Адоптивные подходы инклюзивного образования
статья на тему

Доклад в реабилитационном центре "Свет", на круглом столе, проведенном в дни Белой Трости. В докладе рассказывается об истории и специфике центра образования, о контингенте учащихся, о уникальном опыте центра по обучению лиц с ОВЗ. Автор поднимает проблему недостаточного учета особенностей восприятия и репрезентации школьных знаний лиц с нарушением зрения в формах итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adoptivnye_podhody_inklyuzivnogo_obucheniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Грехнев Максим Валерьевич.

Адоптивные подходы инклюзивного обучения

       В «ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ» №1 ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

      Наша школа была основана в 1943 году для лиц, потерявших зрение во время войны. После войны основным контингентом школы стали люди, потерявшие зрение уже будучи взрослыми, не получившие среднего школьного образования. Школа функционировала как вечерняя с единым центром и системой пунктов, располагавшихся при предприятиях общества слепых по всему северо-западу. На сегодняшний день школа имеет статус центра образования для слепых и слабовидящих, расположенный в одном здании. За более чем семидесятилетнюю историю работы учебным заведением был накоплен богатый опыт работы по обучению, реабилитации и социализации инвалидов по зрению.               Сегодня состав наших учащихся весьма разнообразен: во-первых, это инвалиды по зрению, среди которых имеются те, кто выпал из привычной социальной и образовательной среды вследствие ухудшения зрения и те, которые по различным причинам были вынуждены перейти к нам из школы Грота. во-вторых, это учащиеся, не сумевшие вписаться  в массовую образовательную среду, будучи инвалидами общего заболевания (ДЦП, эпилепсия и т.д.) и лица, имеющие задержку психического развития разной степени и происхождения. в-третьих, учащиеся, изгнанные из массовой школы за девиантное поведение или неуспеваемость. в-четвертых, лица, по своим убеждениям или по семейным обстоятельствам не желающие учиться в массовой школе, например члены различных религиозных организаций. Такой пестрый состав учащихся предполагает необходимость создания для них особой образовательной среды, которая должна учесть все многообразие их образовательных потребностей. Эту разнородную публику просто невозможно обучить, социализировать и подготовить к итоговой аттестации,  не применяя на практике личностно ориентированного подхода к обучению и индивидуальных образовательных маршрутов. Иначе говоря в нашей школе уже давно реализуются те подходы к образованию, которые в детской школе считаются инновационными.             Мы давно и успешно применяем своеобразную инклюзию, при которой основное ядро класса составляют инвалиды по зрению, а остальные категории учащихся к ним присоединяются. При этом внимание учителя преимущественно направлено на удовлетворение образовательных потребностей инвалидов по зрению. Учебный процесс в таком классе осуществляется достаточно успешно: зрячие и незрячие учащиеся эффективно сотрудничают друг с другом, приобретая помимо учебных полезные коммуникативные навыки.

Наша школа функционирует как коррекционное учебное заведение 3-го и 4-го видов, т. е.направлена на удовлетворение образовательных потребностей инвалидов по зрению, но практически мы осуществляем смешанное обучение, что положительно сказывается на социализации инвалидов. Их совместное обучение и пребывание со зрячими учащимися способствует вырабатыванию у них полезных и необходимых для дальнейшей жизни коммуникативных и социальных навыков. Ученики нашей школы часто отягощены негативным коммуникативным, образовательным и социальным опытом, который поставил на них определенное клеймо, не позволяющее воспринимать  их объективно, т. е. что бы эти учащиеся не предпринимали, у них уже есть отрицательный имидж хулиганов, бездельников, тупиц и т. д. Придя в нашу школу они могут попробовать начать все с начала, взяв формирование своего нового образа в свои руки. Сама атмосфера очно-заочной школы, предполагающая активное участие обучающегося в образовательном процессе и уменьшение дистанции между учеником и учителем,  часто помогает подросткам заново обрести себя и окончить школу значительно лучше, чем этого можно было бы ожидать.

     По форме преподавания и отчетности наша школа занимает промежуточное положение между детской школой и учреждениями послешкольного образования. наши уроки проводятся в форме консультаций. Мы не ставим текущих оценок, а формой отчетности у нас является система зачетов. В течение учебного года учащийся должен сдать определенное, предусмотренное учебным планом количество зачетов. на основании результатов зачетов выставляются итоговые оценки по предметам. Формы проведения зачетов весьма различны, и ориентированы на индивидуальные возможности учащегося. Зачеты могут приниматься в форме рефератов, докладов, сочинений, письменных и устных ответов на вопросы, тестирования и т. д. Таким образом учащиеся удовлетворяют свои особые образовательные потребности, эффективно отчитываясь в наиболее доступной для них форме. Такая система отчетности формирует самостоятельный и активный подход к обучению, подготавливая учащихся к продолжению образования.      В зависимости от возможностей и желания учащегося мы предлагаем двух-  или трехлетний сроки обучения в старшей школе с возможностью переориентироваться в дальнейшем, как правило, в пользу трехлетнего срока.

     Случается, что наши учащиеся не могут регулярно посещать школу по различным причинам: частые болезни, прохождение курсов реабилитации, трудности передвижения по городу и области, отдаленное место жительства. Чтобы избежать академической задолженности мы применяем в таких случаях элементы дистанционного обучения. мы излагаем материал и принимаем зачеты по телефону, электронной почте и  скайпу.  Такие способы обучения помогают учащемуся не выпасть из образовательного процесса, сохранять постоянный личный контакт с учителем, и при возвращении в класс на равных с остальными  учащимися усваивать текущий учебный материал.

    Как следует из выше сказанного, в нашей школе завершают образование люди,  оказавшиеся не удел во всех других местах, в силу различных причин (длительные болезни, педагогическая запущенность и т. д.). которым мы даем последний шанс получить аттестат.  Нетрудно догадаться, что наши учащиеся преимущественно не могут конкурировать на равных со здоровыми детьми. К ним не корректно предъявлять  те же требования,  как к выпускникам массовых школ. Несмотря на наши усилия они остаются людьми с ограниченными возможностями и массой проблем.   Многие наши учащиеся имеют достаточный образовательный уровень, но не могут его реализовать  в существующих сегодня формах итоговой аттестации  ОГ,  ЕГЭ и ГВЭ.     При окончании школы инвалиды могут выбрать ЕГЭ или ГВЭ,  при этом   ГВЭ сводит к минимуму  их возможность продолжить образование, не давая права поступать в вузы.  Мы знаем, что многие слепые сдают ЕГЭ, в нашей школе тоже имеется подобная практика.. Однако, на наш взгляд, ЕГЭ неудобный формат для инвалида по зрению, потому что он  ориентирован на восприятие и обработку информации с помощью зрения ()таблицы, расположение в столбик, выделение жирным шрифтом, нумерация предложений текста  и т. д.).  Перевод ЕГЭ на брайль дает слепому адекватное представление о содержании заданий,   но  сопровождается неоправданными техническими трудностями и неудобствами при их выполнении. Это вызвано прежде всего тем, что при чтении по брайлю единомоментно можно воспринимать не более полутора строк узкоформатного текста в 30 знаков, а  задания ЕГЭ рассчитаны   на единомоментный обзор   половины страницы широкоформатного текста в  80 знаков,  что позволяет увидеть содержание задания целиком. Не будем забывать и о том, что при письме в брайлевском приборе чтение написанного  на используемой странице затруднено    т. е. для незрячих трудна отнюдь не содержательная сторона ЕГЭ, а его репрезентативная форма. К тому же количество  методических и тренировочных материалов, издаваемых по брайлю, несопоставимо с тем, что издается плоскопечатным шрифтом. Это существенно ограничивает возможности незрячего в процессе подготовки к экзамену.  Нам кажется, что дополнительное время и сопровождение на ЕГЭ   не могут обеспечить  равных возможностей.        

    Наши учащиеся, ограниченные в своих возможностях, имеют особые образовательные потребности, что подчас плохо соотносится с общепринятыми стандартами итоговой аттестации. Стандартные формы аттестации не дают им возможности продемонстрировать свои знания. Нам представляется целесообразным вырабатывать личностно ориентированные формы аттестации и конвертировать полученные за них баллы в баллы ЕГЭ, что позволит учащимся не быть ущемленными и униженными во время экзамена и откроет для них дальнейшие перспективы обучения.

   Думается, что широко пропагандируемая государством  сегодня адресная помощь инвалидам и личностно ориентированный подход к их образовательным потребностям противоречат идее стандартных форм школьной итоговой аттестации. Наше учебное заведение в полной мере ощущает на себе это противоречие. Многие годы мы работали руководствуясь своим опытом и традициями, заполняя собой определенную образовательную нишу. Сегодня к нам применяются жесткие требования стандартизации и бюрократизации, при которых наш опыт не возможно использовать. Нам предлагают работать по стандартному учебному плану, обучать незрячих отдельно от всех остальных, аттестовывать не по результатам зачетов, а по текущим оценкам и контрольным работам, выдавать аттестаты по результатам стандартных экзаменов. Таким образом мы теряем все особенности, делавшие нашу школу привлекательной для людей с особыми образовательными потребностями.  Вероятно, тем кто не может вписаться в стандартную образовательную модель предлагается отказаться от идеи получить среднее общее  полное образование. Выше сказанное хорошо иллюстрируется  тем, что все многообразие нестандартных школ (вечерних, очно-заочных и др.) сводится к единой форме центра образования. Поэтому мы теперь называемся не очно-заочной школой для слепых и слабовидящих, а «центром образования №1», что никаким образом не отражает нашей специфики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования)Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образован.

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования).Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образовани...