Тема: Части речи. | Тема: Имя прилагательное. |
Цели урока |
- Образовательные – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
- Развивающие – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
- Воспитательные - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
| Образовательные: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; закрепление знаний о синонимах, антонимах, о словообразовании имен прилагательных. Развивающие: развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, совершенствование устной и письменной монологической речи, формирование орфографической зоркости, речевой культуры. Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств, любви к знаниям, русскому языку. |
Здоровьесберегающая:
|
- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
|
Ход урока: - Организационный момент.
У нас сегодня не совсем обычный урок, на нем присутствуют гости. Я надеюсь, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. А сейчас отгадайте загадку. (слайд) - Проверка творческого домашнего задания.
Пропеть песенки по командам про солнышко.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. - Минутка чистописания
Сегодня во время минутки чистописания мы будем писать букву, которая обозначает согласный, глухой – парный звук и в слове солнце произносится первым. Посмотрите в зеркальце и скажите, где находится язычок при произношении звука С?
Артикуляционная гимнастика «Хомяк» – надуваем щёки. Слайд «Суслик» – втягиваем щёки и удерживаем под счёт 10. «Сердитая кошечка» – язычок прячем за нижние зубы, и удерживаем его за зубами. Слайд «Насос» – произносим звук «С» длительно на одном выдохе: с – с – с – с…
Развитие фонематического слуха а) Отложи фишку, когда услышишь «С»: Ш – С – З – С – Ж – З – Ш – С – З – С – Ш и т.д.
б) Хлопни, когда услышишь слог «Со»: Зо – Со – Шо – Су – Са – Цо – Со – Шо – Со – Су – Зо – Са – Жо – Су – Со
в) Подними синюю карточку, услышав слова, в которых есть звук «С» в середине слова Шапка, оса, зайка, санки, посуда, ботинки, косы, туфли, песок, шуба, осока, цыплёнок, фасоль, санки.
Моторика пальцев рук Повтори прямые слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца: Со-Со-Со-Со-Со Повтори обратные слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца: Ос-Ос-Ос-Ос-Ос Повтори прямые и обратные слоги со звуком «С», «пальчики здороваются с большим пальцем»: Са-Со-Су-Сы-Сэ
Повтори чистоговорки ас – ас – ас – покупаем ананас слайд ас – ас – ас – какой вкусный ананас ус – ус – ус – у ананаса дивный вкус слайд ис – ис – ис – ананасы ест Денис
Прописывание звука С. Слайд
Кто быстрее успел работает по компьютеру «Словарная работа» |
- Переход к теме урока.
Игра “Найди чужака” слайд Прочитайте слова и найдите лишнее слово Солнце Книга Кошка Пенал Картина | Красная Синий Чёрный Горький Зелёный | Звенит Кричал Шутит Бежит Играю |
Как называются слова в 1 столбике? Что такое существительное? Как называются слова во 2 столбике? Что такое прилагательное? Как называются слова в 3 столбике? Что такое глагол? Какое общее название можно дать этим словам? (Части речи) слайд |
- Постановка цели урока.
|
А кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем на уроке говорить? - Мы будем учиться распознавать части речи,
- Различать имена существительные среди других частей речи.
- Соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета.
Игра “Собери домики”. Но вот беда, домики, где живут части речи, рассыпались, нам необходимо собрать их. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Подберите к каждому дому подходящие кирпичики.
Проверка по слайду после цели 4 класса
Мы сегодня остановимся на имени существительном слайд 2. Работа по учебнику стр 44 упр 74 Правило | – Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдет разговор. слайд Я слово ищу, необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое. Оно уменьшительное или ласкательное, Еще называют его … («Имя прилагательное»). Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным.
Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. Научимся определять род и число имен прилагательных.
Подбери прилагательные к существительному солнце. |
Изучение темы урока. |
Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера,сл. А. Арканова).слайд Оранжевое небо, Оранжевое море, Оранжевая зелень, Оранжевый верблюд. Оранжевые мамы Оранжевым ребятам Оранжевые песни Оранжево поют.
|
Работа по карточкам Найдите существительные, которые отвечают на вопрос кто, что. Самостоятельная работа в макрогруппах Рассмотрите картинки. На какие две группы их можно разделить? (животные, овощи и фрукты) Какие животные обитают в Республике Коми? 1 группа Рассмотрите картинки, разделите их на 2 группы
| 2 группа Прочитайте слова, разделите их на 2 группы ГРОМ ПЛАЧЕТ ЛЕТИТ ПОГОДА СВЕТИТ ТОВАРИЩ СОЛНЦЕ |
Командиры выходят к доске и защищают свои ответы
| – Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано? У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными. – Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.
Слайд Послушайте сказку «Скромные просители» и ответьте на вопрос: с какой частью речи связаны имена прилагательные? Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа. – А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
Слайд Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными? В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь – в роде, числе, падеже, отображают признаки предметов, явлений, обозначаемых существительными – цвет, вкус, качество и т. д. – В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки берут они у имени существительного? Проведем исследование. – РАБОТА В ПАРАХ. Подставьте имя прилагательное «вкусный» к именам существительным женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа -ый | -ая | -ое | -ые | вкусный | вкусная | вкусное | вкусные |
|
|
|
| арбуз (м. р.) | груша (ж. р.) | яблоко (ср. р.) | фрукты (мн. ч.) |
Слайд Делают вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово может быть в форме мужского, женского, среднего рода и в форме множественного числа – На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены? – Приведите примеры имен прилагательных в этом числе. Запишите. Делают вывод. – Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе. Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе. Работа по учебнику |
Работа по тренажёру. |
На память записать все существительные. | На память записать все прилагательные, составить словосочетание и определить род и число прилагательных. |
Закрепление. Работа на карточке Прочитайте текст. Найдите прилагательные (4 класс). Подберите к прилагательным противоположные по смыслу, чтобы текст назывался “После дождя” (4 класс). Определите род, число имён прилагательных. 2 класс Подчеркните главные члены предложения и подпишите части речи. Перед дождём. Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над островом. Слышатся сильные раскаты грома. После дождя. ____________ ветер дует в лицо. _____________ облака плывут над островом. Слышатся _____________ раскаты грома. Для Дианы - Дополни текст прилагательными.
Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Дети нашего класса были ________________________. Они давали_____________________________ответы . На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________. В гостях у нас сегодня было много______________________ гостей. Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________.
|
|
Итог урока, самооценка |
- Что нового мы узнали на уроке
|
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? | Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имя прилагательное изменяется по родам, числам и зависит от имени существительного. |
Домашнее задание |
Стр 45 упр 75 | Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные. Человек, который «считает ворон» -- _________________________ Человек, у которого «язык без костей» -- _________________________ Человек «без царя в голове» -- ___________________________ Человек, способный «блоху подковать» -- ________________________ Человек, пребывающий «на седьмом небе» -- ________________________ Человек, «втирающий очки» -- _____________________ Человек, способный «заткнуть за пояс» -- ____________________ Стр 154 упр 12 |