Самомассаж кистей рук
консультация на тему

Массаж – это мощный биологический стимулятор, который воздействует на функции органов, регенерирует  их, улучшает их кровоснабжение, препятствует развитию в организме нарушений, в том числе и речевых. Рефлексогенные зоны большинства органов представлены на кистях рук. Рекомендую самомассаж рук с применением игровых технологий, который могут выполнять дошкольники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самомассаж кистей рук

Массаж – это мощный биологический стимулятор, который воздействует на функции органов, регенерирует  их, улучшает их кровоснабжение, препятствует развитию в организме нарушений, в том числе и речевых.

Рефлексогенные зоны большинства органов представлены на кистях рук.

- Зоны позвоночника расположены на больших пальцах и доходят до области запястья.

- Зоны верхних лимфатических путей – между пальцами обеих рук, на складках кожи. Массаж этой зоны активизирует иммунную систему.

- Зоны области головы – на кончиках пальцев обеих рук (зоны головного мозга – на кончиках больших пальцев; полости черепа – на остальных). Регулярный массаж этих зон улучшает кровообращение в области головы. Он помогает устранить невнимание и нервозность.

- Зона солнечного сплетения – на ладонях. Наиболее глубокая ямка на ладони и есть зона солнечного сплетения – важного вегетативного центра.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).

        Массаж начинают с правой руки. Сначала нужно поглаживать, а затем с усилием растирать зону позвоночника. Затем поглаживание и растирание тыльной стороны кисти. Ладонь растирают сверху вниз, снизу вверх и поперек. И только потом тщательно массируют пальцы, начиная с мизинца. Сначала необходимо зажать ноготь с двух сторон и размять ногтевую фалангу, затем растереть палец до самого основания и обратно (удобнее это делать винтообразными движениями). Особое внимание надо уделять большому пальцу, т.к. это зона головы (массировать интенсивнее и дольше, чем другие) и его основанию (самая выдающаяся часть ладони). Затем массируем кожные складки между пальцами, начиная с мизинца. Захватываем кожную складку и максимально ее оттягиваем и при этом «перетираем». После чего сильно сжимаем подушечки пальцев, начиная с мизинца правой руки. Кладем указательный на сам ноготь, а большой – на подушечку пальца. На подушечку большого пальца надавливаем несколько раз.

        Заем массируем запястье. Можно опять вернуться к массажу большого пальца. Заканчивается массаж медленным поглаживанием кисти руки от запястья к кончикам пальцев.

        Для всех суставов пальцев полезны следующие упражнения с элементами сопротивления:

  1. Как можно сильнее сжать руку в кулак, затем резко разжать.

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём» -

  1. Сложить руки так, чтобы и пальцы, и ладони касались друг друга. Локти должны быть на высоте плеч. С помощью больших пальцев раздвинуть руки и одновременно приподнять локти. Потрясти руками.
  2. Выполнять движения большим пальцем в направлении к себе и от себя.
  3. Сцепив пальцы рук, большие пальцы вращать вокруг друг друга («мельница»).

Закружилась мельница,

Быстро мука мелется.

  1. Опереться руками о стену. Нажать на нее посильнее, затем кисти расслабить.

«Сильным я родился,

А ну, стена, подвинься!»

  1. Вытянуть руки вперед. Поднять кисти вверх, дать им свободно упасть вниз.

«Вот все пальцы на виду!

Бух! – теперь их не найду»

  1. Одной рукой взять другую за запястье и энергично потрясти ею. (Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы – упругими, пальцы – гибкими).

«Ручкой ручку поддержу,

Сильно ею потрясу»

Каждое упражнение повторить 5 раз.

        Конечно же, с детьми мы выполняем игровой самомассаж. Он проводится в виде отдельного 5-минутного занятия или в виде динамической паузы во время занятия.

В ходе самомассажа совершенствуются такие психические функции, как внимание, память (словесно-моторная, тактильная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, идет развитие речевой сферы.

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…                (П) Поглаживание зоны

И качает так листок – ф-ф-ф…                        (Л) позвоночника                

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…                (П) Разминание зоны

И качает так листок – ф-ф-ф…                        (Л) позвоночника

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.        (П) Поглаживание тыльной

Солнце, как и мама лишь одно бывает.        (Л) стороны ладони

Очень холодно зимой,                                (П) Растирание ладоней

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,                                (Л) Растирание ладоней

Посильнее растереть.

Пилит, пилит пила, и жужжит как пчела.        (П) Растирание ладоней ребром

И визжит и поет, соням спать не дает.        (Л) Растирание ладоней ребром

Я на дереве сижу: д-д-д, д-д-д,                        (П) Поколачивание ладонной

Червячка добыть хочу: д-д-д, д-д-д.                впадины кончиком указательного

Хоть и скрылся под корой: д-д-д, д-д-д,        (Л) пальца противоположной

Все равно он будет мой: д-д-д, д-д-д!        руки.

Вырос у нас чесночок,                                (П) Самомассаж пальцев: мизинец

Перец, томат, кабачок,                                        безымянный

Тыква, капуста, картошка,                                средний

Лук и немножко горошка.                                указательный

Овощи мы собирали,                                        большой

Ими друзей угощали,                                (Л)        мизинец

Квасили, ели, солили,                                        безымянный

С дачи домой увозили.                                        средний

Прощай же на год,                                                указательный

Наш друг – огород!                                                большой

Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.                (П) Массаж

«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-                       (Л) кожных складок

Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.                                (П)

Все медведи – сладкоежки, любят,  есть медок без спешки,        (Л)

А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.                «мельница»      (сцепить пальцы рук, большие пальцы вращать вокруг друг друга)

Дети любят всех зверей:                                 (П) Подушечки пальцев: мизинец Птиц, и ящериц, и змей,                                         безымянный

Пеликанов, журавлей,                                         средний 

Бегемотов, соболей,                                                 указательный

Голубей и глухарей,                                         большой

И клестов, и снегирей,                                 (Л) Подушечки пальцев: мизинец

Любят горного козла,                                         безымянный

Обезьянку и осла,                                                 средний

Дикобраза и ежа,                                                 указательный

Черепаху и ужа.                                                 Большой

Мы точили карандаш,                                (П) Массаж запястья

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,                                (Л) Массаж запястья 

Острый кончик получили.

Во дворе у Толика маленькие кролики.        (П) Тыльная сторона («кролик»)

По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов,        (Л)

И едят морковку кролики из рук.        Поглаживание кистей от запястья к кончикам пальцев.

Литература: Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Самомассаж кистей рук с использованием ребристого карандаша (в стихотворном сопровождении)".

Самомассаж   ребристым карандашом начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять уста­лость, напряже...

Комплекс самомассажа кистей рук

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Эти упражнения будут полезны не только детям с задержко...

Самомассаж кистей рук

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Доказано, что активные движения п...

Самомассаж кистей рук

Приемы самомассажа в игровых упражнениях...

Практикум "Самомассаж кистей рук и пальцев с помощью карандаша"

Практикум "Самомассаж кистей рук и пальцев с помощью карандаша"...

Информационные буклеты для родителей ,Самомассаж мышц. головы и шеи, мышц лица, губ и языка", " Самомассаж рук и ушных раковин"

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным....

Информационные буклеты для родителей ,Самомассаж мышц головы и шеи. мышц лица, губ и языка" , " Самомассаж рук и ушных раковин""

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным....