Направление работы | Цель проведения мероприятия | Предполагаемые сроки |
I. Диагностическое направление: - Организация и проведение скренинговой и углубленной диагностики на начало и конец учебного года ;
|
- определение уровня развития и выявление особенностей познавательной и учебной деятельности детей;
- изучение программных знаний, умений и навыков (в соответствии с возрастом);
- определение причин нарушения;
- определение характерных особенностей учебной деятельности, поведения, развития эмоционально-волевой сферы.
| Сентябрь Май - июнь
|
- Динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение года
| - определение соответствия индивидуальных планов коррекционной работы, а также методов и приемов, используемых в процессе обучения реальным возможностям ребенка.
- отслеживание динамики развития ребенка, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы специалиста.
- осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения.
| В течение года. |
II. Составление по результатам анализа полученных данных индивидуальных карт развития ребенка, планирование коррекционных мероприятий. | - заполнение индивидуальных дефектологических карт развития ребенка;
- составление перспективных планов индивидуальной работы, направленных на коррекцию и компенсацию выявленных нарушений;
- планирование коррекционных мероприятий (формирование групп для занятий, составление расписаний занятий);
- составление рекомендаций для проведения занятий воспитателя с детьми, определение приемов индивидуальной работы в процессе учебной деятельности.
| Сентябрь-октябрь Май - июнь Октябрь, декабрь, март Сентябрь
В течение года |
III. Коррекционное направление: - Формирование программных знаний, умений и навыков
| - Организация и проведение фронтальных занятий:
-по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи; -по формированию элементарных математических представлений; - по формированию речевого (фонематического) восприятия. | В течение года по расписанию |
- Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно – пространственных представлений
- Формирование кинетической и кинестетической основы движений
- Формирование мыслительных операций
- Развитие слухо – зрительного и слухо - моторного взаимодействия
| - Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно - развивающих занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и развитие познавательной активности детей.
| В течение года
|
IV. Аналитическое направление: - анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребенка и оценка его эффективности;
- осуществление междисциплинарного сотрудничества с другими специалистами ДОУ.
|
- Повышения качества и эффективности коррекционно - развивающей работы;
- Корректировка планирования коррекционно-развивающих занятий с учетом достижений детей.
- Системный анализ личностного и познавательного развития ребенка.
- Создание комплексных индивидуальных программ развития.
| В течение года. |
V.Консультативно-просветительское и профилактическое направление. Педагоги: - участие в методических объединениях дошкольных дефектологов;
- выступление на педсоветах;
- индивидуальные консультации сотрудников.
|
- Оказание помощи родителям, учителям и администрации школы в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
- Профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;
- Способствование улучшению психолого-педагогической подготовки воспитателей, в частности по формированию у них способности интегрировать дефектологические знания в педагогической работе;
- Составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приемов и методов в работе с детьми с ЗПР.
| В течение года. |
Родители: - выступления на родительских собраниях;
- индивидуальные консультации;
- Индивидуальные беседы;
- Проведение консультативных и открытых занятий для родителей.
| - познакомить родителей с задачами и методами работы дефектолога в детском саду;
- Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о приемах и методах воспитания детей с нарушениями в развитии;
- Способствование осознанию особенностей и пониманию проблем ребенка со стороны родителей;
- Разбор частных случаев особенностей семейного воспитания и рекомендация адекватных особенностям ребенка условий его воспитания и развития;
- Способствование включению родителей в коррекционно-развивающий процесс;
- Разработка методических рекомендаций по выполнению домашних заданий
| В течение года. |
VI. Организационно-методическое направление: - оформление документации;
- участие в заседаниях ПМПК.
| - учет проделанной работы;
- учет ежедневных занятий, оформление и ведение рабочей документации
- подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам;
- планирование содержания деятельности по всем направлениям работы: диагностическому, коррекционному, консультативно-просветительскому.
| В течение года постоянно |