Подборка игр для обследования неговорящих детей
методическая разработка по теме
Столкнувшись в работе с безречевыми детьми многие логопеды первое, в чем я испытывают трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подборка игр для обследования неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
1. Импрессивная речь.
Игра «Зеркало».
Цель: выявить понимание простых указаний, обследовать знание частей тела, исследовать умение выполнять простые инструкции.
Ход игры: Ребенок садится рядом со взрослым перед зеркалом, взрослый дает инструкции, ребенок их выполняет.
Игра «Сварим суп»
Цель: исследование словарного запаса категорий «Овощи», «Посуда», исследование понимания простых словесных инструкций.
Ход игры: По просьбе педагога ребенок находит картинки (или игрушки) и выполняет простые задания.
Игра «Кто в гости к нам пришел»
Цель: исследование словарного запаса в категории «Животные», исследование понимания простых словесных инструкций.
Игра «Найди шарик»
Цель: изучить понимание преложно-падежных предлогов и конструкций (через, около, перед), исследовать понимания словесных инструкций, понимание предлогов из-под, из, за, под, над.
Ход игры: Педагог прячет шарик, просит найти его и дает подсказку. («Шарик за коробкой», «Достань шарик из-под коробки».)
Игра «Найди картинку»
Цель: Узнавание действий на картинке.
Ход игры: по просьбе педагога попросить показать картинку (где мальчик спит, девочка чистит зубы и т.д.
2. Слуховое внимание и фонематический слух.
Игра «Кто в гости пришел»
Цель: выявить умение различать звук и соотносить его с игрушкой.
Ход игры: Ребенок слышит звук животного и находит его среди игрушек. Например, слышит мычание – дает корову, слышит мяуканье – дает кошку.
Игра «Помоги найти».
Цель: исследовать умение различать слова близкие по звучанию.
Ход игры: по просьбе педагога дать одну из парных картинок. (мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза).
3. Экспрессивная речь.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: выявить уровень овладения звукоподражанием.
Ход игры: ребенок достает из мешочка фигурку животного и показывает, как оно «говорит».
Игры «Качаем малыша», «Заблудились», «Самолет»
Цель: выявить уровень овладения звукоподражанием.
Ход игр: игровая ситуация, в которой ребенок показывает как звучит плач малыша, самолет и т.п.
4. Мелкая мотрика.
Игра «Золушка»
Цель: оценка дифференциации захватов.
Ход игры: собрать бусины в банку.
Игра «Просыпался горох»
Цель игры: оценка дифференциации захватов.
Ход игры: собрать со стола горох.
Игра «Замок»
Цель: оценить состояние мелкой моторики
Ход игры:
Выполнять указанные движения по подражанию.
На двери висит замок (руки в замок)
Кто его открыть бы смог
Потянули
Покрутили
Постучали
И открыли.
Игра «Пошли пальчики гулять»
Цель: исследование мелкой моторики.
Ход игры:
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди соединять пальчики)
Вышли пальчики гулять
Этот пальчик в лес пошел (соединить в кольцо большой пальчик и указательный)
Этот пальчик гриб нашел (соединить средний и большой)
Этот пальчик жарить стал (соединить безымянный и большой)
Этот все на стол подал (соединить мизинчик и большой)
Этот съел, все съел (собрать пальцы в кулак оставив только большой палец)
Потому и потолстел
5. Общая моторика.
Игра «Волшебные превращения»
Цель: выявить состояние общей моторики
Ход игры: ребенок повторяя за педагогом показывает движения соответствующие превращению:
Часики (наклоны головой)
Лягушка (прыжки от пола)
Кенгуру (прыжки с места)
Цапля (стоять на одной ноге)
6.Внимание и память.
Игра: Кто ушел.
Цель: исследование внимания и памяти ребенка.
Ход игры: на столе стоят фигруки животных. Ребенок отворачивается одна фигурка убирается. Педагог спрашивает кто ушел? И ребенок выбирает и 3-х предложенных фигурок (если ребенок владеет звукоподражанием, то озвучивает животное)
Игра «Что поменялось»
Цель: исследовать внимание и память ребенка
Ход игры: ребенку предлагают предметные картинки в определенной последовательности. Ребенок отворачивается, картинки меняются местами. Ребенок находит изменения.
Вариант игры: ребенок добавляется лишняя картинка, ребенок ее находит.
Игра: Найди пару
Цель: исследование внимания.
Ход игры: Ребенку предлагаются картинка с изображениями и предлагается найти два одинаковых рисунка.
Игра «Повтори»
Цель: оценка внимания и памяти.
Ход игры: ребенку называются слова в определенном порядке, после этого он показывает соответствующие картинки в том же порядке. (от 2-х до 5 картинок)
7. Мышление
Игра «Кто здесь лишний»
Цель: исследовать уровень развития мышления
Ход игры: ребенку предлагается дифференцировать предмет, отличающийся от других по опреденным признакам (цвету, форме, группе и т.п.).
Игра «Лабиринт»
Цель: исследовать уровень внимания, мышления.
Ход игры: найти конечный пункт лабиринта (помочь мышке прийти домой, найти у кого какой шарик) по картинкам.
Игра «Найди правильный»
Цель: исследование умения соотносить размер.
Ход игры: Ребенку предлагается помочь зайчику, который заблудился в лесу, для этого нужно найти самую длинную дорожку, самую узкую. Низкое-высокое дерево.
8. Зрительное восприятие.
Игра «Накорми лошадку»
Цель: исследовать умение детей соотнести цвета, формы по образцу.
Ход игры: Ребенку дается инструкция: «Давай покормим лошадку. Она любит красные печеньки» (показывается образец). Также поиграть с другими характеристиками – цвет, форма.
9. Исследование артикуляционного аппарата
Игра "Зоопарк"
Цель: исследовать состояние артикуляционного аппарата ребенка.
Ход игры: Дети повторяют за педагогом "превращения" в различные животные: слон (губы трубочкой), лягушка (растянуть губы в улыбке), гиппопотам (широко открыть рот), змея (высовывать и убирать язычок), котенок (лакает язычок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/20/picture-277173-1674224426.jpg)
Самые известные игры для неговорящих детей
Игры из классических методик Н.Н. Трауготт, Р.Е.Левиной,С.Н.Шаховской...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/15/picture-448197-1400129503.jpg)
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Документ содержит советы логопеда родителям неговорящих детей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825753-1475663757.jpg)
Советы родителям неговорящих детей
Уважаемые родители! Помните, что подражание - одно из основных средств воспитания и обучения. Если хотите обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребенка....
Конспект ноод «Развитие кинестетического контроля у неговорящих детей» с использованием пескотерапии (младшая диагностическая группа
Конспект ноод«Развитие кинестетического контроля у неговорящих детей»с использованием пескотерапии(младшая диагностическая группа)...
Обследование неговорящего ребёнка.
Практический материал для обследования слухового и зрительного внимания ребёнка младшего дошкольного возраста с полным отсутствием экспрессивной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-990977-1514900913.jpg)
Развитие речи неговорящих детей с моторной алалией.
Основная задача при работе с неговорящими детьми вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Подражательные речевые реак...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-1003031-1517144691.jpg)
Развитие понимания обращённой речи неговорящих детей.
Материалы методических объединений. Развитие понимания обращённой речи неговорящих детей...