что такое характер
классный час на тему

знакомство с понятием "характер", особенностями его  проявления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_harakter.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий с подростками на тему "Что такое характер?".

Задачи:

  • знакомство с понятием “характер”;
  • анализ способов формирования характера;
  • знакомство с профессиями плотника, слесаря-механика, швеи, повара;
  • формирование положительных черт характера, волевого управления и нравственного начала личности.

Оборудование: доска, парты, стулья, бумага, карандаши или ручки, предметные картинки, бланки “Помогают – мешают” для индивидуальной работы, плакаты с пословицами “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”, “Познай самого себя”, памятки “Как формировать свой характер”.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

  1. Приветствие “Назови по имени + положительное качество”.

(Группа стоит в кругу. По цепочке, обращаясь к соседу слева, с улыбкой, глядя в глаза, называется имя и положительное качество именно этого человека. Например: “Таня, ты замечательная. «Спасибо».)

  1. Упражнение “Шкала настроения”.

(Оценивается настроение в данное время по пятибалльной шкале: 0 – очень плохо, 1 – плохо, 2 – так себе, 3 – лучше, 4 – хорошо, 5 – отлично).

  1. Упражнение “Стряхни”.

Снятие эмоционального напряжения, негативных эмоций.

(Инструкция: Все видели, как встряхивается мокрая собака. На минуточку представьте себя этой собакой. Встряхните головой, руками, всем телом. Почувствуйте себя легко и спокойно.)

II. Основная часть.

  1. Постановка цели занятия:

- Сегодня познакомимся с понятием “характер”, подумаем как можно выработать у себя те или иные черты характера, продолжим знакомство с профессиями.

  • Новая тема:

– Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Девиз нашего занятия: “Познай самого себя” (зачитывается запись на доске).

У каждого человека все те психологические качества, о которых мы говорили, и еще многие другие соединяются, образуя характер. В переводе с древнегреческого слово “характер” означает “чеканка”, “печать”. В самом деле, с одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично.

Насчитывается более тысячи наименований черт характера. Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но окружающим.

а) Задание №1 (работа в группе).

Задание: выдели положительные и отрицательные черты характера.

Аккуратность, замкнутость, дружелюбие, безответственность, жадность, жизнерадостность, завистливость, исполнительность, общительность, скромность, трудолюбие, вежливость, смелость, отзывчивость, равнодушие, ответственность, враждебность, щедрость. (Обсуждение качеств, выделение положительных и отрицательных.)

Беседа: - Каких качеств больше представлено? (Положительных).

– Как вы думаете, почему? (Хочется, чтобы у всех у нас положительных качеств было больше).

б) Задание №2 (индивидуальное).

Запиши в один столбик свои черты характера, которые помогают в жизни, а в другую – те, которые мешают.

Помогают:                  Мешают:

_______________________ ____________________

_______________________ ____________________

_______________________ ____________________

_______________________ ____________________

_______________________ ____________________

- Какой столбик оказался больше? (Ответы ребят).

в) Работа с пословицей:

“Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу” (записана на доске).

Предлагается для обсуждения памятка, которая дарится по окончании занятия.

Памятка:

Как формировать свой характер

Восточная пословица гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”. Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Привычки именно потому так сильны, что сформировавшись становятся потребностью. Как быть с плохими привычками, которые формируются куда легче хороших?

У тебя уже есть список черт характера, которые мешают тебе жить. Для того, чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Сила воли – это способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели.

  1. Тренинг “Одни в лесу “
  • Представьте, что вы отправились в путешествие по Алтайскому краю, в самые дальние его уголки. Наш край большой. Есть в нем и степи, и горы, и леса. Путешествовать вы будете на нашем школьном автобусе.

Итак, в путь. Дорога лежит через лес. Случилось так, что налетел сильный ветер, закружил листву, поднял пыль. Но автобус продолжает путь. Вдруг мотор заглох и автобус остановился. К этому времени ветер стих. Вы огляделись и увидели, что дороги нет, а со всех сторон окружает лес. Водитель осмотрел автобус и сообщил, что произошла серьезная поломка двигателя. И что на ремонт понадобится не меньше двух недель.

  • Что делать? (Oтветы ребят)
  • Оказалось, что неподалеку находится старый заброшенный полуразвалившийся охотничий домик. А в автобусе – ящик с инструментами.
  • Нужно: отремонтировать жилье, сварить еду, сшить навес для автобуса, помочь с ремонтом автобуса.
  • Кто чем займется? (Bыбор ребят, деление на группы)
  • Для этого надо выбрать подходящие вещи и инструменты и рассказать, что и чем вы будете делать (предлагаются предметные картинки с изображением инструментов: нитки, иголки, ножницы, кусок ткани, соль, крупа, масло, котелок, нож, хлеб, ложки, ведро с водой, масло, отвертка, гаечные ключи, напильники, топор, молоток, гвозди).

Рассказы ребят.

Беседа:

  • Как вы думаете, люди каких профессий занимаются похожими работами? (Повар, плотник, слесарь - механик, швея)
  • Какими качествами они должны обладать? (Ответы детей)
  • Что нужно делать, чтобы эти качества проявились? (Ответы детей)

III. Заключительная часть.

  1. Рефлексия.
  • Что понравилось на занятии?
  • В чем вам помогло сегодняшнее занятие?
  1. Упражнение “Шкала настроения”.
  2. Упражнение “Пожелание.”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая игра "Что такое мой характер"

Игра предназначена для подростков 12-14 лет.Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парад...

"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".

Тема урока поможет  учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...

Презентация "Что такое характер"

Тема лектория " Характер и темперамент ребёнка"  для родительского собрания в 5-9 классах...

Сочинение-рассуждение ОГЭ "Что такое сила характера?"

Сочинение-рассуждение "Что такое сила характера?". Сборник 2019 г. под редакцией И.П.Цыбулько, вариант 18....

ОБЖ Тема 1: Характеристики ЧС природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций.

Задание:Написать конспект по данной теме, кратко описав характеристику каждого ЧС природного характера и подробно правила поведения по каждому из них. Учебник ОБЖ М "Академия" 2017. Стр.70- ...

Конспект группового занятия воспитательного характера «Что такое хорошо и что такое плохо?» (для детей 10-12 лет)

Данный материал рекомендуется к использованию на классных часах, во внеурочной деятельности, а так же подобное мероприятие преемлемо для проведения с детьми , организованными на  непродолжительно...

Психологическая игра "Что такое мой характер"

Психологическая игра "Что такое мой характер"...