую жизненную потребность, получая глубокое удовлетворение от самой работы, он должен быть увлечен своей профессией, стремиться не только к техническому, но и эстетическому совершенствованию своего мастерства. В развитии эстетического начала в трудовой деятельности большую роль играет эстетическое воспитание учащихся.

Приобщение учащихся в доступных формах к труду подводит их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстетическими ценностями.

Установка на конкретное трудовое задание во время занятий в мастерских осуществляется путем показа образцов выполнения трудовых операций. Нравственное эстетическое отношение школьников к трудовому заданию активизируется в результате постановки перед ними личностно значимой перспективой.

Изучение основ наук и наблюдения за эстетически организованным трудом взрослых формирует у школьников мысль о личном труде по законам красоты. Целостное восприятие эстетики труда меняет духовный мир юношей или девушек. Они становятся более активными в самопознании и самовоспитании, начинают критически разбираться в себе, учатся понимать свои физические и духовные возможности, укрепляют волю, вырабатывают в себе чувство долга и коллективизма.

Самый эффективный путь приобщения школьников к красоте труда – предоставление возможности трудиться самим.

Участвуя в коллективном труде, старшеклассники на практике применяют приобретенные навыки, проявляют свои творческие силы. Одним из видов такого труда может быть уход за растениями в школе или на пришкольном участке. Со школьниками проводится предварительная беседа.

Целенаправленное формирование нравственного воспитания к труду у старшеклассников включает в себя повышение роли общеобразовательных предметов в усвоении сущности труда, его социальной значимости. Сам по себе учебный труд – это активная деятельность, направленная на познание окружающей действительности и себя как части мира.

Желание и умение непрерывно пополнять и углублять изучение наук, формирует общекультурный уровень и стремление постоянно его повышать. Учебный труд включает изучение трудовой деятельности людей и их отношения в процессе труда. Учебная деятельность играет исключительно важную роль в воспитании трудолюбия у учащихся, формирует нравственные качества, открывающие молодым путь к достижению высокого мастерства в любой профессиональной деятельности: ответственное и добросовестное отношение к учебным и трудовым обязанностям, уважение к любому виду труда, проявление самостоятельности и творчества.

Труд учащихся старшей школьной ступени – это, прежде всего сфера самоопределения личности. С его помощью формируются способности, определяющие индивидуальность воспитанника, область его профессионального призвания – до их уровня подтягивается нравственная, социальная зрелость личности. Для старшеклассников необходимо существенно увеличить трудовой радиус всего круга школьной жизни. В соответствии с образовательным профилем следует усилить технический, научный, художественный, экологический и другие аспекты труда старшеклассников, используя возможности научно-производительного и культурного окружения школы. Не утрачивают своего значения и другие источники приобщения к труду: развитие трудовых увлечений, углубление в историю, культуру, народное художественное творчество, исторических памятников, изготовление национальной одежды и украшений, художественных изделий.

В летний период ведутся работы по благоустройству школы. Студенты занимаются ремонтом школы,  кабинетов, эстетически оформляют и озеленяют их.

Они участвуют в посадке деревьев, кустарников и цветов во дворе, на улице, в прилегающем сквере, обеспечивают охрану и уход за зеленными насаждениями.

На практике у студентов воспитывается такие чувства как трудолюбие, профессиональное мастерство, производственные навыки и умения, которые проявляются в творческом отношении к труду.

Вся трудовая деятельность связывается с развитием гражданского сознания студентов, патриотических чувств и понимания своего общественного долга.

Каждый воспитанник готовиться стать частью трудового коллектива.

Коллектив влечет за собой товарищество, взаимную поддержку и помощь, у школьников формируются нравственные черты как чувство ответственности и долга, товарищеская взаимопомощь, требовательность к себе и другим в интересах коллектива.

Заключение.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь старшеклассникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. Поэтому основная подготовка к труду осуществляется на уроках по основам наук, предмету, "Трудовое обучение", факультативных занятиях, в кружках технического творчества, в ходе выполнения общественно полезного во внеурочное время.

В этих условиях осуществляется решение задач по формированию у школьников нравственных черт в процессе трудового обучения.

Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества, помогают увидеть перспективы его развития.

Воспитать творческий подход к труду – высоко-особенная нравственная задача воспитания.

Решить эту задачу возможно только в том случае, если школа сумеет привить своим воспитанникам любовь к труду, понимание общественной необходимости труда, разовьёт всесторонне их способности.

Участие в коллективном труде даёт возможность человеку выработать правильное нравственное отношение к людям труда.

Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека в условиях рыночной экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Нравственное воспитание учащихся школы VIII вида"

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношени...

Доклад "Нравственное воспитание подрастающего покаления

«Нравственное воспитание подрастающего поколения». Краткая характеристика работы: В данной работе представлен обзор такого вопроса, как психолого-педагогические основы нравственного воспитания по...

Доклад: «Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

Добро творить ,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога. Лучами сердца Мир отогревать, И отдавать, и не считать,Что отдал много…”...

Доклад Нравственное воспитание через образ матери в русской и тувинской литературе.

Наиболее важной частью нравственного воспитания всегда остается воспитание на примере уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале....

Доклад "Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе раскрыта проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения с ограниченными возможностями здоровья....

Доклад "Нравственное воспитание детей с ОВЗ"

Доклад о нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья...