"Не начинай курить"
классный час (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие на тему «Не начинай курить».
Романова Елена Александровна, воспитатель Чаадаевского социально- реабилитационного центра
Цель занятия:
– предупреждение появления вредных привычек у подростков.
Задачи:
- выявить основные причины курения подростков;
- проследить результат давления на принятие решений;
- учиться противостоять разрушающему влиянию сверстников;
- формировать желание быть победителем в сложных ситуациях.
Форма: дискуссия с элементами исследований.
Методы и приемы: объяснительные, проблемные, исследовательские.
Ход занятия
1 этап: Организационный момент
Цель первого этапа: настроить воспитанников на диалог; заинтересовать в необходимости решения проблемы.
- Сегодня на занятии мы поговорим о курении. Скажите, ребята, знаете ли вы о вреде курения? Возникала ли у вас такая проблема: знаете о вреде курения, но многие факторы вокруг вас говорят об обратном и подталкивают вас к сигарете? А теперь попробуйте определить, какие же факторы могут подтолкнуть вас попробовать закурить. К концу занятия мы постараемся понять, что же подталкивает нас к курению и возможно ли этого избежать.
Для справки:
60% девочек курильщиц ответили, что это модно и красиво.
20% девочек курильщиц ответили, что таким образом хотят нравиться мальчикам
15% девочек курильщиц ответили, что таким образом хотят привлечь к себе внимание
5% девочек курильщиц ответили, что так лучше смотрятся.
2 этап: Опрос воспитанников по теме занятия
Цель второго этапа: подтолкнуть детей к размышлению над проблемной ситуацией.
Воспитатель читает стихотворение
Как-то Вася шел домой, шел домой,
По деревянной мостовой Вася шел домой.
“Эй, дружище!” - вдруг услышал он,
Как окликнул друг его Семен.
Сеня быстро подошел и сказал: “Привет!”
Вынул пачку сигарет, пачку сигарет:
- Хочешь, на-ка закури скорей,
Вася, станешь сразу всех смелей!
Вася думал, как тут быть, как тут быть?
Чтобы трусом не прослыть, надо закурить.
Вдруг он вспомнил… мамины слова:
- Вася, сына, не кури ты никогда!
Если будешь ты курить, зубы начнут гнить.
Запах будет изо рта – станешь ты смердить.
В деснах – язвы, рак ждет у ворот…
Незаметно враг к тебе войдет!
- Телевизор смотришь или нет?
Там ковбой крутой в дыме сигарет!..
- Вася, умер тот ковбой давно.
О раке легких не говорят в кино!
- “Винстон”, “Мальборо”, “LD” -
Лучшие друзья,
И в компании любой
Примут все тебя!
- Вспомни, Васенька, как смола течет
Прямо с этих сигарет в твой упрямый рот!
Ею можно лодку осмолить.
Как же дальше будешь с этим жить?
Покачал наш Василек светлой головой:
- Нет уж, Сеня дорогой, тут я не с тобой.
- Что же, струсил, значит, ты - слабак?!
- Слабый тот, кто отказать не знает как.
Я имею силу сказать “нет”
Этой грязи в пачке сигарет!
И с улыбкой на лице Вася шел домой.
Он сделал выбор для себя,
Сегодня выбор твой!!!
- Что же помогло Васе противостоять? (подростки дают свои варианты ответов)
3 этап Основная часть
Цель третьего этапа: с помощью исследовательской деятельности подвести подростков к причинам курения.
1. Эксперимент с салфетками.
- Предлагаю провести небольшой эксперимент, который поможет нам выявить первую причину курения!
По рядам передаются салфетки с отвратительными запахами. Ребята должны понюхать, не разглядывая, и быстро передать дальше. Воспитатель обращается к сидящим на последних партах:
- Ребята, вы слышали и видели реакцию на салфетку впереди сидящих : отвращение, и, тем не менее, вы тоже понюхали! Почему? (“Было интересно!”)
- Вы сами назвали одну из причин курения – интерес, любопытство. (Большинство пробуют не потому, что запах приятен, а так как интересно узнать, что это такое, к чему так привязаны многие взрослые.)
воспитатель фиксирует первую распространенную причину курения..
2. Рисунок-работа в парах.
- Чтобы найти следующую причину курения в раннем возрасте, выполним задание “Рисунок”. Возьмите одну на двоих ручку и один лист. Теперь каждый из вас будет рисовать свой рисунок, не сообщая о нем соседу! Одной ручкой одновременно, т.е. держите вместе, и на одном листочке! (3 мин.)
- Покажите, что у вас получилось и расскажите, что вы чувствовали. Какие у вас были ощущения от такой совместной работы?
Кто-то расскажет, что настойчиво рисовал свое, кто-то посчитал, что легче сдаться и стал водить своей рукой чужой рисунок! Делаем вывод, что так же и в жизни - при давлении на нас нам порой легче подчиниться, чем вести свою линию! Мы не умеем сказать: “Нет”, а это так необходимо во многих ситуациях!
-Выведите из этого эксперимента вторую причину курения, распространенную среди подростков!
- Это давление.
4. Проигрывание с удочкой и рыбками.
- Представьте себе двоих ребят (в виде рыбок). Один из них плавает и думает: “Если закурю, то сразу стану взрослым, независимым, девочке понравлюсь, друзья начнут уважать…” Рисовал он такие картины в своем воображении, рисовал, и в один день показалась “приманка” на крючке – ему представилась возможность закурить. (К рыбке с магнитом подносим удочку с магнитом)
- Как вы думаете, попадется он на крючок? Да, он на крючке сигареты. Его неправильные представления о взрослении и важности подтолкнули на этот крючок!
- Легко ли рыбе сорваться с крючка? Это стоит ей больших усилий, так же трудно освободиться от курения!
Один взрослый мужчина сказал: “Думал, я осилю сигарету, но это она осилила меня”.
Вывод: третья причина курения – ложные представления. (Это модно, круто…Я стану взрослее, меня начнут уважать…)
Однако, известно, что рано начавшие курить ребята, отстают от своих ровесников в развитии: и в умственном, и в физиологическом, и в социальном. Так, они не достигают успеха не только в учебной деятельности и спорте, на уроках физкультуры, но и продолжают по-детски реагировать на трудные ситуации: больше конфликтуют со взрослыми, ссорятся с ровесниками, не умеют самостоятельно принимать зрелые решения! Особенно в финансовых вопросах! Сигарета не помогает им взрослеть! Они обманули себя!
4 этап Закрепление
Цель четвертого этапа: выделить основные причины курения подростков.
Итак: каковы же причины курения подростков? (воспитатель совместно с детьми выявляет причины курения подростков)
- Подражание старшим школьникам, друзьям во дворе;
- Чувство новизны, интереса;
- Желание казаться взрослыми, самостоятельными;
- У девушек приобщение к курению часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.
5 этап Рефлексия
Цель пятого этапа: анализируя проблему, подвести подростков к желанию сделать выводы для себя самого, формировать желание быть победителем в сложных ситуациях.
Воспитатель задаёт подросткам вопросы:
- Скажите, пожалуйста, сигарета жизненно необходима нашему организму?
- Она прибавляет нам здоровья?
- Она делает нас успешнее в жизни? А давление на нас через сигарету происходит?
- Тогда какой важный вывод вы можете сделать с сегодняшнего занятия?
- Давайте утвердим ваше решение, проговорив его вместе, словно мы в роли Васи даем отпор другу: “Нет, спасибо. Я хочу прожить свою жизнь без сигарет!”
- Не бойтесь потерять отношения с таким другом. Вы будете делать выбор, зная, что побеждаете в этой ситуации, а не попадаете беспомощно на крючок сигареты!
- Как вы думаете, каким качеством обладают победители?
(Смелостью, сам принимает решения - ни от кого не зависит, упорно идет к своей цели и не позволяет вредным привычкам разрушить себя)
- Желаю вам из любой сложной жизненной ситуации, в том числе с курением, выходить победителями!
- Раскрыли ли мы с вами, что может подтолкнуть к сигарете?
- Как можно противостоять уговорам и давлению со стороны друзей?
- Не попадитесь на крючок сигареты!
6 этап Домашнее задание
Цель шестого этапа: стимулировать желание подростков продолжить работу над решением проблемы курения.
Ребята, в свободное время пожалуйста нарисуйте макет внутренних органов – легких, желудка и сердца (по образцу). На следующем занятии мы с вами попытаемся изобразить, какой след никотин оставляет на жизненно важных органах человека.
- Спасибо за вашу работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Курить или не курить? Вот в чем вопрос!» (Классный час, с использованием здоровьесберегающих технологий).
Классный час «Курить или не курить? Вот в чем вопрос!»направлен на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредной привычки. В ходе классного часа учащи...
курить или не курить-решай сам!
классный час для среднего возраста воспитанников детских домов...
Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)
Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над рассуждени...
Диспут «Курить или не курить – личное дело каждого?»
Диспут проводился в 10 классе по результатам анкетирования. Данные анкет были представлены в виде презентации....
Беседа на тему «Почему люди начинают курить?» (с учащимися 5–7 классов)
Одна из основных причин- любопытство. Другая причина- подражание взрослым, курящим подросткам, звездам экрана.Желание начать курить, вдохнуть запах дыма и затянуться приходит незаметно, но к сожа...
Статья: "Почему подростки начинаю курить".
В соответствии со статистическими данными курение подростков занимает одно из ведущих позиций среди современных проблем подрастающего поколения. Начальный возраст курящих составляет 7-10 лет, но с каж...
Буклет "НЕ НАЧИНАЙТЕ КУРИТЬ!"
Примерно половина куривших в прошлом людей бросает курить одномоментно раз и навсегда. Еще столько же – постепенно сокращает число выкуриваемых сигарет до полного отказа от курения. Конечно, луч...