Конспект открытого урока "Чай пить - здоровым быть"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Конспект открытого урока по теме "Заваривание чая" по социально-бытовой ориентировке (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chay.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
урока социально-бытовой ориентировки
ТЕМА: «Способы заваривания чая»
«Чай пить – здоровым быть»
5 класс
Учитель: Бажина Елена Николаевна
Цель: познакомить учащихся различными способами приготовления чая, с историей появления чая на Руси.
Задачи:
- дать представление о различных видах и способах заваривания чая;
- познакомить с историей появления чая;
- способствовать развитию внимания, памяти, любознательности;
- формировать умение работать в соответствии с планом урока;
- расширять знания учащихся по географии, истории, кулинарии:
- формировать мотивацию здорового образа жизни.
Оборудование:
Чайный стол, различные сорта чая, вазы для варенья и конфет, салфетки, сервизы, ложки, тарелки, полотенца, фартуки, мыло, сода. Стенды «Все о чае», таблицы пословиц о чае, по технике безопасности, географическая карта, карточки для словарной работы, кроссворд. Магнитофон.Мультимедиапроектор.
Продукты: сахар, конфеты, варенье, лимон, печенье, пряники, баранки, чай, травы, плоды.
Ход урока:
(Звучит мелодия «У самовара я и моя Маша»)
- Здравствуйте, люди добрые! Милости просим, заходите, гости дорогие к нам на чай!
I. Организация начала урока
Дорогие ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. У нас хорошее настроение. Надеюсь, что вы будете внимательны, активны и на уроке мы узнаем много интересного.
II. Актуализация знаний учащихся
- Вспомним, какую тему мы сейчас проходим? (Питание)
- С какими продуктами мы познакомились?
- Что научились готовить из них?
Используя эти продукты, мы уже умеем готовить самые простые блюда для себя и своих родственников и друзей.
А сегодня мы начнем учиться готовить напитки. И первый из них – чай.
III. Сообщение темы урока
- Скажите, ребята, чем мы заканчиваем прием пищи: завтрак, обед, ужин? (Напитками)
- Какие напитки мы готовим? (Чай, кофе, какао, кисель, компот, сок)
- А что чаще всего подают на третье? (Чай)
- А почему в России так любят чай, чем он полезен, нам и предстоит узнать на уроке сегодня. Мы проверим, справедлива ли пословица: «Чай пить – здоровым быть».
Я предлагаю такой план урока. (Слайд 1)
- Влияние чая на организм человека
- История открытия чая
- Виды чая
- Правила заваривания чая
IV. Изучение нового материала
Из всех напитков, которые мы перечислили, самый любимый напиток – чай. Как вы думаете, почему? (он вкусный, полезный, душистый и кроме того недорогой).
А в каких случаях мы пьем чай? Чтобы утолить жажду, согреться, взбодриться. Недаром говорит пословица: «Устал – спроси чаю, жарко – выпей чай, хочешь согреться – пей чай».
А какие еще пословицы посвящены чаю?
Давайте их зачитаем и постараемся объяснить их значение.
- Чай пьешь – до ста лет проживешь
- Чай пить – здоровым быть
- Чай не пьешь – откуда силу возьмешь
- Выпей чайку – позабудешь тоску
- Пей чай, не вдавайся в печаль
Эти народные изречения еще раз подтверждают, что чай ценится не только за вкус, но и за целебные свойства.
В японском лечебнике говорится:»Чай - это не только напиток бодрости, но и лечебный напиток». Он очищает кровь, регулирует работу печени, успокаивает нервную систему, улучшает работу головного мозга, снимает усталость и сонливость. Именно эти качества прославили чай как лучший напиток для моряков, путешественников, охотников и является обязательным напитком в армии.
Широко используется чай и как « чистильщик организма» в народной медицине. Он выводит из организма вредные вещества. Чай с молоком, сладкий, горячий применяют как противоядие при отравлениях. Заваркой промывают глаза, если они гноятся.
Чай считается напитком дипломатов, переговоры проходят за чашечкой чая, в спокойной, миролюбивой обстановке.
И так, мы подводим итог 1-ого пункта нашего плана –
Чай благотворно влияет на кровь, печень, почки, головой мозг, нервную систему. Снимает вялость, усталость.
А по телевидению чаще других напитков рекламируют пиво. Оно тоже утоляет жажду, бодрит. Может быть, оно тоже полезно для вас? – Нет, пиво вредит почкам, печени, развивает алкоголизм.
Откуда же появился, из какой страны пришел к нам чай? – Из Китая.
Об этом - рассказы наших ребят.
- Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император отдыхал в лесу. Он приказал согреть ему воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листиков. Император почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
- Есть еще одна легенда о китайских пастухах, овцы которых начинали резвиться, легко взбирались на крутые горы после того, как попробовали чайных листьев. Пастухи стали заваривать листики и пить напиток, тоже почувствовали себя бодрыми и здоровыми
- Сначала чай рос только в Китае. Для китайского императора чайные листья собирали только девушки до 16 лет. Секрет его тщательно охраняли. Чай стал заменой денег. А чиновники облагали народ налогом, он назывался «чаевые».
- Но с развитием торговли, англичанам удалось раскрыть секрет чая. Европейцы начали выращивать его в своих колониях: В Индии, на Цейлоне. (Показ на карте мира).
А сколько же лет пьют чай на Руси? Давайте прибегнем к помощи вычисления. В России чай появился в 1638 году. Его прислал в дар царю Михаилу Федоровичу монгольский хан Алтан. Давайте сосчитаем, сколько лет чаю на Руси. 2010-1638=372 года.
А в чем готовили чай? – На Руси готовили чай в самоваре. Его изобрели в Туле в 1679 году, а уже в 19 веке самовары выпускали 80 фабрик.
Чай и самовар – признаки русского чаепития. О нем – наши частушки.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки
Самовар блестит, кипит,
Чай в нем так и пенится.
Поглядите на себя,
Есть в нем отраженьице.
На столе лежат баранки
Самовар уже кипит.
Свежий чай в сухой жестянке
Словно гвоздики звенит.
Только чаю напилась,
Щеки раскраснелися.
Все мальчишки на меня
Так и засмотрелися.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Физкультминутка. А теперь под звуки частушек – динамическая пауза. (Движения имитируют народные танцы).Гимнастика дл глаз.
В нашей стране выращивается чай в Краснодарском крае, в соседних Грузии и Азербайджане. (Показ на карте).
Второй вопрос нашего плана мы разобрали.
А какой 3-ий вопрос мы должны осветить? – Сорта чая.
Посмотрите на наш чайный стол. На блюдцах лежат разные виды чая. Какие они по цвету? - Черный и зеленый.
Покажите зеленый чай. Что вы о нем знаете?
- На Востоке его пьют в жаркую погоду, он лучше черного утоляет жажду. Он более полезен, но менее распространен. Зеленый чай улучшает зрение, снимает головную боль.
Чай бывает крупнолистовой и мелколистовой. Покажите их образцы на блюдцах. Чем они отличаются?
Крупнолистовой чай собирают вручную. Лист крупный, завернутый в трубочку. Он требует длительного заваривания.
Мелколистовой чай - это частички листа, он заваривается быстрее, но менее ароматный, чем крупнолистовой.
Гранулированный чай напоминает шарики.
У каждого чая есть свое имя – название марки. Назовите их.(Дилмах, Принцесса Нури, Граф Грей, Бодрость, Липтон)
Существует чай высшего и 1-ого сортов.
Даже когда вы выбрали хороший чай, чтоб он оставался вкусным и ароматным, нужно правильно его хранить. Лучше сохраняются свойства чая в сухом месте, в фарфоровых, стеклянных чайницах, банках.
Чтобы раскрыть 4-ий пункт нашего плана, мы должны вспомнить правила заваривания чая. Посмотрите на этот список, здесь перепутана последовательность действий при заваривании. Составьте правильный план.
(Обучающиеся переставляют пункты плана, зачитывают его).
Вот теперь вы самостоятельно можете заварить чай, предварительно вспомнив о правилах техники безопасности.
Но прежде подойдем к нашему чайному столу и посмотрим, что нам необходимо для заваривания чая. (Учащиеся называют все необходимое).
Но в старину на Руси чай был дорог и недоступен каждому. Чем же заменяли простые люди чай? Особо душистыми травами и плодами. Травяной чай не только душист и вкусен, он еще и полезен, целебен, богат витаминами.
Какие вы знаете плоды и ягоды, пригодные для чая?
(Названия прикрепляются на доске)
- Мята – успокаивает нервную систему, помогает уснуть человеку.
- В листьях смородины витамина «С» больше, чем в ягодах.
- Иван-чай так и называется, потому что его заваривали и пили вместо чая, он бодрит, душист, красив на вид.
- Широко известен витаминный чай с шиповником, лимонником, их пьют во время болезней, такой чай восстанавливает силы и борется с простудой.
- Липовый, ромашковый, чай из зверобоя и многие другие с успехом заменяют чай.
Мы сегодня попробуем несколько из них.
V. Первичное закрепление материала.
А пока кипит вода, чистая, фильтрованная или отстоявшаяся в течении суток, мы отгадаем кроссворд и закрепим то, что узнали о чае.
(Дети разгадывают кроссворд). Слайд
VI.Итоги урока
Сегодня мы узнали много интересного о чае, а на следующем уроке практически будем применять знания и перейдем к самому приятному моменту – чаепитию по-русски с баранками и сладостями, сахаром, конфетами и пирогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное открытое мероприятие на тему: «Чистым быть – здоровым быть»
Цели данного мероприятия: закрепить навыки личной гигиены; развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; воспитывать аккуратность, опрятность; работать над формированием и ...
Презентация к открытому уроку"Чай пить - здоровым быть"
Презентация к открытому уроку по теме "Заваривание чая" по социально-бытовой ориентировке (5 класс)...
Конспект открытого урока "Чай пить - здоровым быть"
Конспект открытого урока по теме "Заваривание чая" по социально-бытовой ориентировке (5 класс)...
План-конспект открытого интегрированного занятия «Здоровое питание – путь к отличным знаниям» 5 класс
Представляется фрагмент интегрированного занятия в 5-м классе в рамках реализации программы внеурочной деятельности по технологии на тему «Здоровое питание – путь к отличным знаниям»...
Конспект занятия по развитию познавательной деятельности детей "Правильно питайся - здоровья набирайся!"
конспект занятия по развитию познавательной деятельности...
Конспект открытого классного мероприятия "Счастье - быть добрым!"
Открытое мероприятие проведено с учащимися 5 "А" класса в рамках очного этапа конкурса "Самый классный классный 2021". МАОУ "СОШ №2 с УИОП" города Губкина....
Конспект открытого классного мероприятия "Счастье - быть добрым!"
Открытое мероприятие проведено с учащимися 5 "А" класса в рамках очного этапа конкурса "Самый классный классный 2021". МАОУ "СОШ №2 с УИОП" города Губкина....