Обследование чтения и письма
презентация к уроку на тему
Презентация содержит практический материал для проведения обследования чтения и письма логопедами и дефектологами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_chteniya.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обследование чтения
чтение отдельных букв (если ученик не произносит данный звук , то должен показать соответствующую букву); чтение слогов ( прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных, слоги с правильно и неправильно произносимыми ребенком звуками); чтение отдельных слов (простые слова; одно-двусложные с открытыми и закрытыми слогами; сложные слова по звуковому и морфологическому составу; трех-четырехсложные; слова со стечением согласных; многосложные и структурно близкие слова, т.е. сходные по написанию. - завизжать, завещать, зализать, завязать и т.д.);
§ чтение отдельных фраз (простых по конструкции с прямым порядком слов: лампа стоит на круглом столе; § с увеличенным объемом слов: мама разливает половником из кастрюли суп в тарелки; сложных по грамматической структуре: собака хозяина убежала в сад; § чтение специально подобранных текстов, доступных ученику по объему и содержанию, соответствующих его знаниям; § пересказ прочитанного текста (для выявления понимания прочитанного можно использовать ответы на вопросы по содержанию читаемого).
В процессе обследования чтения обращается внимание: на наличие навыков чтения (имеются, недостаточные, отсутствуют); характер чтения (побуквенное; послоговое , целыми словами ; с переходом на слоговое чтение, особенно трудных по звуко -слоговой структуре слов или слов малознакомых по содержанию; целыми словами с паузами, так называемое двойное чтение, когда ребенок пользуется скрытым побуквенным чтением); характер ошибок (замена отдельных букв — каких?, соответствует ли замена нарушению речи; пропуск букв, слогов, слов); ритм чтения (медленный, быстрый), выразительность; понимание прочитанного (на уровне знаний отдельных слов или общий смысл прочитанного).
п , б, с, з , ш , ж, р , л, с, ц , к Назвать указанную логопедом букву
Р , К , З, В, С, Э, Г , Я, Ь,Ч Назвать буквы
Я Р Ч К З Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением
Х, К, Ж, Т, П, Н, Г, Ш, Щ, Ц, Л, М, О,С,Э Найти сходных по начертанию букв нужную
са шу ха ну ос ры да пе ню ря пу пы Прочитать прямые слоги
ум ах ас ор ын ус ат омет ян ед Прочитать обратные слоги
ста кро тру гло цви вру Прочитать слоги со стечением согласных
та - тя сы - си ка – кя зу - зю ло - лё ву - вю ма - мя ды - ди по - пё Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными
кит, шум, сок, мост, куст Прочитать слова
осы, луна, очки, отряд, шалаш, санки Прочитать слова
машина, колесо, собака, ножницы, тетради Прочитать слова
диктант, милиционер, парикмахерская Прочитать слова
Подойди к полке и возьми книгу. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие
Чтение ( c лова). Прочитай слова, подбери к ним картинки. скрипка дрова ствол этажерка
Чтение ( слова). верблюд космонавт воспитательница гиппопотам
Ч тение ( слова). почка бочка шоссе шофёр грузчик груз
Поставь стул справа от стола. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие
Собака бежит за мальчиком. (Вопрос: Кто бежит впереди?) Прочитать предложение, ответить на вопросы
Урок физкультуры был после математики. (Вопрос: Какой урок был первым?) Прочитать предложение, ответить на вопросы
В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их руками под камнями в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный. Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, но трудно сделать. У раков своё оружие - клешни, которыми они щиплются как следует. Кроме того, я боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому. Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. В пруду я нашёл глубокое место и сунул палку в воду. Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды - и рак лежит на траве. Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они были красными! И очень вкусными!
Вопросы для выяснения степени понимания смысла прочитанного: 1. О чем этот рассказ? Или Расскажи, что ты запомнил. 2. Почему мальчику трудно было ловить раков? 3 Как можно ловить раков по другому?
Обследование письма
списывание букв, слогов (прямые, закрытые, оппозиционные с печатного и прописного текста); списывание слова и предложения с предложенного текста; складывание слогов, слов, предложений из букв разрезной азбуки (эта проба имеет значение при обследовании учащихся с дизартрией); письмо букв под диктовку; письмо слогов под диктовку (прямых, обратных, закрытых, со стечением согласных, оппозиционных);
письмо отдельных слов и коротких фраз; слуховой диктант, состоящий из серии фраз или связного текста, отвечающих программным требованиям по родному языку того класса, в котором обучается ребенок; самостоятельное письмо (составить и записать рассказ по серии картинок или письменно изложить прослушанный рассказ, или написать сочинение на заданную тему).
Типы ошибок Виды ошибок Ошибки звукового состава слова 1. Замены согласных 2. Замены гласных 3. Пропуски гласных 4. Пропуски согласных 5. Пропуски слогов и частей слова Ошибки языкового анализа и синтеза 1. Раздельное написание частей слов 2. Слитное написание слов 3. Перестановки 4. Добавления Графическое расположение 1. Замена букв по пространственному 2.Зеркальное письмо букв 3. Общее искажение букв Лексико-грамматические ошибки 1. Нарушение согласования, управления Орфографические 1.Правописание -жи-, -ши-, ча-, ща-, -чу-, щу-, -чк-, чн- 2.Большая буква в начале предложения, в именах, кличках животных 3. Правописание мягких согласных 4. Правописание безударной гласной Для анализа ошибок можно использовать таблицу
пиштмщзцегдбэфйчеывжъх - строчные ГЗД Р Н КЧУЕТЦПЛ В М Ф Е Ж Щ - заглавные Слоги под диктовку. ас мо осе лы ри ам яр мя жу шо чи аи боло доту лери гиази жне ату ащу зню лох кар аст глу арк слин кра гро астка глор ижбо щац вздо чит шус хвы айка жос крет воч ... Буквы под диктовку
ключ, щука, грач, природа, круги, улица, утки, сильный, старушка, аист, шарф, убрал, заснуть, насмешка, крыльцо, чтение ... Фразы под диктовку У елки пушистый зайчик (с одного прослушивания)... Слова под диктовку
Задание для 1 класса: Идет весна . Солнце светит ярче. Снег темнеет. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зеленая трава. Журчат быстрые ручьи. Идет весна. Задание для 2 класса: На каникулы. Конец года. Радостно бьется сердце. Скоро ребята поедут на дачу, в лагерь, в деревню. Там они будут ходить в лес за грибами. Боря Жданов едет на Волгу. Хорошо там удить рыбу. Лена и Боря Ильины будут летом ходить на детскую площадку. Там весело. Все ребята отдохнут хорошо. Слуховой диктант
Задание для 3 класса: Летним утром. Кто из нас не любит природы? Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. На темном небе мигают звезды. Тихо шумят деревья. Пруд начинает дымиться. Его гладь покрыта прозрачным туманом. На востоке появляется светлая полоска. Подул теплый ветерок. Веет душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом.
• с рукописного текста; • с печатного текста. Письмо по памяти. Задание: Восстановить по памяти 1-2 предложения, записанных на доске. При наличии рабочих тетрадей или иных образцов письма ученика анализируются ошибки и с их учетом строится план обследования письменной речи. Списывание .
Ёжик. Теплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий ёжик. Он стал искать пищу . Цветёт черёмуха. Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Списывание с печатного текста
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Методы обследования нарушений чтения и письма у детей
Чтение и письмо с точки зрения нейропсихологииЗадачи диагностикиОбзор методики Фотековой, Ахутиной...
Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...