Воспитательское занятие "Зимующие птицы"
классный час на тему
· Формирование экологической культуры у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.zip | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Зимующие птицы»
Форма: беседа с элементами игры, с показом презентации.
Цель:
- формирование экологической культуры у детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах, путём просмотра презентации, отгадывания загадок, использования дидактических игр.
Коррекционно- развивающие:
- активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения;
- развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление;
- коррекция слухового восприятия, путём прослушивания голосов птиц.
Коррекционно-воспитательные:
- прививать интерес к занятию через использование наглядного материала и игровые моменты;
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
- вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Словарная работа: снегирь, синица, воробей, ворона, сорока, голубь зимующие птицы, кормушка.
Используемое оборудование:
Компьютер, проектор для показа презентации «Зимующие птицы»;
разрезанные картинки, шапочки птиц для сценки, картинка кормушки,
картинки зимующих птиц.
Ход занятия.
1.Организационная часть. Слайд1
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
Воспитатель:
- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (звуки зимы).
- Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей)
Воспитатель:
- Какое сейчас время года? (зима) Слайд2
Воспитатель:
- Назовите зимние месяцы ( декабрь, январь, февраль)
Воспитатель:
- Давайте хором назовём зимние месяцы ( декабрь январь февраль).
2.Основная часть. Слайд3
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)
- Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
- Все ли птицы улетают в тёплые края? (нет)
- Птицы, которые остаются у нас зимовать, перебираются поближе к человеку, в деревни, посёлки, города.
- Сегодня на занятии разговор у нас пойдёт о самых обычных птицах, которые встречаются у нас зимой. Мы рассмотрим, как они живут, чем питаются и какой помощи ждут от вас, ребята, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни. Слайд4
- Давайте сейчас узнаем, какие птицы остаются у нас зимовать.
Для этого вам нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно.
1.Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик.
Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки. (воробей).
Воспитатель:
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Это одна из самых известных птиц. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Чтобы избавиться от насекомых, воробьи старательно чистят перья в воде, песке или пыли. И хоть плавать не умеет, в воду лезет: трепыхается в мелкой луже. А ещё, ребята, воробьи не различают цвета, они видят мир в розоватом цвете.
2.Ей на месте не сидится; всё летает целый день,
Суетится, суетится, целый день свистит: «Цень-цень!»
Угадай-ка, что за птица? То весёлая … (синица).
Воспитатель:
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Синицы — маленькие, бойкие, умные, ловкие, смелые. Они великолепные гимнасты и акробаты: лазать, кувыркаться, висеть вниз головой, уцепившись за тонкий кончик ветки, — синицы великие неутомимые мастерицы: с утра до вечера, ни минутки не передыхая, перелетают, перепархивают они с дерева на дерево, с ветки на ветку. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
3.Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона)
Воспитатель:
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
4.Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
Воспитатель:
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
5. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)
Воспитатель:
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
6.Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути. (голубь)
Воспитатель:
Голуби живут в деревня, городе. Он большой, воркующий, люди кормят голубя хлебом. Голуби гнездятся на крышах наших домов. Это птица считается символом мира и счастья на земле. Если голуби летят, то будет мир на нашей земле.
Воспитатель:
- Давайте хором назовём всех птиц.
- Эти птицы остаются у нас зимовать. Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие).
- Скажем хором.
(На столе лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц).
Ребята, давайте соберём картинки и посмотрим, какая птица на ней нарисована:
Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку.
Воспитатель:
-Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей). ( Педагог произносит заклинание: - «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись».)
Физкультминутка Слайд5
Вот на ветках, посмотри – 4 хлопка руками по бокам
В красных майках снегири – 4 наклона головы
Распушили пёрышки – частые потряхивания руками опущенными вниз
Головой вертят, улететь хотят –2 поворота головы на каждую сторону
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью! – разбегаются, взмахивают руками.
(После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание»: - «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись»).
Воспитатель:
- Ребята нашего класса приготовили сценку. Смотрите и слушайте её внимательно.
Сценка «Доживем до весны».
Вылетает Воробей и Синица.
Синица:
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра ни крошки!
Червячков и мошек нет.
А без них - какой обед?!
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока.
Сорока:
Добрый день, синичка, здравствуй!
Чик - Чирикин как дела?
Ой, не терпится похвастать –
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам что поесть.
Рассказала мне подружка
Про какие – то кормушки.
Дескать, дети есть такие –
Ну, совсем совсем, не злые,
А, как раз наоборот –
Помогают птицам!
Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете.
Не поверю никогда
Будто где – то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что – то кушать захотела.
Я еще два дня назад.
Кто со мною в сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
Все улетают на кормушки.
Через некоторое время появляются не спеша синичка и воробей.
Синица:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый- то желудок
Нам, пернатым, ерунда.
И любое время суток,
и снега и холода!»
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синица :
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
Воспитатель:
-Почему птицам так трудно жить зимой? (Холодно, голодно, кошки, хулиганы)
Воспитатель:
Пока снега мало, зимующим птицам еды хватает: они собирают семена с деревьев и трав, которые еще видны из – под снега. А вот когда зима наметет огромные сугробы и все растения с семенами спрячутся в снегу, тогда птицам приходится совсем плохо. Да и морозы к середине зимы усиливаются. И согреть птиц может только еда.
Воспитатель:
- Какую сногсшибательную весть рассказала Сорока Воробью и Синичке?
(Про кормушки) Слайд6
Воспитатель:
- Корма для птиц зимой мало. Для птиц зима – очень тяжелое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Поэтому их надо кормить.
Люди устраивают птичьи столовые, кладут туда корм.
-Чем можно покормить птичек? (ответы детей).
Дидактическая игра «Птички на кормушках» Слайд7
(Вывешивается одна из кормушек. К кормушке прикрепляются разгаданные «птички»)
- Сейчас мы будем строить птичью столовую. (У детей сложенные картинки птиц) Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку»
- Мы положили в кормушку крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Слайд8
В понедельник прилетели небольшие серо-коричневые птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (Воробьи).
-Чем питаются воробьи?
- Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это? (Синицы).
-Чем питаются синицы?
- В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели и клевали ягоды рябины. Кто это? (Снегири).
- Чем питаются снегири?
- В четверг на кормушке обедали большие птицы, их много. Они бывают белые, серые, голубые, черные. Птицы съели крошки и семечки Кто это? (Голуби).
-Чем питаются голуби?
- В пятницу обедали птицы с белыми боками и длинным хвостом. Ели все. Кто это? (Сороки).
-Чем питаются сороки?
- В субботу и воскресенье прилетели большие серо-черные птицы и тоже все съели. Кто это? (Вороны).
-Чем питаются вороны?
Воспитатель:
-Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют).
-Какие это птицы? (зимующие).
Воспитатель:
На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады и огороды. Я у дома тоже повесила кормушку и подкармливают птиц. Слайд9
Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним, они откроют вам множество птичьих тайн. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь. Давайте послушаем, как поют птицы и отгадаем, кто это поёт. Слайд10
Упражнение «Послушай и повтори».
(включается запись с голосами зимующих птиц)
Звукозапись ВОРОНЫ.
Д.: Это ворона. Она каркает. «Кар-кар»
Звукозапись ВОРОБЬЯ.
Д.: Это воробьи. Они чирикают. «Чирик-чирик»
Звукозапись СИНИЦЫ.
Д.: Это синица. Она свистит. «Цень – цень»
Звукозапись ГОЛУБЯ.
Д.: Это голубь. Он воркует. «Гу – гу»
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру на внимание «Какой птички не стало? »
( Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало»)
Итог занятия Слайд11
- О каких птицах мы сегодня говорили?
-Назовите их.
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
Но самое главное, что вы должны запомнить из сегодняшнего занятия – это то, что зима для птиц – самое трудное время года и главную помощь птицам могут оказать люди, постоянно подкармливая их.
(Резервное время)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – мухи это насекомые.
Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – макароны это продукты.
Прилетели птицы: голуби, лисицы (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – лисицы это животные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...
Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.
Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль птиц в природныхсообществах...
Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"
Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....
Экологические группы птиц. Птицы города.
Городские птицы чаще своих собратьев, живущих в природе, изменяют веками сложившиеся формы поведения и «изобретают» новые. Синицы делают гнёзда в вертикальных полых предметах: чугунных трубах ог...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Воспитательское занятие, Классный час Птицы нашего леса 1-2 класс
Воспитательское занятие, Классный час для начальной классов....