Проблемы в обучении чтению и их коррекция у младших школьников
статья на тему
В статье рассматриваются проблемы снижения интереса к чтению у младших школьников ,рассматриваются приемы работы с текстом, качественно повышающие понимание прочитанного учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 108.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы в обучении чтению и их коррекция у младших школьников
Раннее развитие детей подразумевает раннее обучение чтению. Большинство из поступающих в первый класс детей умеют читать. Но умение громко и правильно произносить слова при чтении не равно хорошему пониманию прочитанного.
Программа становится сложнее, тексты объемнее и труднее, наступает момент, когда учитель обращает внимание родителей на имеющиеся проблемы у ребенка: он плохо понимает прочитанное, читает как придется и как поймется.
Чтобы разобраться в причинах, вернемся в раннее детство, к истокам освоения родного языка и литературы.
С маленьким ребенком много разговаривают, читают потешки, стишки, затем сказки. Причем все общение и чтение носит яркую эмоциональную окраску. Дальше школа. Первые тексты из школьной программы часто бывают простые и неинтересные.
В интернете на одном из родительских форумов я задала вопрос родителям:что вашим детям не понравилось/ неинтересно было читать в младшей школе? Отвечали родители так:
«Не понравились русские народные сказки, предложенные в учебниках.
Мои оба сказали, что всё это знали и слушали или читали еще до школы.
Есть очень много народных сказок, которые не так широко известны - дети с удовольствием в том же возрасте их читали.
Младшего раздражало большое количество "бессмысленных" стихов - не любит он Заходера с его "Вообразилией" и прочей игрой слов
: «В 1 классе моего 6-летнего ребенка выводили из себя народные потешки и стишки для годовалых. возмущался, что должен такое читать. я говорила, мол, это так сделано, чтобы все знали, как своих малышей развлекать, когда вырастут взрослыми. а то к 6-7 годам многие обычно уже не помнят "ладушки-ладушки", а так запомнят, будут знать, как своих детей потом развлекать. другого обоснования придумать не смогла. зачем это на самом деле, не понимаю.»
: В 1м классе он уже прочитал пару книг из Гарри Поттера и кучу других длинных и ему интересных книг то в учебнике ему в обще ничего не понравилось ... ибо скучно ...особенно не нравились всякие русские сказки и былины... он их правда и в детстве не слушал»
«Закончили первый класс. По моим ощущениям все тексты не вызвали интереса. С точки зрения развития интереса к чтению я вообще их не рассматриваю. Даже странно стало от такой постановки вопроса. Для ребенка Школьная программа вообще мимо, иные предпочтения»
«Вообще, есть дублирование произведений в детсадовской и школьной программе (почти весь Чуковский, многое из Крылова, Маршака, Михалкова, Барто)
и есть дублирование началки и средней школы (в нескольких программах в 5 классе есть "Конёк-Горбунок", "Дедушка Мазай и зайцы", "Сказка о спящей царевне" и "Сказка о царе Салтане")
Вот было бы хорошо это дублирование исключить.»
«В любом случае, не могу рассматривать школьные тексты из учебника литературы (любого) как основной вариант формирования интереса к чтению. Нереально это, т.к. вкусы и интересы разные и лежат чаще всего вне поля школьного курса. К моему огромному сожалению.
Ближе всех к идее интересного чтения на уроках оказались Бунеевы (Школа 2100»
Из ответов родителем мы видим,что тексты для чтения нужно подбирать тщательно ,с учетом меняющейся окружающей среды.
Родители стараются охватить все и вся:спорт,музыка,театр.. Времени на чтение катастрофически не хватает. Интерес к чтению начинает падать,
Пропадает и установка на понимание прочитанного и извлечение нового смысла. Постепенно чтение из «удовольствия» переходит в разряд «обязанностей», частью выполнения домашнего задания.
Постепенное нарастание объема текстов и их количества, нехватка свободного времени приводит к формированию чтения «поверхностного», без понимания прочитанного.
Сюда же относится и так называемая «техника чтения», которая формирует безошибочное прочтение без учета содержания прочитанного. Как указывал Ш.А.Амонашвили: «При усвоении навыка чтения способом многократного чтения ребенок поневоле приучается к тому, что содержание текста нужно осознать при повторных чтениях и поэтому вовсе не обязательно ,чтобы сначала же при первом чтении ,стараться осмыслить прочитанное Такая установка ,если она со временем еще и закрепиться в силу устойчивости опыта (это случается со многими детьми) ,будет мешать полному ,осознанному восприятию прочитанного без повторного возвращения к тексту».(Амонашвили,Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.-М.,1995.)
Итак, недостаток свободного/личного времени ребенка для домашнего чтения, увлечение родителями и школой технической стороной чтения , чтения без внимания к смысловой стороне прочитанного приводит к резкому снижению качества чтения в плане понимания содержания прочитанного. К этому можно добавить еще несоответствие требований взрослых уровню читательского развития ребенка. А риск появления бездумного чтения возникает всякий раз, когда усложнение предлагаемого материала для чтения или действий предполагает серьезное изменение в структуре читательской компетенции ребенка.
Что делать?
1 Вернуть интерес к чтению, восполнить отсутствующую мотивацию и сформировать механизмы контроля за пониманием прочитанного.Это можно сделать, используя чтение как форму совместного досуга с ребенком: читаем ,обсуждаем ,задаем вопросы и ищем на них ответы в тексте.
Рассмотрим некоторые из приемов работы с текстом.
Причем эти приемы хорошо использовать как для детей с нарушениями речи на логопедических занятиях ,так и для всех остальных.
Приемы, повышающие качество понимания прочитанного текста.
Работая над текстом, можно использовать несколько приемов:
1. «Выдвижение предположений, гипотез». Прочитав заглавие текста, учащиеся опираясь на личный жизненный опыт, наблюдения и на собственные прогностические способности выдвигают предположения, о чем будет текст. А по мере чтения идет проверка гипотез.
2. «Пиктограммы».
Этот приём очень хорошо использовать со школьниками, которые еще не умеют писать и читать, а воспринимают текст устно, или с детьми с билингвизмом.
Учащиеся, слушая текст, условно зарисовывают смысл фразы с помощью пиктограмм. Затем пересказывают с опорой на пиктограммы.
«Яблонька»
(1-2кл.)
Около дома росла яблоня. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать ее. Коля принёс колья. Мальчик подвязал яблоню. Ночью выпал снег. Пушистый мех укутал деревце.
|
| ____ ____. | |
|
|
3. «Визуализация».
После использования приема запоминания при помощи пиктограмм, постепенно переходим к приему визуализации.
Закрыв глаза, ученик слушает текст, который прочитывается учителем и представляет услышанное в виде образов, «живой картинки» .Затем ребенок самостоятельно прочитывает и пересказывает текст.
4. «Опорные слова».
При чтении подчеркиваются опорные (ключевые) слова для лучшего запоминания и смыслового понимания содержание текста. Затем по этим ключевым словам как можно точнее пересказывается содержание текста
5.«Графическая модель».
При работе с текстовым материалом составляется графическая модель. Выделяются важные смысловые звенья, определяется связь между ними, составляется графическая схема текста. Эта схема служит опорой для понимания прочитанного и дальнейшего пересказа.
6. «Опорные сигналы». Предлагается учащимся прочитать текст, а затем законспектировать, но в конспекте не должно быть слов и предложений, а только рисунки, схемы, символы. Затем идёт демонстрация опорных сигналов и сравнение результатов.
7. «Прием постановки вопросов». Учащиеся читают учебный текст и составляют к нему как можно больше вопросов. Затем одни зачитываются вопросы, а другие можно полнее отвечают на них. Этот прием очень хорош для детей с речевой патологией, так как они учатся не только вчитываться в текст, понимать текст, но и формулировать к нему вопросы.
8. «Прием эвристических вопросов». Предполагается поиск сведений о каком-либо событии или исследуемом объекте в процессе ответов на ключевые вопросы. Задаются ключевые вопросы: Кто? Что? Когда? Зачем? Где? Чем? Как? Почему? Ответы на эти вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Этот метод возник в Америке и широко использовался в американских школах.
Чтобы повысить качество обучения, чтение должно быть эффективным, поэтому учащимся необходимо было ответить на 6 простых вопросов: КТО делает ЧТО, КОГДА, ПОЧЕМУ, ГДЕ и КАК? - и назывался он
«Читайте и отвечайте на вопросы: метод 6 вопросов».
9.«Прием выделения (маркировки) текста». Этот прием имеет несколько вариантов. Учащимся предлагается при чтении текста подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
1 вариант: (для учащихся 1-2 кл.) желтым маркером выделить знакомый им материал, а красным – новый, неизвестный.
2 вариант: учащимся 3- 8 кл. галочкой пометить то, что им уже известно; знаком минус - то, что не известно; восклицательным знаком - то, что является для них интересным; вопросительный знак ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
3 вариант. Предлагается учащимся быстро и внимательно прочитать учебный текст, затем выбрать и подчеркнуть главную мысль или подходящее слово, характеризующее данный текст. Затем сравниваются все ответы учащихся и выбирается лучший вариант.
10.«Сказка». Учащимся предлагается прочитать учебный текст и придумать сказку с любыми героями и любым сюжетом таким образом, чтобы её основная мысль отражала существо учебного текста. Зачитываются и выбираются лучшие.
11. «Прием снежного кома». Для лучшего запоминания и понимания текста, а также повышения качества техники чтения учащимся предлагается чтение текста в следующей последовательности: сначала читают 1-ое предложение, затем 1+2 предложение, потом 1+2+3 и т.д.
12. «Пересказ по кругу». На логопедическом занятии учащиеся дважды читают новый текст, затем воспроизводят (пересказывают) текст по часовой стрелке по одной фразе. Затем ещё раз прочитывают текст, исправляют ошибки, если они были, или дополняют его, если было что-то упущено. Самостоятельно пересказывают текст.
13.«Прием наращивания текста».
Учащиеся прочитывают текст, заучивают по 1 предложению. Затем воспроизводят текст, повторяя предложения, сказанные предыдущими учениками, и добавляя свое предложение.
14.Приём «Объясни другому».
Текст разрезается на абзацы. Каждый учащийся читает только один абзац и осмысливает его. Потом дети по порядку пересказывают товарищам, таким образом в процессе пересказа восстанавливается весь текст. Затем учащиеся прочитывают весь текст и оценивают свою работу.
15.«Приём восстановления текста».
Учащимся предлагается прочитать части разрезанного учебного текста и
коллективно (методом штурмовой атаки) восстановить его последовательность. Затем результат работы сравнивают с образцом.
16.«Приём отсечения».
При чтении текста учащиеся должны
выделить второстепенные к основному содержанию мысли и факты и зачеркнуть.
Перечитать оставшиеся фрагменты текста и пересказать.
17.«Приём чередования чтения с осмыслением».
После того как учащийся прочитал абзац, важно остановиться и осмыслить прочитанное. При необходимости можно отметить важную информацию любым способом. Аналогичная работа проводится после прочтения каждого абзаца.
18. «Американский метод: стратегия для серьёзного чтения».
Следующий метод тоже широко используется в США со времен второй мировой войны. К этому методу прибегали для быстрого развития способностей к учебе. Его цель – «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью». Метод оказался настолько полезным, что вошёл в учебные программы многих колледжей и университетов США. Как утверждают психологи, он даёт припоминание 80% материала спустя 8 часов против обычных в среднем 20%.
Этот метод противодействует забыванию, заостряя внимание на сути изучаемого материала. В нем предусмотрен ряд этапов:
-беглое ознакомление,
-постановка вопросов,
-отметки при чтении,
-пересказ,
-повторный просмотр.
Бегло просмотрите текст с целью ознакомления и выявления его главной мысли.
Поставьте вопросы, т.е. переформулируйте подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста ищите на них ответы.
Сделайте в тексте отметки, выявляющие его структурную композицию, и при этом постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы.
Перескажите эти идеи одна за другой. Сделайте краткие заметки (можно использовать ключевые слова, значки, пиктограммы и т.д.).
Тотчас повторно просмотрите текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т.е. на внутренней структуре текста. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили.
И, наконец (это очень важно), сделайте собственные комментарии и критические замечания. Удалось ли вам найти ответы на все поставленные вопросы? Дайте оценку позиции автора.
При обучении учащихся (1 кл.) пониманию и пересказу текста можно предложить следующий алгоритм:
- Слушаю (читаю) текст.
- Определяю действующих лиц.
- Выстраиваю действия по порядку.
4. Пересказываю текст.
Алгоритм работы с текстом. (2- 6 кл.)
1.Просмотрите весь материал и выделите то, что необходимо запомнить.
2.Все свое внимание сосредоточьте на тех предметах, явлениях, фактах, объектах, которые необходимо запомнить.
3.Найдите связь между фразами в материале - это поможет качественнее запомнить материал.
4. Для лучшего запоминания материала сокращайте информацию до предела. Можно упустить детали, нежели главный смысл.
5. Используйте удобные приемы запоминания информации: приемы опорных слов, визуализацию, пиктограммы и т.д.
6. Повторяйте материал правильно и вовремя.
Психологами установлено, что через 30 минут забывается -40% информации, на следующий день – еще 34%, через месяц- еще 21%. С учетом этого необходимо повторять :
-первый раз после прочтения;
-второй раз через полчаса;
-третий раз через день;
-четвертый раз через 2-3 недели.
Рекомендации для учащихся по улучшению запоминания и понимания прочитанного материала. (2- 4кл.).
Использование только приемов для запоминания недостаточно. Необходимо более глубокое осмысление получаемой информации.
Работая с новой информацией необходимо, чтобы учащийся задавал себе следующие вопросы:
-что я уже знаю об этом предмете или факте;
-что я нового могу узнать;
- каково мое представление об этом предмете или факте в настоящий момент;
- кому это нужно и зачем;
- где и как это мне пригодится.
Рекомендации для учащихся по улучшению запоминания и понимания прочитанного материала. (5-8кл.)
-Главное условие хорошего запоминания - это понимание материала.
Для этого необходимо:
-разбить текст на смысловые части;
-выделить главное и второстепенное;
-определить логические связи между частями;
-составить схему, план, алгоритм и т.д.
-Степень осмысления и запоминания материала зависит от понимания логических связей между частями.
-Основное значение при запоминании имеет способность находить в вещах различие и сходство (особенно различие).
-При запоминании материала должны участвовать все виды памяти (аудиальная, кинетическая, кинестетическая, визуальная и т.д.). Чем больше видов памяти учащиеся будут использовать при запоминании, тем точнее сохранится материал, легче будет воспроизводиться, глубже будет понимание его содержания.
-Нейролингвисты утверждают, что при запоминании текста лучше всего запоминается начало и конец, поэтому необходимо особое внимание при обработке материала уделять середине.
-Постановка и осознание учащимися задачи на понимание и запоминание формируют у детей положительный, энергетически сильный мотив на необходимость запомнить, понять учебный материал.
Данные приемы работы с текстом школьники могут использовать самостоятельно при работе в классе, при выполнении домашних заданий и т.д.
Литература.
Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.М,1995.
Гончарова, Е.Л. Методики оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии // Дефектология. -2001№.3-_
Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития .К теории вопроса// Дефектология .-2007.-№1
Корнев,А.Н.Дислексия и дисграфия у детей .-СПБ,1995
Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности .пособие для учителя.М.,Дрофа,2001
Русецкая ,М.Н.Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушения чтения// Дефектология.-2007.-№1
Тихомирова, Л.Ф Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль, Академия развития,1997
Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология .Учебное пособие.-М.ТЦ.СФЕРА,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа « ИГРА - как коррекция поведения младших школьников»
Часто неодекватное поведение детей у педагогов и воспитателей вызывает недопонимание. И чтобы скорректировать некоторые виды в поведении детей--попробуем внести в их жизнь игру. Посредством различных ...
педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта
виды внимания, нарушения внимания, пути коррекции...
Использование коррекционно – развивающих и игровых форм обучения, для повышения учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Математическая радуга Цель мероприятия: привитие интереса к математике. Задачи мероприятия:формировать коммуникативную компетентность;совершенствовать вычислительные навыки учащихся;ра...
Возможности занятий декоративно-прикладным искусством в коррекции развития младших школьников с ЗПР
При обучении детей с ЗПР следует знать не только общие их особенности, но и учитывать возможные индивидуальные проявления, обусловленные большой неоднородностью этой группы учащихся и неравномерным ра...
Возможности занятий декоративно-прикладным искусством в коррекции развития младших школьников с ЗПР.
Данная статья рассказывает об эффективных методах работы с детьми с задержкой психического развития на занятиях дополнительного образования, через приобщение детей к прикладному творчеству....
Современные технологии обучения на уроках ритмики для младших школьников
Меня, естественно, не может не волновать состояние здоровья моих воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека. Моя ...
Исследовательская работа «ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
За последние десять лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих образовательные учреждения.Число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3...