Акваигры в коррекционной работе учителя-логопеда
методическая разработка по теме

Прозорова Елена Геннадьевна

Мы все прекрасно знаем, что игры с водой вызывают у детей радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают им много эмоционально ярких, нужных впечатлений и переживаний. Вот я и решила использовать в своей работе приемы акваигр. В мае 2014 года в Городищенском детском саду была сформирована группа компенсирующей  направленности для детей с ТНР старшего возраста. Я потихоньку начала использовать акваигры  в обследовании речи детей и поняла, что дети с радостью играют с водой. Эти игры очень естественны, это то, чем детям нравится заниматься, то, что не вызывает у них дискомфорта. Все умения, навыки и знания, которые я даю детям, используя акваигры усваиваются ими гораздо быстрее и проще.

 Целью акваигр является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 5-7 лет. Данная технология направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

 Задачи:

- развитие и совершенствование общей моторики;

- развитие и совершенствование ручной моторики;

- развитие и совершенствование артикуляционной моторики;

- развитие слухового восприятия, внимания;

- развитие  зрительного восприятия, памяти;

- развитие ритма;

- формирование произносительных умений и навыков;

- коррекция нарушений изолированных звуков;

- автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;

-        дифференциация звуков;

-        коррекция нарушений звукослоговой структуры;

- совершенствование лексических, грамматических средств языка;

-   развитие навыков связной речи;

-   совершенствование навыков  чтения;

- обогащение коммуникативного опыта.

Для решения этих задач мною подобрана картотека игр и упражнений.

Здесь имеются игры на развитие диафрагмального дыхания, регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики, артикуляционные упражнения,   развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, обучения грамоте, игры на автоматизацию и дефференциацию звуков, формирование слоговой структуры слова, игры на совершенствование грамматического строя речи и связной речи.

 Оборудование для акваигр. Для того чтобы ребенок оставался сухим во время игры с водой, были сшиты клеёнчатый фартук и непромокаемый халат, который завязывается на спине, полотенце и конечно же нужна емкость для воды. Это могут быть тазы, пластиковые миски, акриловые аквариумы или аквариум для водяной черепашки. Температура воды в аквариуме зависит от эмоционального состояния ребенка. Гиперактивным детям подойдет теплая вода температурой около 38 градусов, это позволит ребенку успокоиться и расслабиться. Гипоактивным детям подойдет вода 18-20 градусов, что поможет ребенку взбодриться.

Я использую различные предметы для игр с водой. Это морские камни, декоративные камни разных цветов, ракушки, бусины,  игрушки от киндер-сюрпризов, коктейльные трубочки, лейки, ситечки, ложечки, пластмассовые буквы и т.д.

Игра на развитие правильной воздушной струи.

1Игра «Морская прогулка».  С помощью коктейльной трубочки  ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку или шарик по поверхности воды.

2Игра  «Буря». Ребенок длительной воздушной  струей,  с  помощью коктейльной трубочки,  вызывает «бурю» на воде.

 Игры на  развитие мелкой моторики. Инструкция логопеда: доставай камешки и складывай фигуру. В данном случае ребенок выложил слог УА (закрепление гласных), то же самое можно выполнять на закрепление согласных звуков, на закрепление лексических тем.

 Артикуляционная гимнастика. На данном слайде упражнение «Часики» Языком ритмично двигать вправо-влево, пальцами ведущей руки двигать в такт движениям языка в том же направлении по воде.

Игра на развитие фонематического слуха. Игра «Спрячь ручки»

Прятать руки в воду, услышав заданный звук.

Игра  «Угадай букву»  Цель этой игры заключается в закреплении зрительного образа буквы. Профилактика оптической дисграфии
Ход игры:
На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, он может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов).

Звуко-буквенный анализ, чтение слов и деление слов на слоги

Игра: «Два моря» аквариум (любая емкость с водой)  делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море З» и «море Ж»).

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что игра с водой обладает положительным  психоэмоциональным эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении.

Наши дети – «особые», они с удовольствием играют с водой. Ведь эти игры естественны для ребенка, это то, что ему интересно.  Именно поэтому, я решила проводить игры с водой в качестве дополнительного методического приема. И через некоторое время я буду готова продемонстрировать динамику.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

 

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.

2. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.- сост. В.И. Селиверстов.-.Просвещение, 1987.

3. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

4. сайт logoped18.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя-логопеда на школьном логопункте

Выступление перед родителями для ознакомления с работой школьного логопеда...

Семейные фотографии как эффективное средство в коррекционной работе учителя–логопеда.

Опыт работы показывает, что хороших результатов в развитии связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) можно достигнуть при активном привлечении к занятиям всех людей, причастных к ф...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»

Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...

Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов»

Очень часто учитель-логопед сталкивается  с тем, что  учителя,  встречают его появление в классе настороженно. Происходит это от того что, учителя особенно старшего поколения неправильн...