Развитие логического мышления у детей с ОВЗ
консультация на тему
Развитие высших психических функций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya_u_detey_s_ovz.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению. Именно благодаря логике можно обосновывать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Логика помогает здраво оценивать мир и окружающих. Развивая и совершенствуя умение логически рассуждать и действовать, ребенок сможет превратиться в здравомыслящего человека.
« никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память»
Это ставшее крылатым выражение по существу означает, что мышление- самый сложный и ценный психический процесс, его необходимо развивать, и совершенствовать.
Развитие логики оказывает благоприятное влияние на речевую активность ребенка, повышает культуру его мышления, поэтому вопрос как развивать логику ребенка актуален.
У детей, имеющих особые образовательные потребности, отмечаются проблемы не только в речевом развитии, но и в развитии психических процессов, в частности в развитии мышления. У них несформированы основные компоненты наглядно- образного мышления и взаимосвязь между ними, затрудненыактуализация образов- представлений об окружающей действительности и словесные обобщенияимеющихся образов, недостаточно сформированы мыслительные операции, несформированы представления о целостных предметах и их свойствах, качествах, признаках, несформированы представления о причинно- следственных связях.
Учитывая то, что основной вид деятельности ребенка – дошкольника игра необходимо учитывать это в построении всей коррекционно-образовательной работы. В дошкольном возрасте развитие мышления тесно связано с практической игровой деятельностью ребенка. С её помощью он познает окружающую действительность, учиться понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Однако, вначале значение слова связано с конкретным предметом, т. е. ещё не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым, объединяя их между собой. Постепенно ребенок учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов.
В связи с этим работа над развитием мышления строится поэтапно.
1-й этап. Наглядно-действенное мышление. Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.
2-й этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление.
На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
3-й этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление. Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.
При правильно развитом мышлении ребенок способен:
– Анализировать – разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
– Синтезировать – объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
– Сравнивать – сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
– Классифицировать – группировать предметы по признакам.
– Обобщать – объединять предметы по общим существенным признакам.
– Конкретизировать – выделять частное из общего.
– Абстрагировать – выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.
Проанализировав этапность формирования целесообразно подбирать соответствующие дидактические игры и упражнения.
Для того, чтобы ребенок с интересом играл в логические игры, необходимо помнить о том , что в основе логики лежит любознательность. Поэтому игры необходимо разнообразить и наряду с часто используемыми играми, такими как «что лишнее?», «назови одним словом», «что сначала, что потом,» «небылицы», нужно использовать оригинальные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста...
Консультация для родителей на тему "Игра как средство развития логического мышления у детей"
Используя игру при организации повседневных домашних дел, можно научить малыша многому полезному и интересному....
Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста »
Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»...
Развитие логического мышления у детей с нарушением зрения часть I
В статье описывается опыт работы педагога, работающего в экспериментальном режиме во внеурочное время над развитием логического мышления у детей с нарушением зрения....
Презентация и доклад на тему: "Развитие логического мышления у детей с ОВЗ на уроках географии"
Доклад с конференции о проблемах обучения, развития логики у детей с ОВЗ на уроках географии. Презентация, плюс файл формата Word, с текстом в дополнении к презентации....
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок.
ВведениеКак известно, в процессе общения человеку приходится пользоваться разными типами речи: и повествованием, и описанием, и рассуждением. Люди рассказывают о событиях, объясняют их, выражают свои ...