Рекомендации по организации внеклассной деятельности в соответствии ФГОС ОВЗ
методическая разработка на тему
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (организации). Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения АООП.
Основные направления воспитательной работы.
· духовно-нравственное;
· спортивно-оздоровительное;
· общекультурное;
· социальное;
· трудовое (профессиональное);
· Обще интеллектуальное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_organizatsii_vneklassnoy_deyatelnosti.docx | 60.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27»
Рекомендации по организации внеклассной деятельности в соответствии ФГОС ОВЗ
2015
Балабанова Татьяна Васильевна
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (организации). Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения АООП.
Основные направления воспитательной работы.
- духовно-нравственное;
- спортивно-оздоровительное;
- общекультурное;
- социальное;
- трудовое (профессиональное);
- Обще интеллектуальное.
В ходе деятельности у детей формируются основы научного мировоззрения, расширяются знания об окружающей природной и социальной среде, они более четко осознают свое место в обществе, формируется направленность личности.
Цели и задачи
- работа по сплочению детского коллектива;
- развитие чувства аккуратности, опрятности;
- формирование чувства долга, ответственности;
- формирование навыков культурного поведения;
- работа по развитию познавательных интересов;
- систематическая работа по воспитанию у детей любви к Родине, ее традициям, обычаям;
- развитие детского творчества, фантазии, инициативы;
- воспитание детского коллектива и каждого ребенка.
Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.
Цель самоподготовки:
привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
В ходе самоподготовки педагогом решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Основные задачи самоподготовки заключаются в обучении детей приёмам самостоятельной работы, рационального использования времени, формировании у них навыков учебного труда, речевого общения с опорой на использование остаточного слуха. Через усвоение необходимой лексики, обеспечивающей во время самоподготовки общение учащихся с воспитателем, а также друг с другом,
Основными требованиями к организации и проведению самоподготовки являются:
- преемственность в работе и единство действий учителя, учителя-дефектолога и воспитателя;
- тщательная подготовка воспитателя к каждому занятию с детьми (знание учебного и речевого материала, а также методики работы, подготовка необходимых пособий, подбор заданий для воспитанников, окончивших самоподготовку раньше остальных);
- единство руководства коллективной самоподготовкой учащихся и оказания им своевременной индивидуализированной помощи со стороны воспитателя;
- проведение самоподготовки в точном соответствии с режимом дня, после обеда и продолжительного отдыха воспитанников.
закрепление и повторение изученного на уроках материала; упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения и практического применения; развитие интереса к учению; формирование исполнительских навыков.
Гигиенические требования к организации самоподготовки.
- Наличие классных комнат, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой, оснащенных необходимым наглядным и дидактическим материалом;
- Поддержание нормального температурного режима.
- Равномерная и достаточная освещенность всего помещения
- Регулярное проветривание классных комнат.
- Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
- Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
- Поддержание чистоты и порядка в классе.
- Соблюдение школьниками личной гигиены.
- Сохранение у детей правильной позы во время работы.
- Проведение «физкультминуток», особое отношение к детям с ослабленным здоровьем
Дидактические требования к самоподготовке
Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
- Задания ученики выполняют самостоятельно.
- Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
- Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, оценка воспитателем).
- Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
- Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
Воспитательные требования к самоподготовке.
- Отказ от применения каких-либо мер наказания.
- Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
- Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
- Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
- Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
- Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
- Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке:
- коллективная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- индивидуальная.
Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между учителем и учащимися, между учениками, внутри группы, между учителем и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой.
Основные этапы самоподготовки:
1.Организационный этап.
Его задача – обеспечить необходимые условия и гигиенические требования самоподготовки, психологические настроить ученика на работу.
2.Выполнение домашнего задании по предметам. (Самостоятельное изучение материала).
3.Контроль над качеством подготовленных уроков, выявление пробелов в знаниях учеников, несформированности умений и навыков, их коррекция.
4. Этап рефлексии: “Я”, “Мы”. “Дело”.
5.Заключительный педагогический контроль
Организация выполнения домашних заданий.
Перед началом самоподготовки каждый воспитатель в течение 2-3 минут с привлечение члена учебной комиссии делает анализ прошедшего учебного дня: что удалось, что нет, какие получены оценки, почему, какие получены замечания от учителей, какие случились нарушения дисциплины.
На самоподготовке важно создать обстановку, близкую к домашней. После выполнения определенной части заданий разрешается обмен мнениями, детям предоставляется возможность сделать перерыв в занятиях.
В целях максимальной эффективности самоподготовки и рационального использования ими времени воспитатель учит их планировать свой учебный труд, отчитываться о выполнении, регламентирует время выполнения домашних заданий по каждому предмету, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, дисциплинирует и позволяет закончить выполнение домашних заданий в установленный срок. Воспитатель также организует систематическую работу по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.
В конце самоподготовки подводится краткий итог, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе отдельных учащихся. Анализ необходимо проводить без нотаций и нравоучений. Дети нуждаются в похвале даже по малейшему поводу. Детям нужно дать возможность почувствовать уверенность, веру в свои силы.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников.
- Уметь организовать своё рабочее место, приготовить необходимые учебные принадлежности.
- Иметь записи домашних заданий в дневниках ежедневно.
- Самостоятельно повторять изученный на уроках материал перед приготовлением письменных заданий.
- Знать изученные орфограммы, применять правила при выполнении письменных упражнений.
- Владеть умением выполнять различные грамматические разборы, правильно ставить знаки препинания.
- Знать математические правила и формулы, уметь их применять при решении задач, примеров, уметь выполнять чертежи по заданным размерам.
- Уметь выполнять задания на контурных картах по географии и истории.
- Учить самостоятельно (при необходимости коллективно) устные предметы.
- Учиться выполнять задания на компьютере, используя услуги интернета (с помощью учителя по информатике).
- После выполнения заданий проводить самопроверку (по вопросам в конце параграфа) и взаимопроверку.
II. Тематическая прогулка, экскурсия
Тематическая прогулка, экскурсия проводится с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся знаний, или приобретения новых, а также для решения конкретных воспитательных и коррекционных задач, расширения сферы общения, социальных контактов, профессиональной ориентации воспитанников. Тематика прогулок и экскурсий может быть связана с учебными предметами, внеклассными занятиями, а может носить и более широкий коррекционно-развивающий и воспитательный характер.
При проведении тематических прогулок и экскурсий для детей требуется специальная подготовка:
- постановка учебных, воспитательных и коррекционных задач;
- определение содержания, словаря;
- разработка заданий для отдельных учащихся и всей группы воспитанников в целом;
- подготовка оборудования, при необходимости;
- предварительное ознакомление воспитателя с местом проведения прогулки, экскурсии.
В ходе мероприятия воспитатель руководит наблюдениями детей, обращая внимание на существенные признаки объектов, явлений, даёт словесные пояснения наблюдаемому (для отдельных учащихся опорные таблички), вовлекает детей в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме.
После проведённого мероприятия, полученные знания и представления закрепляются при изготовлении книжек-малышек, альбомов, стендов, рисунков, организации выставки собранных коллекций или поделок из собранных материалов, при написании отчётов, сочинений, в беседах, при чтении литературы по теме прогулки, экскурсии.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
Воспитанники должны знать/понимать
1. Иметь знания об истории своего края, города, его достопримечательностях, знаменитых земляках.
2. Проявлять интерес к творчеству художников, скульпторов, деятелей искусства, науки и техники.
3. Знать и соблюдать правила поведения и культуры в общественных местах при посещении культурно-массовых мероприятий.
4. Знать и соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте.
5. Принимать активное участие в жизни школы, в её конкурсах, выставках, соревнованиях, художественной самодеятельности.
6. Пополнить знания об особенностях жизни растений и животных нашего края и других природных зон.
7. Знать о спортивных достижениях страны и нашей области, о знаменитых земляках-спортсменах.
8. Виды городского транспорта, оплатить проезд с помощью проездных документов
III. Беседа
Беседа как метод воспитания предполагает совместное с воспитанниками обсуждение различных проблем общественной жизни. Беседа – это организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.
Беседа состоит из нескольких этапов. На первом этапе педагог обосновывает тему. На втором, основном этапе беседы дается материал для обсуждения. Затем педагог начинает ставить вопросы так, чтобы воспитанники свободно высказывали свои мнения, приходили к самостоятельным обобщениям и выводам. На последнем, заключительном этапе педагог обобщает все высказывания, на их основе формулирует наиболее разумное, по его мнению, решение обсуждаемой проблемы.
Основные этапы проведения бесед:
- сообщение конкретных факторов;
- объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников;
- обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;
- обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила;
- применение воспитанниками усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения своих товарищей, других людей, как устно, так и письменно.
Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить воспитанники; те практические выводы, которые будут сделаны.
Задачами беседы в интернате для детей с нарушением слуха является:
- формирование и обогащение словарного запаса; повышение речевой активности детей с нарушением слуха;
- работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур;
- обучение построению связных речевых высказывание с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности.
- создание условий для формулирования развернутых связных высказываний;
- выработка умения высказывать своё отношение к рассказу учителя или товарища;
- воспитание честность, трудолюбие, ответственность за совершаемые поступки.
Беседа может проводиться с различной педагогической целью. В зависимости от этого изменяется ее характер и методика проведения. Так, в воспитательской практике широко применяется вводная беседа, в процессе которой педагог выясняет имеющийся у учащихся уровень, объем и характер знаний, Это становится отправной точкой для дальнейшей работы и определения методов изучения материала.
Другой характер носит беседа, которая проводится в процессе изучения нового материала. Путем постановки вопросов воспитатель направляет учащихся на активное восприятие и осмысление того или иного материала и подводит к правильным выводам и обобщениям.
Своеобразно строится беседа, проводимая с целью проверки усвоения материала, Она помогает выяснить правильность, объем и глубину приобретенных слабослышащими школьниками знаний. На этапе закрепления знаний проводится беседа, обеспечивающая прочность их усвоения, систематизацию и обобщение
Типы предложений от класса к классу усложняются: в начальных классах это простые нераспространенные и распространенные предложения разных структур, в среднем звене – сложные предложения с различными видами придаточных.
Развитие связной речи регулируется программными требованиями к типам предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Следует подчеркнуть, что данные типы предложений не рассматриваются изолированно, а используются в процессе работы над связными высказываниями в беседах, речевых упражнениях, при подготовке отчётов, сообщений, сочинений.
Темы бесед должны быть близки учащимся по жизненному опыту, должны отражать события и явления окружающей жизни, отвечать интересам детей (о школе, о Родине, о растениях и животных, об играх и развлечениях детей, о труде школьников и взрослых, о дружбе и товариществе и др. ).
Для письменных работ целесообразно брать те темы, которые связаны с конкретными наблюдениями, впечатлениями и действиями детей. Следует избегать широких тем, например, рассчитанных на описание природы (осень, зима и т.д.). Необходимо чаще использовать темы, связанные с общественно полезным трудом, способствующие решению задач трудового и нравственного воспитания.
Проведение беседы требует большого мастерства от воспитателя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы.
Проводя беседу, воспитатель задаёт вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не даёт закрепиться неверным мыслям.
При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.
Таким образом, беседа имеет огромное значение в формировании личностных качеств воспитанников. Она помогает выработать правильное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, нравственным и политическим обязанностям.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников
Воспитанники должны знать
1. О событиях, происходящих в стране, об истории нашего отечества, города, о научных открытиях, знаменитых людях, о спортивных достижениях и спортсменах-земляках.
2. Государственные праздники, геральдику страны, города, основные законы Конституции.
3. О своих правах и обязанностях.
4. О здоровом образе жизни, об отрицательном влиянии на здоровье курения, употребления спиртных напитков.
5. О профессиональном самоопределении.
6. Правила поведения в различных ситуациях.
7. О вреде чрезмерного увлечения компьютерными играми, программами телевидения.
8. Правила культуры поведения, в отношениях со сверстниками, родственниками, педагогами, незнакомыми людьми.
Воспитанники должны уметь:
1.внимательно слушать педагога, друг друга;
2.задавать встречные вопросы, высказывать свои суждения;
3.выступать с кратким сообщением о проведённой беседе;
4.записывать тематику бесед, терминологию, связанную с ней;
5.составлять текст поздравления, приглашения, письма;
6.соблюдать правила поведения в классе, школе, на прогулке, в столовой, в библиотеке, общественном транспорте, в общественных местах.
7.соблюдать правила пользования «голубым экраном».
IV. Внеклассное чтение
Внеклассное чтение выступает как составная часть внеклассной работы по литературе и как вид учебно-познавательной деятельности воспитанников. Оно направленно на формирование глухого и слабослышащего ребенка как читателя, воспитание у него интереса к книге, к процессу чтения, потребности самостоятельно обращаться к книге как источнику знания, умения самостоятельно выбрать нужную книгу. В режиме дня для внеклассного чтения отводится специальное время.
Цель внеклассного чтения — сформировать у учащихся интерес к книге, стойкую привычку к самостоятельному чтению, воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя
Задачи:
Образовательные:
- формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;
- формирование умений школьников анализировать читаемые тексты;
- уточнение и расширение знаний школьников об объектах окружающего мира, жизни людей, животных, растений; о человеке и его духовном мире; сообщение знаний о писателе, эпохе, отраженной в произведении;
- развитие навыков устной и письменной речи.
Воспитательные:
- разностороннее развитие личности школьников через воздействие художественной литературы;
- сопереживание, осознание личностного отношения к описываемым фактам, характерам; умение выразить собственное понимание событий, персонажей, их характеров;
- формирование интереса к чтению, к творческой читательской деятельности, формирование эстетического вкуса.
Коррекционно-развивающие:
- обогащение словарного запаса слабослышащих школьников, уточнение значений известных слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;
- создание условий для речевого общения учащихся, введения новых понятий в активный словарный запас учащихся путём расширения их речевой практики;
- овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи; расширение познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповые, коллективные (фронтальные), индивидуальные.
В зависимости от возраста учеников и их читательских умений внеклассное чтение проводится в разных видах. Это может быть - сплошное чтение всего текста, сплошное чтение по частям, чтение цепочкой по предложению, чтение отдельных трудных слов, чтение предложений к иллюстрациям книги, выборочное чтение, чтение по ролям.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. На занятиях по внеклассному чтению используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности, принцип наглядности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Учитывая образовательно-воспитательные задачи и интересы и запросы учащихся класса воспитатель совместно с учителем подбирает книги для обязательного и свободного индивидуального чтения, произведения для коллективного прочтения.
Формирует умения самостоятельно ориентироваться в книге, работать над заданиями к текстам, обращаться к оглавлению книги и т. д.
Знания о книгах и их авторах приобретаются детьми в процессе непосредственной практической деятельности.
Воспитатель не только организует внеклассное чтение, но и помогает детям преодолевать возникающие трудности с помощью соответствующих методических приемов, ведет учет и контроль внеклассного чтения (беседы по прочитанному, ведение читательских дневников, коллективных дневниковых записей после обсуждения прочитанных произведений и др.).
Большое значение имеет постоянная работа по развитию интереса к чтению. Для этого организуются выставки книг с аннотациями к ним, рассказывается о писателях, демонстрируются диафильмы, организуется просмотр мультфильма или кинофильма по одному из произведений писателя.
Практическая полезность обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Основные требования к уровню подготовки воспитанников.
Воспитанники должны знать/понимать
1. Содержание изученных литературных произведений;
2. Основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков; изученные теоретико-литературные понятия;
Воспитанники должны уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения их или фрагменты, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа (кратко, выборочно, с изменением лица рассказчика.);
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, принимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- давать устный или письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждения о героях произведения, о его нравственном содержании).
V. Игра
Эффективным средством общего и речевого развития, воспитания положительных качеств личности ребенка являются игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.
Специальными задачами являются:
- развитие и обогащение игровой деятельности детей;
- расширение круга знакомых им игр;
- Использование игры как коррекционного средства,
в общем, и речевом развитии ребенка.
Важными условиями успешной организации и проведения игр являются следующие:
- тщательная подготовка воспитателя к проведению игры;
- наличие и доступность игрушек, игр, инвентаря, элементов костюмов;
- обучение детей пользованию этими предметами, а также предметами-заменителями;
- обеспечение детям впечатлений (событие, экскурсия, книга, фильм), необходимых для возникновения у них потребности в игре;
- создание речевой среды в процессе игры и активизация общения между играющими;
- поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.
Требование к организации игры
- Организуя игры, воспитатель учитывает особенности игровой деятельности слабослышащих детей и корректирует её:
- однообразие и бедность сюжетов;
- чрезмерную детализацию предметных действий;
- механическое подражание друг другу;
- трудности в переносе действий на другую игровую ситуацию в игровом замещении предметов.
Вследствие этого воспитатель создаёт необходимые условия для проведения игры и руководит ею, обучая воспитанников самой игре, формируя и развивая новые игровые умения, активизируя необходимый для игры словарь, вводя новые для детей речевые конструкции, обороты речи, обусловленные сюжетом игры или её правилами.
Спортивные, подвижные игры выступают одновременно средством реализации двигательной активности и средством коррекции моторных нарушений, физического развития детей и укрепления их здоровья. Они дают также опыт и навыки коллективных отношений. Организуя подвижные и спортивные игры, воспитатель обеспечивает рациональную дозировку физической нагрузки и моторную плотность процесса игры. Не следует перегружать игры проговариваниями, так как это снижает ценность так необходимой детям физической нагрузки.
Подвижные игры должны:
- Укреплять здоровье, совершенствовать физическое развитие детей.
- Развивать ловкость, силу, смелость, координацию движений.
- Формировать правильную осанку в статических положениях и в движениях.
- Совершенствовать навыки в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча.
- Воспитывать чувство поддержки и взаимовыручки.
Примерная тематика:
- «Третий-лишний», «Пять в ряд».
- игры с элементами общеразвивающих упражнений «Передача мячей»;
- игры с метанием «Попади в мяч», « Снежки»;
- на развитие внимания « Отгадай движение»;
- «Городки», «Лапта», «Бадминтон», «Теннис»;
- на развитие функции равновесия – «Экипажи»;
- игры с бегом « Забеги номеров»,
- эстафеты – с бегом, прыжками, преодоление препятствий.
Дидактической игре принадлежит важная роль в развитии познавательных способностей и навыков словесной речи. Дидактическая игра, основанная на наглядном материале (лото, геометрические фигуры, предметные сюжетные картинки), содействует повторению и закреплению изученного в классе материала, обогащению словаря и развитию слухового восприятия, стимулирует речевое общение детей, способствует формированию мыслительных операций.
Сюжетно-ролевая игра объединяет общение и предметную деятельность. Сюжетно-ролевые игры формируют у детей с ОВЗ воображение, служат средством овладения нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с различными видами деятельности взрослых, в том числе профессиональными. В сюжетно-ролевой игре дети познают нравственно-этические нормы, мотивы поступков, особенности взаимоотношений людей.
Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- викторины, головоломки, ребусы, загадки, кроссворды, сканворды, шарады, чайнворд
- «Разговор по телефону»
- « Допиши предложения»
- « Поле чудес», « Пойми меня»
- « Где ошибся художник »
- « Похож - не похож »
- « Отгадай по описанию»
- « Четвёртый лишний»
- « Найди ошибку в тексте»
Сюжетно-ролевые игры.
«Встречаем гостей»
- Знакомить с правилами этикета при приеме гостей, правилами сервировки стола, подачи блюд.
- Воспитывать гостеприимность, доброжелательность, умение занять гостей.
«Мы пришли в кафе»
- Продолжать знакомить с правилами поведения в местах общественного питания, напомнить о культуре еды.
- Учить пользоваться меню, делать заказы блюд официанту, благодарить за его услуги, расплачиваться за угощение.
«Оказание первой медицинской помощи при ДТП»
- Обучать учащихся простейшим приемам оказания себе и товарищам первой медицинской помощи:
- остановить кровь и обработать рану йодом, забинтовать;
- наложить жгут на поврежденный сосуд;
- при вывихах и переломах наложить шину;
- при обмороках уложить пострадавшего на спину, потереть виски нашатырным спиртом и дать понюхать нашатырь;
- при остановке дыхания сделать искусственное дыхание;
- вызвать врача «Скорой помощи»по телефону или бригаду МЧС(03, 112).
«Юные повара»
- Закрепить навыки приготовления пищи, полученные на часах домоводства.
- Повторить правила гигиены, которые нужно соблюдать на кухне и правила безопасности при работе с режущими предметами и горячей бытовой техникой.
Разные виды игр требуют разного объёма словаря и предоставляют разные возможности для развития словесной речи, слуха, навыков общения.
Воспитанники должны знать/понимать
1. Знать правила этикета при приёме гостей, уметь занять их.
2. Знать разученные игры, играть в них самостоятельно, выполнять правила игр, уметь разгадывать различные головоломки.
3.Знать правила поведения в знакомых и малознакомых компаниях.
4.Знать правила поведения в местах общественного питания.
5.Знать правила разговора по телефону.
Воспитанники должны уметь:
- оказывать себе и товарищам первую медицинскую помощь;
- вызвать врача «Скорой помощи», бригаду МЧС(03, 112); чётко сообщить нужную информацию по телефону;
- принимать гостей;
- накрывать стол.
- выполнять игровые движения, соответствующие тематике игры;
- вести диалог в ходе игровой ситуации;
- выполнять приём передачи мяча снизу и сверху;
- распределять роли, выбирать ведущего,
- получать информацию в аптеке о наличии нужного лекарства;
- пользоваться банкоматом, обратиться к оператору банка с просьбой (открыть лицевой счёт, о наличии льгот).
- Уметь пользоваться меню, делать заказы блюд официанту, благодарить за его услуги, расплачиваться за угощение.
VI. Бытовой труд
Бытовой труд занимает значительное место в общей системе воспитательной работы. Направлен на формирование в максимально доступном для каждого учащегося объеме навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе.
Цель: через привычку к труду и развитие трудовых навыков социально реабилитировать детей и готовить к самостоятельной жизни.
Задачи трудового воспитания детей, обусловлены общечеловеческими потребностями жизни человека в обществе и среде. К ним относятся:
1.Воспитание в детях членов трудового общества с положительной ориентацией к труду.
2. Через привычку к труду развивать духовные и нравственные качества личности;
- уважение к представителям разных профессий;
- бережное отношение к своему и чужому имуществу;
- навыки работы в коллективе (ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, толерантность);
3. Создать условия для максимального востребования и использования полученных навыков в жизни.
Специальными задачами трудового воспитания слабослышащих детей являются:
- целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры;
- формирование и активизация соответствующего словаря;
- развитие и совершенствование умения общаться словесной речью в процессе трудовой деятельности;
- формирование специальных двигательных умений и навыков;
- приучение к самостоятельному и осмыслению и выполнению любой работы;
- развитие мышления в разнообразных видах деятельности;
- совершенствование навыков планирования последовательности трудовых операций.
Через различные виды и формы труда по самообслуживанию: уход за своей одеждой и ее мелкий ремонт, уборка помещений и пришкольного участка, различные виды дежурства, овладение несложными навыки кулинарии и домоводства, уход за комнатными растениями - реализуется трудовая деятельность воспитанников в интернате.
Все этапы занятия должны быть максимально насыщены речевым общением. Воспитатель должен стимулировать учащихся к пользованию речью, ни в коем случае не удовлетворяясь молчаливым выполнением ими практических заданий. Трудовые задания должны быть полезными, а поручение выполнить их – свидетельством доверия воспитателя, его уверенности в возможностях воспитанников. Недопустимо использовать труд как средство наказания воспитанников.
Занятия создают хорошие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсий в магазины, на предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрирует образцы поведения человека в труде, учит навыкам общения.
Содержание общественно полезного, производительного труда весьма разнообразно и включает дела, приносящие пользу коллективу школы, окружающим людям.
Трудовое воспитание является составной частью всестороннего гармоничного развития личности, поэтому общие методы воспитания также должны быть эффективно использованы в системе трудового воспитания: убеждения, пример, требование, упражнения, одобрение.
Основные требования к знаниям, умениям воспитанников
Воспитанники должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- название и назначение трудового инвентаря;
- общие сведения, приёмы разметки(шаблоном, линейкой, угольником, циркулем);
- о профессиях (столяр, плотник, слесарь, шофёр, швея, парикмахер, повар);
- правила ухода за комнатными растениями: полив, рыхление, подкормка, пересадка, борьба с вредителями комнатных растений.
Воспитанники должны уметь:
- организовать рабочее место, соблюдать порядок во время работы, уборка после работы;
- понимать технические рисунки, эскизы;
- самостоятельно изготовлять предметы, заданные воспитателем;
- выращивать растения;
- обрабатывать грядки, клумбы, сажать и ухаживать за деревьями в саду;
- овладеть несложными навыками кулинарии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО"
Методическая разработка с презентацией...
ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО
ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО...
«Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС»
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препя...
«Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС»
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и...
Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»
Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»...
Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС СОО
Согласно п.13 ФГОС СОО [24] внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы, определяющей цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию обр...