ГМЦ.Методическое объединение для воспитателей г.Москвы 28.04.2015г.(Награждена "Благодарственным письмом" от имени директора ГБОУ ГМЦ ДОгм М.В.Лебедевой)
методическая разработка на тему

Карпухина Инна Викторовна

Тема:ФГОС.Реализация образовательной области "Речевое развитие" с детьми,имеющими особые образовательные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 28.04.15g.tekst_vystupleniya.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

28 апреля 2015 г.    Городской методический центр. Методическое объединение для воспитателей г. Москвы

                                                                         ГБОУ гимназия № 1476

                                                        д/о № 1 ВАО

Учитель-логопед

Карпухина Инна Викторовна

Тема: ФГОС. Реализация образовательной области «Речевое развитие» с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Содержание выступления:

I. Информационное сообщение.

1.Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

2. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОО в процессе освоения образовательной  области  «Речевое развитие".

II.Трансляция опыта работы на тему «Речевое развитие детей с ОВЗ(ТНР) в группе компенсирующей направленности в процессе формирования патриотических чувств, как общечеловеческой ценности».

III. Список литературы.

Текст выступления учителя-логопеда Карпухиной И.В.

  1. Информационное сообщение .        

 1.  Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь-«думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала. Словарь и грамматический строй речи развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к 4-5 годам, поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей-фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой  по развитию речи детей. Большое значение ля развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка-состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов(внимания, памяти, воображения, мышления),а также его физическое(соматическое)состояние.

 Выделяют три критических периода в развитии речевой функции. В эти периоды любые, даже незначительные неблагоприятные факторы могут отразиться на развитии речи ребёнка.

 Первый(1-2 года жизни),когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей её силой становится потребность в общении. Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе ЦНС(речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и  т.д.).Третий критический период(6-7) лет –начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания. Динамика возрастного развития речи в первые годы жизни значительно варьируется в зависимости от генотипа организма и от влияния на него окружающей среды, а для развития речевой функциональной системы необходимы нормальное созревание и функционирование ЦНС.  Педагоги должны хорошо знать эти критические периоды в развитие речи ребенка и учитывать их в своей работе. 

В ОО в течение всего учебного года должен работать ПМПк. ПМПк ОО работает на основании постановления правительства Москвы от 14.02.2006 г. №104-ПП «О развитии системы ДО в г.Москве и рекомендациях Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений (приказ №144/1-22 от 14.12.2006 г). В состав ПМПк  входят специалисты ОО, которые составляют образовательный маршрут для ребёнка, испытывающего особые образовательные потребности. Решение ПМПк утверждает руководитель ОО. Педагоги(воспитатели) ОО работают в тесной взаимосвязи с ПМПк и выполняют его рекомендации. Основываясь на образовательном маршруте,  составляют индивидуальный учебный план на каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» гласит, что приоритетное решение остается за Городской ЦПМПК . ЦПМПК определяет для ребёнка-дошкольника статус ОВЗ, рекомендует ему адаптированную программу ОО ДО или относит его к категории испытывающего трудности в освоении ООП ДО , назначая сопровождение специалистов в зависимости от особых образовательных потребностей ребёнка. ЦПМПК работает в течение всего учебного года и проводит итоговые комиссии по уточнению, подтверждению или изменению индивидуального образовательного маршрута.

2. Развитие речи детей- это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованные требования взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые возможности. Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОО предполагает организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимизации речевого развития ребенка. К таким условиям относятся:  речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка, как средства общения и познания ; организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные; обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи; систематическое развитие предпосылок речевого развития; развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

    Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОО к коррекции речи выступают: закрепление речевых навыков; преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи; повышение качества образовательных достижений воспитанников. Педагоги ОО осваивают образовательную область «Речевое развитие» в соответствии с должностными обязанностями (инструкциями).   Педагог(учитель-логопед) должен иметь высшее дефектологическое образование в области дефектологии, дающее ему право осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в речевом развитии. В соответствии с современным законодательством дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Взаимодействуя с педагогами ОО, учитель-логопед осуществляет консультативную, рекомендательную функцию, направленную на обеспечение устранений речевых нарушений у детей. Задачи учителя-логопеда заключаются в следующем:1.Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития детей;2.Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции;3.Оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений. Направления взаимодействия: 1.Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития.2.Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников.3.Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения.

 Практика совместной деятельности педагогов ДОО по освоению образовательной области «Речевое развитие» может быть представлена следующим образом.

Воспитатель: замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует учителю-логопеду своей ОО, привлекает внимание специалистов ПМПк ОО с целью определения степени сложности структуры речевого нарушения; создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы; формирует общие предпосылки для речевого развития: фонематические процессы; крупную мелкую и речевую моторику; обогащает содержание детской речи; формирует целевые ориентиры по развитию речи с учётом индивидуальных особенностей детей; выполняет рекомендации специалистов по коррекции речевых нарушений. Учитель-логопед :диагностирует уровень развития речи воспитанников; дифференцирует категории детей по специфики нарушений речи и структуре речевого нарушения; осуществляет коррекцию нарушений всех сторон речи. Музыкальный руководитель: обогащает словарь по рекомендациям учителя-логопеда, развивает слуховое восприятие, музыкальный слух, фонематическое восприятие, развивает интонацию, ритмико-мелодическою сторону ,формируете речевое певческое дыхание, силу голоса, музыкальные впечатления, обогащения, развивает целевые ориентиры слушания музыки ,пения, музыкально-ритмических движений, умений играть на музыкальных инструментах .Инструктор по физвоспитанию: Развитие речи посредством движения; формирование в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности; управление эмоциональной сферой ребенка; развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр, эстафет; укрепление здоровья и общефизическое развитие; развитие двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики; закрепление лексико-грамматических средств языка посредством специально подобранных игр и упражнений с учётом изучаемой лексической темы; закрепление и автоматизация поставленных звуков посредством потешек, скороговорок, речёвок с учётом рекомендаций учителя-логопеда(логопеда).Педагог-психолог: работает над формированием целевых ориентиров направленных на развитие зрительного восприятия, зрительного внимания, слуховой и кратковременной памяти; мыслительных операций (обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей); воображения; педагог-психолог опирается на содержание логопедических занятий и осуществляет преемственность в коррекционно-развивающей работе всех педагогов ДОО на материале единых лексических тем.

  Подробно остановимся на взаимодействии учителя-логопеда с воспитателем ДОО. Взаимодействие с воспитателем учитель-логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях, проведение интегрированных мероприятий. На совместных интегрированных занятиях учителя-логопеда и воспитателя, которые проводятся как обобщающие, итоговые организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики. Так реализуется принцип интеграции образовательных областей. Учитель-логопед ДОО дает воспитателю рекомендации по проведению игр и игровых заданий логопедической профилактической направленности, помогает подобрать наглядно-дидактические и литературные материалы, организовать совместную деятельность детям со сверстниками . Также воспитатель учитывает рекомендации для детей, получающих логопедическую помощь вне ОО.В одних случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, а в других- воспитатель содействует закреплению результатов, полученных на логопедических занятиях. Совместное решение общих образовательных задач воспитателя  и учителя-логопеда определяется их профессиональными функциями, реализуемыми в работе.

Мы предлагаем свой опыт коррекционной работы в условиях группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста 5-6 лет ТНР (ОНР),который отражает этапы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами (воспитателями) ДОО по реализации ФГОС в процессе освоения образовательной области «Речевое развитие». Материал представленного опыта работы «Речевое развитие детей с ОВЗ(ТНР) в группе компенсирующей направленности в процессе формирования патриотических чувств, как общечеловеческой ценности» можно использовать в группах для дошкольников старшего возраста различной направленности.

 1. В основе процесса освоения образовательной области «Речевое развитие» заложены целевые ориентиры, направленные на воспитание любви, гордости, уважения к родному (русскому) языку, его носителям (россиянам). Нельзя забывать, что любовь к Родине начинается с любви к родному языку, на котором говорили и говорят наши бабушки, дедушки, мамы и папы, друзья, педагоги, окружающие. В процессе педагогической работы идет процесс воспитания чувства  патриотизма через любовь к своей семье, родному городу, окружающим, стране. Во время встреч с родителями воспитанников, представителями других профессий  мы осуществляем консультативную, рекомендательную, просветительскую деятельность, направленную на формирование патриотических чувств как общечеловеческой ценности.

 ФГОС. Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой  и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико -синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.

 Для реализации ФГОС в процессе освоения образовательной области «Речевое развитие» в группе для детей с ТНР необходимо создание спецусловий :  взаимосвязь и взаимообусловленность структурных блоков педагогического создания развивающей преметно-пространственной среды; специальная организованная коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда; коррекционно-развивающая работа педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию  и образовательная деятельность в режимных моментах; совместная деятельность взрослого и ребенка, свободная самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность родителей с детьми.

2.Содержание работы по развитию речи в ДОО: воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания; уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам; профилактика речевого нарушения, работа с речевыми звуками(ориентир на возрастную норму),закрепление сформировавшихся по возрасту речевых навыков ребенка или усвоенных на логопедических занятиях; развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелкой моторики, формирование речевого дыхания следует осуществлять в соответствии со ФГОС педагога и его должностными обязанностями (инструкцией);развитие навыков словообразования в различных играх и повседневной жизни; контроль речи детей, тактичное исправление ошибок; развитие диалогической речи детей через использование её в подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых играх и играх- драматизациях, театрализованной деятельности детей, через выполнение поручений в соответствии с уровнем развития; формирование связной речи; взаимосвязь четырёх образовательных областей (социально-коммуникативная,познавательная,художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с пятой образовательной областью «Речевое развитие» в процессе НОД учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя(индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа).

3.Использование различных видов детской деятельности: коммуникативной, игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской, чтение художественной литературы.

Практический материал из опыта работы.

  1. Мы осуществляем просветительскую, консультативную, образовательную деятельность во время встреч в форме консультаций, круглых столов, информационных встреч и др. форм общения по теме «Формирование чувства любви к Родине через понимание красоты и образности русского языка».Знакомим с творчеством русских писателей, поэтов, устным русским народным творчеством и тем самым вовлекаем в мир русской речи. Изучение произведений великих русских поэтов, писателей помогает развить чуткость к художественному слову, эпитетам, описаниям, образным словам, обеспечивающим красоту и выразительность русского языка.
  2. Основой  взаимодействия педагогов(специалистов) ДОО является использование логопедических рекомендаций при составлении перспективного комплексно-тематического планирования по общим лексическим темам. Для осуществления образовательной деятельности по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной лексической тематикой. Формирование любви к родному(русскому языку) можно достичь в процессе работы над лексическими темами «Мой город- Москва», «Осень(зима, весна, лето)», «Семья», «Новый год», «23 февраля- День защитника отечества», «8 Марта –праздник мам!» «Воздушный транспорт»(12 апреля –День космонавтики), «9 мая. День победы».Одним из примеров  составления  перспективного комплексно –тематического планирования может быть неделя посвященная празднованию Дню города (Москвы): «Москва, Москва как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось..( А.С.Пушкин)». Каждый из педагогов работал по освоению данной лексической темы с учетом своих должностных обязанностей. Учитель-логопед и воспитатель группы осуществляли совместную непосредственную образовательную деятельность по теме «Мой город-Москва»(цикл интегрированных занятий для детей старшего возраста), направленных на формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. На заключительном этапе совместно с музыкальным руководителем провели музыкально-спортивный праздник по данной теме.

 Очень эффективно использовать в НОД по развитию речи детские работы выполненные в русских традициях. Например, при изучении лексической темы «Посуда»  учитель-логопед использовал детские работы - посуду с гжельскими и хохломскими узорами из папье-маше, выполненные детьми в процессе НОД воспитателя.

3.Огромное значение в формирование целевых ориентиров по воспитанию патриотических чувств у детей является знакомство с малым фольклорным жанром: загадками, пословицами, поговорками др. Мы предлагаем лишь некоторые из них: Мал язык, да всем телом владеет; Хорошую речь хорошо слушать; Не спеши языком, торопись делом; Без русского языка не сколотишь и сапога; Велик и могуч русский язык; Короткую речь слушать хорошо, а под долгую речь думать хорошо; Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

4.  Важным этапом в работе по формированию звуковой культуры речи является развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, просодической стороны речи. Осуществлять данные коррекционные меры следует в  соответствии с должностными обязанностями педагогов. Приоритет в определении комплекса артикуляционных упражнений следует оставить за учителем-логопедом(логопедом),т.к.  его функциональные обязанности позволяют определить степень выраженности структуры речевого нарушения( отклонение от нормы в строении артикуляционного аппарата и функционировании артикуляционной моторики).5.Следующим этапом в работе над звуковой культурой речи является закрепление произношения сформировавшихся речевых звуков изолированно, на материале слогов, слов, фразы ,текста. Педагог должен ориентироваться в возрастной звуковой  норме ребенка, а также понимать: правильное звукопроизношение у ребенка или нет. Для уточнения определения речевого нарушения следует направить воспитанника на консультацию к учителю-логопеду(логопеду), с целью получения индивидуального образовательного маршрута ,который является обязательным при составлении воспитателем индивидуального учебного плана проведения коррекционной работы.

 Мы предлагаем примерный образец речевого материал для закрепления звукопроизношения звуков [p],[л]:А)Ла-ла-ла –лопата и пила .Ра-ра-ра –новая игра. Мама Милу мылом мыла. Рома порвал рукав рубашки. Закончи фразу. Не послушал зайка папу, оторвали зайке(лапу).Весь мир услыхал сообщение в газетах, Что Белка и Стрелка летали в (ракетах).

Б)Стихи. Звук Р.«Р-Р-Р! –ракета рвется ввысь! Р-Р-Р! –рычит сердито рысь![p] сказать и ты попробуй! Языком, передним краем вверх на дёсна нажимаем.Дунь на кончик языка, чтоб сильнее задрожал. Р-Р-Р –раскатистый и громкий, Р-Р-Р- рокочущий и звонкий.

В)Стихи. Звук [ л.].Узкий кончик языка вверх ,в зубы упирается. По бокам от языка воздух пробирается,[л] получится певучий, плавный ласковый и звучный ласка, лама, ландыш, лапа ,лук, луна, лужайка ,лампа.

6.Осваивая раздел по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, мы работаем над звуковым, звуко-слоговым анализом слова.У детей формируются целевые ориентиры по определению количества звуков гласных, согласных (твердых, мягких, глухих, звонких)слогов в слове.

 7.«Ох, и труден ты, великий  могучий русский язык…».Важным этапом в работе по развитию речи является формирование целевого ориентира по овладению лексико-грамматическими категориями и навыками связной речи. На этом этапе эффективно использовать русские народные сказки(устное народное творчество).

8.«Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».Дети пересказывали сказку  «Снегурочка» в народны костюмах, составляя цепочку предложений с опорой  на серии сюжетных картинок расположенных  на фланелиграфе. В процессе формирования целевых ориентиров по овладению навыками театрализованной деятельности (настольный театр по сказкам «У страха глаза велики», «Волк и семеро козлят» ) совершенствовали диалогическую речь.

 9.Музыкально-театрализованная постановка сказки «Репка» является одним из примеров взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя. Сценарий музыкально-театрализованной постановки составлялся  с учетом рекомендаций учителя-логопеда. Каждый из педагогов выполнял свои должностные обязанности. Остановимся на содержании  коррекционно-развивающей работы музыкального руководителя: обогащение словаря по рекомендациям учителя-логопеда, развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия, развитие интонации, ритмико-мелодической стороны, формирование речевого певческого дыхания, изменение силы голоса, музыкальных впечатлений, обогащений, развитие навыков слушания музыки ,пения, музыкально-ритмических движений, умений играть на музыкальных инструментах .В процессе взаимодействия педагогов формировалась грамматически правильная развернутая, интонационно и эмоционально окрашенная фразовая речь детей.

10.Весь 2014-2015 уч.г. наше дошкольное отделение № 1 работало над темой по формированию патриотических чувств у дошкольников. Ключевым этапом в  патриотическом воспитании является освоение темы  «9 мая. Великой победе- 70 лет».  В течение апреля в каждой группе прошёл цикл мероприятий, посвященных празднованию этой знаменательной даты. Педагоги, родители  старшей группы для детей 5-6 лет с ТНР(ОНР) работали над реализацией совместного комплексно-тематического планирования по теме «Великой победе -70 лет»(тематическая неделя прошла с 20.04 -24.04.). На основании рекомендаций учителя-логопеда  знакомили детей со словарём военной тематики, отрабатывали слова сложной слоговой структуры (автомат, гранатомёт, вертолёт, полководец, фотоснимок, фронтовой, орден, медаль, награда и др.), формировали целевые ориентиры по освоению звуко-слогового анализа слова(война, победа, мир и др.), работали над звуковой культурой речи по индивидуальному плану каждого ребёнка (у каждого ребёнка  индивидуальные отклонения от звуковой нормы), разучивали пословицы (о  мире, войне, победе ,солдате ),стихи, песни, лого-ритмические упражнения, выполняли аппликацию (индивидуальную и коллективную) «Салют к Дню победы», «70 лет –Нет войне», собрали коллекцию открыток посвященных 9 мая, составили панно из старых фотоснимков военных лет. Совместным итоговым мероприятием стал музыкально-литературный досуг «Военные годы». Сейчас мы продолжаем осваивать лексический материал военной тематики в индивидуальных, подгрупповых формах работы и готовимся к заключительному Музыкальному празднику, посвященному дню Великой Победы.

 10.По каким критериям оценивается успешность реализации ООП ДО для детей с ТНР: 1. Наличие адаптированной ООП ДО и составление внутреннего образовательного маршрута для детей с ТНР. Наличие должности учителя-логопеда. 2.Анализ индивидуального образования ребёнка с ТНР для составления дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.3. Анализ развивающей предметно- пространственной среды.  4. Анализ созданных условий для диагностики и коррекции нарушений речевого развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционно-логопедической, коррекционно-развивающей помощи педагогов ДОО на основе специального психолого-педагогического подхода наиболее подходящих для детей  с ТНР языков, методов, способов общения. 5. Оценка развития детей с ТНР, как результат эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

11.Итогом коррекционной работы в условиях группы компенсирующей направленности  ТНР (ОНР) возможны следующие достижения детей по развитию речи на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС.

  • Ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью.
  •  может выражать свои мысли и желания,
  • может использовать речь для выражения своих чувств,
  • выстраивает речевое высказывание в ситуации общения,
  • может выделять звуки в словах,
  •  у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

12. Если речевое развитие на этапе завершения дошкольного образования - ниже указанной нормы, то возможны следующие образовательные маршруты: 

  • Выпускник продолжает испытывать трудности в освоении основной общеобразовательной программы для ребенка 6-7 лет. В этом случае  составляют внешний образовательный маршрут с целью освоения основной образовательной программы  начального общего образования с обязательным сопровождением учителя-логопеда; 
  • К выпускнику с ТНР будет применяться ФГОС для начального общего образования для детей с ОВЗ(ТНР):Адаптированная ООП(основная образовательная программа)  НОО(начального общего образования) для детей с ТНР.

IV.Список методической литературы:1. Логопедия. Учебник для студентов дефект. фак.  пед. высш. учебн. заведений/под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- М.: «Владос»,2002 г. (Коррекционная педагогика) 2.Т.Б.Филичева,Г.В. Чиркина «Коррекция нарушения речи»(программа),/сост. Г.В.Чиркина.- М.: «Просвещение»,2009 г.3.Взаимодействие специалистов в работе по преодолению ОНР у дошкольников 5-7 лет.: программа и целевые ориентиры коррекцонного дошкольного образования/сост.В.Ф.Жесткова.-Волгоград:Учитель,2015 г.4.Рабочий журнал учителя-логопеда/авт.- сост. О.А. Степанова.- М.:ТЦ Сфера,2013 г.5.Т.А.Шорыгина «День Победы»-М.: изд. «Гном»,2010 г.6.М.Ю.Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» -М.: «Линка- Пресс»,2003 г.7.Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» -М.: ООО «ЦГЛ»,2005 г.8.Ю.Е.Антонов , Л.В.Левина «Как научить детей любить Родину» -М.:Аркти,2003 г

Законодательная база:1.29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.42 « Для детей испытывающие трудности в освоении ООП ДО»,ст. 79 «Для детей с ОВЗ (специализированные программы)». 2.ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 11553.19.12.2014 г. № 1598«Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»4.Приказ Мин.обр. и науки РФ от 30 авг. 2013 г. № 1014«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ДО». Приложение.«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам ДО(утв. Приказ Мин.обр. и науки от 30 авг. 2013 г. № 1014 г.)

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой

Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...

План работы Методического объединения учителей русского языка и литературы ГБОУ "Инженерно-техническая школа имени П.Р.Поповича"

Иногда не знаешь, с чего начать составление плана работы. Возможно, предложенный материал поможет не заблудиться в океане методических идей!...

Методическое объединение для воспитателей школы-интерната "Старшеклассник и среда".

Главной целью методического объединения является показать взаимосвязь возрастных особенностей старшего подросткового возраста, портрета выпускника основной школы (ФГОС) и профстандарта "Воспитатель"....

Планирование работы методического объединения педагогов-воспитателей на 2016-2017 учебный год.

Совершенствование профессиональной деятельности воспитателей,  совершенствования воспитательного процесса...

Доклад на методическом объединении старших воспитателей "Система коррекционно-логопедической работы с обучающимися в дошкольном отделении"

Доклад на методическом объединении старших воспитателей "Система коррекционно-логопедической работы с обучающимися в дошкольном отделении"...

Выступление на Методическом объединении учителей ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" Подготовка к аттестации педагогических работников ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» (из опыта подачи заявления и заполнения аттестационных таблиц) от 19.02.2024

Доклад-выступление на методическом объединениии учителй ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" от 19.02.2024 "Подготовка к аттестации педагогических работников ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» (из опыта ...