Карточки по развитию мелкой моторики
картотека на тему

20 стихотворных упражнений для развития мелкой моторики рук, оформленных в виде карточек

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Грибочки.

Вылезли на кочке

Мелкие грибочки:

Грузди и горькушки,

Рыжики, волнушки.

Даже маленький пенек

Удивленья скрыть не смог.

Выросли опята,

Скользкие маслята,

Бледные поганки

Встали на полянке.

Массаж (самомассаж)  подушечек пальцев (на каждую строчку – разминание подушечки одного пальца).

Овощи.

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Массаж (самомассаж)  фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца в направлении от ногтевой фаланги к основанию пальца).

Орех.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями.

Иголки.

У сосны, у пихты, елки

Очень острые иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Ребенок катает колючий мяч          (круглую щетку для волос) между ладонями.

Зоопарк.

В зоопарке мы ходили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд –

Медвежат, волчат, бобрят.

Ребенок ходит указательным и средним пальцами по клеткам решетки для раковины, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно одновременно двумя руками.

Клювы.

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у аиста

И журавля.

Собираем рассыпанные  спички одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними и т. д. на каждую строчку – по одному движению      (взятию спички).

Птицы.

Снегирь и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас, чудесные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

 Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку на каждый ударный слог. Варианты:

- двумя руками одновременно;

- двумя руками попеременно;

- большим и средним пальцами;

- большим и безымянным;

- большим и мизинцем.

Котенок.

       2            3           4                 5

Кусается сильно котенок – глупыш,

5         4            3            2

Он думает это не палец, а мышь.

2           3            4            5

Но я же играю с тобою, малыш,

5             4              3

А будешь кусаться, скажу тебе:

2

«Кыш!»

Бельевой прищепкой «кусаем» ногтевые фаланги пальцев рук.

Зернышки.

Зернышки все, что хозяйка давала, Курочка клювом по штучке

склевала.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за другой, удерживая их остальными пальцами в ладони. Каждая горошина берется на ударный слог. Можно это делать двумя руками одновременно.

Транспорт.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай.

В морях корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда.

Соединение всех пальцев с большим по очереди на каждый ударный слог. На третью строчку – смена руки.

Лыжи.

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

               Холодной поры.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Это лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них как ноги и двигаются по столу, делая по шагу на каждый ударный слог.

* * *

Кусочек полиэтилена (носовой платок) ребенок собирает (комкает) себе в ладонь одной рукой. Кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны.

Стройка.

Строим сруб из спичек (счетных палочек). Чем выше и ровнее сруб, тем лучше, поэтому игру можно проводить как соревнование с несколькими детьми одновременно.

Силач.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее.

Ребенок сжимает на каждый ударный слог в руке эспандер (резиновый мячик и т. п.)

Говорящий календарь.

Берем веревку толщиной с мизинец ребенка, завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку.

Можно называть времена года, дни недели, части суток.

Подобное приспособление можно сделать из бусин, пуговиц.

Прищепки.

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

Натягивается веревка на уровне плеч ребенка. На каждый ударный слог стиха ребенок закрепляет  тугую прищепку на веревку.

Одуванчик.

5 – 5       4 – 4       3 – 3       2 - 2

Был он желтый, стал он белый.

           1-1

Где теперь? (подуть, как на одуванчик,  и развести ладони).

Не наше дело!

Соединение одних и тех же пальцев рук, начиная с мизинца.

 

Ежики.

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж (самомассаж) ладоней щеткой для волос.

Пчелы.

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

  Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

Ребенок ходит - летает

указательным и средним пальцами по клеткам решетки для раковины, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно одновременно двумя руками.

В джунглях.

Там, где с деревьев свисают лианы,

Разные в джунглях живут обезьяны:

Лазают там шимпанзе, павианы, Есть и гориллы, орангутанги.

Веревку с узлами подвешиваем в вертикальном положении. Это – лиана. Ребенок пальцами обеих рук подтягивается за узлы, а ладони сжимают их (как при лазании по канату.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....