Советы логопеда.
учебно-методический материал
Уважаемые родители!
Без вашего участия очень трудно, а порою и невозможно добиться быстрых и устойчивых результатов в коррекции речи.
Вашему вниманию предлагаются упражнения и игры для развития детской речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содружество полушарий.3-6 лет.
Удивительно: ребенок рождается с двумя правыми полушариями. Это, конечно, сказано образно — речь идет только о функциональной специализации полушарий головного мозга. Позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух полушарий начинает «леветь». Стимулами для превращения одного из правых полушарий в левое у ребенка является начало овладения речью и первое осознание самого себя. Поэтому после кризиса трех лет и начинают вырисовываться различия между правшами и левшами. Причем при доминировании левого полушария ведущей является правая рука, при доминировании правого — левая.
Две части целого
К 7-летнему возрасту у ребенка должны быть полноценно развиты прежде всего функции правого полушария. Что это значит? Давайте разберемся.
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
отвечает за:
— музыкальное и художест- венное творчество;
— проявления инициативы;
— образное мышление;
— действие.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
отвечает за:
— речь, способности к чтению и письму;
— абстрактное мышление, логические операции;
— двигательную сферу.
Эти функции будут развиваться у малыша в полноценном и максимальном объеме непосредственно в школе.
Движение стимулирует?
Однако не стоит забывать, что процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности ребенка.
Для развития межполушарных связей очень полезно использовать комплексы кинезиологических упражнений. Кинезиология — наука о движении («кинезис» — движение, «логос» — наука), дословно — движение навстречу духовному и физическому развитию.
При регулярном выполнении комплексов перекрестных движений, приведенных ниже, образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию у ребенка высших психических функций.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу правого и левого полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают обучение процессу письма.
Важные правила
— Продолжительность занятий для ребенка 5—7 лет может составлять 20—35 минут в день.
— Заниматься необходимо ежедневно.
— Курс занятий по одному комплексу упражнений — 45—60 дней.
— Желательно делать перерыв (2 недели) между комплексами.
Комплекс № 1
Колечко
Попросите ребенка поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Кулак — ребро — ладонь
Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга.
Ладонь на плоскости — сжатая в кулак ладонь — ладонь ребром на плоскости стола — распрямленная ладонь на плоскости стола. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. Если малыш затрудняется сразу выполнить это задание, предложите ему помочь себе командами: «Кулак — ребро — ладонь», произнося их вслух или про себя.
Лезгинка
Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. На высокой скорости одновременно изменить положение правой и левой рук. Правая рука складывается в кулачок, левая — в ладошку, глаза смотрят в сторону кулачка, язык — в сторону ладошки.
При смене положений рук происходит смена положений глаз и языка.
Лягушка
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая — ладонью на плоскости стола. Задача: одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
Ухо — нос
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо.
Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Велосипед
Исходное положение — лежа на полу или сидя.
Попросите ребенка сымитировать ногами езду на велосипеде, касаясь при этом левым локтем правого колена, затем — правым локтем левого колена.
Перекрестное марширование
На первом этапе медленно шагая, попеременно касаться то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения).
На этапе освоения упражнения отсчитывайте 12 движений в медленном темпе. На этапе № 2, также шагая, касаться, например, левой рукой колена левой ноги 12 раз (односторонние движения). На этапах № 3 и № 5 — перекрестные движения, на этапе № 4 — односторонние. Обязательное условие — начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.
Зеркальное рисование
Положите на стол большой чистый лист бумаги. Попросите ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Теперь предложите ему рисовать одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки, буквы, символы. Если малыш затрудняется, предложите ему для начала образец для копирования.
Рисующий слон
Малыш наклоняется головой к правому плечу, вытягивает вперед правую руку (правый хобот) и рисует ею горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) большими мазками. Затем повторяет то же левой рукой (левым хоботом) и двумя руками (хоботами) одновременно.
Прыжки
Теперь вам придется заняться физкультурой вместе с малышом. Ведь сначала вы станете показывать ребенку, в какой именно последовательности надо выполнять упражнения. Со временем, когда ваш малыш освоится, вы сможете лишь отдавать команды.
Прыгать нужно на месте, одновременно двигая руками и ногами. Наденьте удобную обувь, посмотрите, чтобы ничто не мешало движениям, ведь вы будете прыгать и размахивать руками. Такая гимнастика не только стимулирует межполушарное взаимодействие, но и опосредованно улучшает координацию движений и гибкость.
Вот упражнения, которые нужно повторять, прыгая, по несколько раз:
— ноги вместе — руки врозь;
— ноги врозь — руки вместе;
— ноги вместе — руки вместе;
— ноги врозь — руки врозь.
Комплекс № 1
Ноги вправо — руки влево; ноги влево — руки вправо; ноги вправо — руки вправо; ноги влево — руки влево.
Комплекс № 2
— Левая рука вперед, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога назад; левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.
— Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.
— Левая рука назад, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога вперед.
Комплекс № 3
— Правая рука вверх + прыжок на левой ноге.
— Левая рука вверх + пры- жок на правой ноге.
— Правая рука вверх + пры- жок на правой ноге.
— Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.
Комплекс № 2
К каждому упражнению ребенку давайте инструкцию, например...
— Постучи по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
— Опираясь на стол ладонями, полусогни руки в локтях. Встряхивай по очереди кистями.
— Соедини концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажми на пальцы левой, затем наоборот. Отработай эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
— Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1—2, 1-2-3 и т. д.».
— Зафиксируй предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьми карандаш со стола, приподними и опусти его. Сделай то же левой рукой.
— Вращай карандаш сначала между пальцами правой, затем левой руки (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
— По команде: «Ухо!» возьмись за ухо, по команде: «Нос!» — за нос. Ваша задача состоит в том, чтобы не только подавать команды, но и выполнять движения вместе с ребенком, допуская порой намеренные ошибки.
Комплекс № 3
Этот комплекс почти целиком состоит из активных упражнений. Что же вы скажете малышу?
— Стоя опусти руки, сделай быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опусти руки вдоль тела ладонями вниз.
— Стоя сделай несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями.
— Бегай по комнате, размахивай руками и громко кричи. По команде остановись и расслабься. Упражнение можно выполнять, сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
— Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их.
— Раскатывай на столе небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой, затем левой руки.
— Встань на четвереньки и ползи, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставь крест-накрест.
— Сидя на полу, вытяни ноги перед собой. Совершай движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно.
Ольга Лесовая, педагог, психолог
http://www.moy-rebenok.ru/article/child/765/
Рубрика: Разное
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для постановки правильного произношения звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ].
- Улыбка – хоботок; Губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны зубы. Не размыкая зубов, свести губы в плотную «трубочку». Повторить 15 раз.
- Оскал – хоботок; Верхнюю губу приподнять вверх, наморщив нос, а нижнюю опустить вниз, хорошо видны зубы и десны. Не размыкая зубов, свести губы в плотную «трубочку». Повторить 15 раз.
- «Блинчик на тарелочке». Рот полуоткрыт, широкий кончик языка лежит на нижней губе, позу удерживать под счёт до5-7. Повторить 3-4 раза
- «Вкусное варенье». Рот полуоткрыт, широкий кончик языка слегка приподнимается на верхнюю губу и скользит вниз за верхние зубы. Повторить 15 раз.
- «Чашечка». Рот открыт, губы растянуты в улыбке, зубы хорошо видны. Широкий кончик языка упирается в верхние резцы, а боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам. Позу удерживать под счёт до 7.
- «Фокус». Рот полуоткрыт, широкий кончик языка находится на верхней губе, нижние резцы хорошо видны. Положить на кончик носа маленький кусочек ваты и сильно, длительно подуть на него. Если упражнение выполняется верно, то ватка летит высоко вверх.
- «Лошадка». Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке, язык всей массой присасывается к твёрдому нёбу, а затем падает на дно ротовой полости. Упражнение выполняется медленно, с силой. Повторять 15 – 20 раз.
- «Гриб». Выполняя упражнение «Лошадка», задержать язык в верхнем положении.
- «Охотник идёт по болоту»: кончик языка зажат верхними и нижними зубами, сильно выдыхать воздушную струю (будет слышаться нечто вроде глухого звука [ЛЬ]), легко пошлёпать ладонями по щекам. 15 – 20 раз.
- «Пароход гудит». Улыбнуться, обнажив зубы, кончик языка зажать между зубами, длительно произносить гласный звук [Ы].
- «Качели». 1 вариант. Рот широко открыт, кончик языка ритмично касается то верхней, то нижней губы. 2 вариант. Рот широко открыт, кончик языка ритмично касается внутренней поверхности то верхних, то нижних резцов. Повторить 15 -20 раз.
- «Индюк болбочет». Рот приоткрыт, губы расслаблены, длительно произносится гласный [А], кончик языка быстро движется назад вперёд по верхней губе, слышится нечто вроде «бл-бл-бл…». Повторять в течение одной минуты.
- «Индюк за забором». Рот широко открыт, как при произнесении звука [Э], губы в улыбке, зубы хорошо видны, кончик языка движется назад вперёд от верхних резцов по твёрдому нёбу, слышится нечто вроде «др- р-р-р…». Повторять в течение одной минуты.
- «Дятел» или «Автоматчик». Рот широко открыт, как при произнесении звука [Э], губы в улыбке, зубы хорошо видны, кончик языка быстро стучит в альвеолы за верхними резцами, одновременно произнося звук [Д].
- «Заведи мотор». 1 вариант. Выполнить упражнение «чашечка», длительно произносить звук [З] или [Ж], а затем указательным пальцем в быстром темпе раскачивать кончик языка слева направо. Будет слышаться раскатистый звук [Р]. 2 вариант. Выполнять упражнение «Дятел» или «Автоматчик», указательным пальцем в быстром темпе раскачивать кончик языка слева направо. Будет слышаться раскатистый звук [Р].
- «Едем по кочкам». Сделать упражнение «Гриб», под боковые края языка поставить ватные палочки или указательные пальцы, попросить ребёнка очень сильно подуть на кончик языка и произнести шёпотом «тр – р – р…».
Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для постановки правильного произношения звуков [С], [СЬ], [З], [ЗЬ], [Ц].
- Улыбка – хоботок; Губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны зубы. Не размыкая зубов, свести губы в плотную «трубочку». Повторить 15 раз.
- Оскал – хоботок; Верхнюю губу приподнять вверх, наморщив нос, а нижнюю опустить вниз, хорошо видны зубы и десны. Не размыкая зубов, свести губы в плотную «трубочку». Повторить 15 раз.
- «Блинчик на тарелочке». Рот полуоткрыт, широкий кончик языка лежит на нижней губе, позу удерживать под счёт до5-7. Повторить 3-4 раза
- «Почистим зубки». Рот широко открыт, как при произнесении звука [Э], губы в улыбке, зубы хорошо видны, кончик языка движется слева направо по внутренней поверхности нижних зубов в медленном темпе. Повторить 15 раз.
- «Горка». Рот широко открыт, как при произнесении звука [Э], губы в улыбке, зубы хорошо видны, кончик языка упирается в нижние резцы, средняя часть языка выгнута, боковые края языка приподняты, по средней линии языка виден желобок, весь язык напряжен. Выполнять под счёт до 7.
- «Трубочка» или «Лодочка». Губы сжаты «хоботком», кончик языка и его средняя часть видны, боковые края языка загнуты вверх. Длительно подуть в образовавшуюся «трубочку», не раздувая щёки. Повторить 7 раз.
- «Расческа»: Губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны зубы. Язык между верхними и нижними зубами движется назад вперёд. Повторить 15 раз.
- «Свисток». Сделать «горку», на переднюю часть языка положить указательный палец, сомкнуть зубки и «посвистеть в свисток» - сказать длительно звук [С].
- «Язычок спит на подушечке». Кусочек ватки положить за нижние резцы, попросить ребёнка поставить кончик языка на «подушечку», расстояние между резцами 1-2 мм., губы немного растянуты в улыбке, плавно подуть. Если всё выполнено верно, то слышится чистый звук [С].
Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для постановки правильного произношения звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч].
- Улыбка – хоботок; Губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны зубы. Не размыкая зубов, свести губы в плотную «трубочку». Повторить 15 раз.
- Оскал – хоботок; Верхнюю губу приподнять вверх, наморщив нос, а нижнюю опустить вниз, хорошо видны зубы и десны. Не размыкая зубов, свести губы в плотную «трубочку». Повторить 15 раз.
- «Блинчик на тарелочке». Рот полуоткрыт, широкий кончик языка лежит на нижней губе, позу удерживать под счёт до5-7. Повторить 3-4 раза
- «Вкусное варенье». Рот полуоткрыт, широкий кончик языка слегка приподнимается на верхнюю губу и скользит вниз за верхние зубы. Повторить 15 раз.
- «Чашечка». Рот открыт, губы растянуты в улыбке, зубы хорошо видны. Широкий кончик языка упирается в верхние резцы, а боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам. Позу удерживать под счёт до 7.
- «Фокус». Рот полуоткрыт, широкий кончик языка находится на верхней губе, нижние резцы хорошо видны. Положить на кончик носа маленький кусочек ваты и сильно, длительно подуть на него. Если упражнение выполняется верно, то ватка летит высоко вверх.
- «Лошадка». Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке, язык всей массой присасывается к твёрдому нёбу, а затем падает на дно ротовой полости. Упражнение выполняется медленно, с силой. Повторять 15 – 20 раз.
- «Гриб». Выполняя упражнение «Лошадка», задержать язык в верхнем положении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Консультации для родителей детей дошкольного возраста....
10 простых советов логопеда родителям.
Советы для родителей, как развивать речь ребенка с раннего возраста. Материал будет полезен для родителей, воспитателей ДОУ, логопедам....
Советы логопеда
1. Верьте в силы ребёнка. 2. Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним. 3. Обучайте в игре. 4. Умейте выслушать ребёнка. 5. Перед отработкой речевого материала нацельте ребёнка на правил...
Советы логопеда
Советы логопеда по проведению артикуляционныз упражнений....
Советы логопеда будущей маме.
Консультация для женщин, которые решились стать мамой....
Советы логопеда
эти советы помогут родителям при общении с ребёнком, при выполнении домашнего задания учителя-логопеда. Ускорят процесс правильной речи....
Готов ли ваш ребенок к школе? Методика определения и советы логопеда.
Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....
- Мне нравится (9)