Личностное обучение. Новые подходы его реализации в открытой школе
статья на тему
Доклад на педагогическом совете в центре образования №1 СПб. Об одном из методов педагогики - как выявить и реализовать внутренние задатки личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnyy_printsip_obucheniya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Миркина Мария Анатольевна
учитель русского языка
и литературы
Доклад на педагогическом совете
в центре образования №1 СПб
(15.04.2013 г.)
Личностное обучение.
Новые подходы его реализации в открытой школе.
Под понятием адаптивное обучение обычно понимается один из методов педагогики, ориентированный на личность. Цель этого метода – выявить и реализовать внутренние задатки личности. Для этого необходимо обучение по заранее составленному индивидуальному плану, который может предполагать различные формы обучения и отчетности, различный темп, вариативный набор изучаемых дисциплин и различную глубину изучения каждой дисциплины в зависимости от склонности ученика. Иными словами система адаптивного обучения – личностно ориентированное обучение.
Сейчас проблема адаптивного обучения широко обсуждается как дневной, так и вечерней школами. Дневная школа, желая внедрить этот опыт, не учитывает достижения в области адаптивной педагогики вечерней школы, потому что в обществе к вечерней школе сложилось пренебрежительное отношение. И те методы, которые применяются в ней уже давно, заново открываются и изобретаются для дневной школы. Возникает вопрос, почему опыты адаптивной педагогики так легко приживаются в вечерней школе и какие обстоятельства этому способствуют. Например, в вечерней школе более пестрый контингент учащихся по возрасту, социальному положению и уровню педагогической запущенности. Единственный признак, по которому можно объединить учащихся вечерней школы, - это выпадение из привычного процесса образования в детской школе.
В настоящее время вечерняя школа имеет дело с двумя типами учащихся. Во-первых, - это взрослые люди, со сложившимся мировоззрением, получившие какую-то профессию, желающие повысить свой социальный статус путем получения среднего образования. С ними можно работать по типовым программам вечерней школы, объем которых меньше программ общеобразовательной школы. Вторая категория учащихся – это не работающие подростки, которым вечерняя школа обязана предоставить образование, идентичное тому, которое получают их сверстники в дневной школе, и подготовить их к предполагаемой профессиональной деятельности. Как правило, такая молодежь является педагогически запущенной. Поэтому, для того, что бы компенсировать отставание в развитии такой молодежи, нужен усиленный вариант образования. Таким образом, сегодняшний контингент учащихся средних школ имеет потребность в двух вариантах образования. С одной стороны – сокращенный вариант образования для взрослых и полный или усиленный вариант образования для подростков. Значит, вечернюю школу либо следует разделять на два подвида, либо в рамках одной вечерней школы обеспечить сосуществование двух вариантов образования. Благодаря этому вечерняя школа превращается в многоуровневое, многопрофильное образовательное учреждение с разнообразием организационных форм и учебных планов. Ученик, обучающийся в вечерней школе, может выбрать для себя форму, способ, содержание учебной деятельности, а это и есть адаптивное обучение. Параллельно дневная школа ведет поиск пути к личностно-ориентированному обучению, не учитывая имеющийся опыт вечерней школы.
Посмотрим, как корректируются основные педагогические категории в применении к вечерней школе. Это такие категории как: воспитание, учение, обучение, образование, педагогический процесс. Вместо воспитания (последовательного приобретения положительных навыков) вечерняя школа, как правело, занимается перевоспитанием, т. е. коррекцией негативного социального и образовательного опыта учащихся. Задачей вечерней школы становиться перестройка динамических стереотипов поведения.
Под учением обычно понимается накопление опыта целесообразных действий. Часто, прежде чем попасть в вечернюю школу ученик переживает кризис обучения. Для того что бы сделать возможным его дальнейшее обучение, ему нужна реабилитация, которую берет на себя вечерняя школа.
Обучение – это двухсторонний процесс передачи и усвоения знаний. В вечерней школе социальные роли ученика и учителя существенно отличаются от тех же ролей в дневной школе. В вечерней школе учитель должен скорее не научить, а помочь учиться, т. е. вместо отношений, выстроенных по типу «я учу, проверяю результат. Ты усваиваешь и отвечаешь», принятых в детской школе, вечерняя школа предполагает отношения «я помогаю вам учиться и адекватно оцениваю результат». Если раньше образовательная программа вечерней школы была урезана по сравнению с дневной, то теперь наличие в вечерней школе контингента педагогически запущенных и профессионально не
определившихся подростков ставит перед ней задачу предоставления им целостного образования идентичного дневной школе. Опять же, вечерняя школа имеет потребность в двойственном подходе к образованию. Взрослому контингенту нужен минимум базовых сведений, а детям – максимум для профессионального самоопределения. Задача вечерней школы в отличие от дневной не просто развивать ученика, а преодолевать негативные последствия при помощи реабилитации, после которой возможно восстановить процесс развития.
Мы видим, что в связи с неоднородностью состава учащихся основные педагогические понятия расширяются, приобретая дополнительные смыслы и дополнительную нагрузку. Для успешного претворения в жизнь этих педагогических категорий в вечерней школе применяется адаптивная педагогика т. е. вечерняя школа опытным путем подошла к адаптивному обучению.
Применение принципов адаптивной педагогики напрямую связано с работой в нашей школе. Мы работаем с разнородный контингентом, преимущественно педагогически запущенным, имеем различные формы обучения (групповые занятия, индивидуальные консультации, прием зачетов по материалу, пройденному самостоятельно). Наша программа предполагает предметы по выбору, факультативны. Существенным недостатком нашего преподавания в отношении к личностно-ориентированной педагогике является отсутствие индивидуальных планов учащихся, по которым они могли бы самостоятельно выбирать объем изучения тех или иных предметов. Но в целом наша школа, как и другие вечерние школы, опытным путем пришла к реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, и нашей задачей является преодоление широко распространенного в обществе и педагогике пренебрежения к вечерней школе. Мы должны поднять статус вечерней школы в обществе.
Наша школа имеет специализацию в области обучения слепых и слабовидящих и, к тому же, является вечерней, что ставит её в совершенно особенное положение. Если мы имеем достаточно тесные контакты с детской школой слепых и слабовидящих, то опыт и нововведения массовой вечерней школы остаются для нас достаточно далекими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно - ориентированный подход в реализации воспитательной системы "Школа - территория здоровья"
Материал подготовлен к выступлению на педсовете.В нем представлены цели,задачи, структура, критерии оценки эффективности воспитательной системы, ее результативность на данный момент....
Новый подход по разрешению конфликтов в школе.
Жестокость одноклассников друг к другу и что с ней делать – этому посвящена моя статья....
Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.
Огромный поток информации сыпется на головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...
Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Современный этап развития общества выдвигает перед школой новые задачи. С особой силой ставится вопрос о поиске новых подходов совершенствования учебной, коррекционно- воспитательной работы по мобили...
Приказ от 13 мая 2016 года "О реализации проекта "Открытая школа"
Приказ от 13 мая 2016 года "О реализации проекта "Открытая школа"...
Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования
Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования. Доклад директора, 2013 год...
Сотрудничество в обучении: новые подходы к групповой работе на уроках обществознания
В современной России продолжается период становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменени...