Тьюторство в сфере инклюзивного образования
методическая разработка на тему
В последнее время предлагается много инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Принцип инклюзивного образования заключается в том, что общеобразовательные школы принимают на обучение детей с ОВЗ и создают им условия, ориентированные на потребности этих детей. Педагоги образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, нуждаются в помощи по организации педагогического процесса. Примером успешной технологии организации и сопровождения инклюзивного образования являются ресурсные центры по инклюзивному образованию. Цель ресурсного центра - формирование общего образовательного пространства, внутри которого возможно оказание коррекционно-развивающей помощи в любом образовательном учреждении на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutor_resursnogo_tsentra.docx | 67.71 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы тьютора ресурсного центра
Проблема.
Принцип инклюзивного образования заключается в том, что педагоги общеобразовательных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей. Но, в настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ, а специалисты, имеющие профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования в соответствии с ФГОС.
Цель работы: оказание консультативно-методической помощи педагогам по вопросам организации коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития (нарушения слуха) в условиях общего образования.
Задача тьютора: сопровождение образовательного процесса и оказание методической помощи по запросам педагогов общеобразовательной школы.
Направления работы:
1. познакомить педагогов общеобразовательной школы:
- с нормативной базой получения образования детьми с ОВЗ,
- особенностями психо - физического развития,
- созданием специальных условий для успешного обучения и воспитания обучающихся с нарушенным слухом
- с методами обучения;
2.оказать помощь в составлении адаптированной образовательной программы;
3. оказать практическую помощь педагогам в разработке и проведении индивидуальных работ, моделировании уроков, учебно-познавательных ситуаций;
4.содействовать реализации проектов федерального, регионального и муниципального значения по проблемам инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
Результат деятельности тьютора: повышение профессиональной компетенции педагогов, реализующих инклюзивную практику в образовательном учреждении
План мероприятий (примерный)
тема мероприятия | форма проведения | сроки |
Изучение проблем и потребностей педагогов ОУ в ресурсном обеспечении инклюзивного процесса | анкетирование, собеседование | август январь |
Разработка мер по подготовке и организации мероприятий, для устранения выявленных проблем. | планирование работы | август январь |
Изучение нормативно-правовой базы инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ | семинар | сентябрь |
Особенности развития глухого ребенка | консультация | сентябрь |
Методические рекомендации по созданию специальных условий | консультация | октябрь |
Специальные педагогические подходы и методы обучения детей с нарушенным слухом в инклюзивном образовании | Семинар-практикум, мастер-класс | Октябрь ноябрь |
Адаптированная образовательная программа | обучающий семинар | ноябрь |
Разработка адаптированной образовательной программы | семинар-практикум | декабрь |
Экспертиза адаптированных образовательных программ педагогов ОУ | экспертиза | декабрь |
Стажировка: современные методики включение детей с ОВЗ в образовательный процесс | посещение уроков и внеклассных мероприятий тьютора | 1 раз в месяц |
Анализ образовательной деятельности педагогов, реализующих инклюзивное образование | посещение уроков педагогов ОУ | 1 раз в четверть |
Мониторинг результативности обучения и качества знаний обучающихся с нарушенным слухом в условиях инклюзивного образования | мониторинг, тестирование, анкетирование, собеседование | 2 раза в год |
Проблемы включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс | круглый стол (обмен опытом работы) | май |
Подготовка методических рекомендаций, учебно-методических пособий, сборников, буклетов, обобщение передового опыта | выставки, распространение опыта работы | в теч. года |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «Биология»
5 класс
фрагмент тематического планирования
с учетом обучения в классе детей с ОВЗ (нарушение слуха) совместно с нормативно развивающимися сверстниками
Примерное тематическое планирование для нормативно развивающихся учащихся и учащихся с ОВЗ с указанием видов деятельности | ||
Тема: Живой организм: строение и изучение(8 ч) | ||
Основное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности нормативно развивающихся учеников | Характеристика основных видов деятельности учеников с ОВЗ |
Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Великие естествоиспытатели | Выделяют существенные признаки живых организмов. Объясняют их значение для организма. Делают краткие записи в тетрадь Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Записывают названия биологических наук и их область деятельности из учебника или со слайдов презентации Определяют основные методы биологических исследований. Знакомятся с правилами безопасной работы Выполняют задания практической работы с измерительными приборами, проводят элементарные эксперименты и наблюдения по заданию учителя по инструктивным карточкам. Делают записи в тетрадь Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты, соблюдая правила безопасной работы Выявляют основные органоиды клетки, называют их. Рисуют клетку в тетрадь и подписывают ее органоиды. Различают органоиды клетки на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Составляют таблицу химических веществ клетки и их значения, пользуясь текстом учебника или слайдами презентации Выполняют лабораторную работу по инструкции в рабочей тетради (контроль учителя) Знакомятся с понятием «естествоиспытатели», делают запись в тетрадь. Читают текст учебника. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Выполняют задания из рабочей тетради | Знакомятся с признаками живых организмов. Проговаривают основные признаки живого. Делают записи в тетрадь. По картинкам определяют тела живой и неживой природы Проговаривают и записывают в тетрадь названия биологических наук и их область деятельности из учебника или со слайдов презентации Получают представления об основных методах биологических исследований. Знакомятся с правилами безопасной работы Выполняют задания практической работы с измерительными приборами, проводят под руководством учителя элементарные эксперименты и наблюдения по инструктивным карточкам. Делают записи в тетрадь Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовыми микропрепаратами, соблюдая правила безопасной работы. Проговаривают все виды деятельности по инструктивным карточкам. Рассматривают в учебнике рисунок строения клетки, читают названия органоидов клетки, показывают главные части живой клетки на таблице. Рисуют клетку в тетрадь и подписывают ее органоиды. Рассматривают клетку на микропрепаратах. По образцу заполняют таблицу химического состава клетки (неорганические и органические вещества). Проговаривают названия веществ. Под руководством учителя выполняют лабораторную работу (по инструкции в рабочей тетради) Знакомятся с понятием «естествоиспытатели», делают запись в тетрадь. Находят и зачитывают в тексте учебника информацию о вкладе великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Проговаривают и записывают фамилии великих естествоиспытателей в тетрадь |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ»
8 класс
фрагмент тематического планирования
с учетом обучения в классе детей с ОВЗ (нарушение слуха) совместно с нормативно развивающимися сверстниками
Примерное тематическое планирование для нормативно развивающихся учащихся и учащихся с ОВЗ с указанием видов деятельности | ||
Тема № 2 Простые вещества ( 5 часов) | ||
Основное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности нормативно развивающихся учеников | Характеристика основных видов деятельности учеников с ОВЗ |
Простые вещества – металлы | Самостоятельно изучают и характеризуют общие физические свойства металлов по инструктивным картам с соблюдением правил ТБ Устанавливают и объясняют причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами металлов. | Под руководством учителя изучают, характеризуют и проговаривают общие физические свойства металлов по инструктивным картам с соблюдением правил ТБ. Делают необходимые записи в тетради |
Простые вещества – неметаллы | Самостоятельно изучают и характеризуют физические свойства неметаллов по инструктивным картам с соблюдением правил ТБ Устанавливают и объясняют причинно-следственные связи между составом, строением и свойствами неметаллов. | Под руководством учителя изучают, характеризуют и проговаривают физические свойства неметаллов по инструктивным картам с соблюдением правил ТБ. Делают необходимые записи в тетради |
Количество вещества. Молярная масса. | Раскрывают и объясняют смысл понятий «моль», «молярная масса», пользуясь текстом учебника и опорными конспектами Вычисляют молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества по алгоритму. Объясняют решение . | Пользуясь текстом учебника, находят, проговаривают и выписывают определение понятий «моль», «молярная масса», необходимые формулы. С помощью учителя учатся решать расчетные задачи по алгоритму и образцу Решают задачи по образцу самостоятельно, строят речевое объяснение решения задачи |
Молярный объём газообразных веществ | Раскрывают и объясняют смысл понятия молярного объема газов, «число Авогадро», пользуясь текстом учебника и опорными конспектами Вычисляют объем газа по его количеству, массу определенного объема и числа молекул газа (и обратные задачи) по алгоритму. Объясняют решение | Пользуясь текстом учебника, находят, проговаривают и выписывают определение понятий «молярный объем газа», «число Авогадро», необходимые формулы для решения задач С помощью учителя учатся решать расчетные задачи по алгоритму и образцу. Решают задачи по образцу самостоятельно, строят речевое объяснение решения задачи |
Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «число Авогадро» | Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении задач Проводят расчеты с использованием понятий: «количество вещества». «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают правильность выполнения действия. Участвуют в коллективном обсуждении
| Проводят расчеты с использованием понятий: «количество вещества». «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро» по готовому алгоритму и образцу; контролируют и оценивают правильность выполнения действия в соответствии с образцом. Участвуют в коллективном обсуждении |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ТЬЮТОРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная система постоянно обращается к ценностям, потребностям и интересам личности, поэтому деятельность педагога предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности, в ре...
Межрайонный семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ» Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тренинг тьюторства)
Вопрос оснащения школ и подготовки кадров поднимался президентом РФ В. В. Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный ро...
Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"
Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"
Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...
О проблеме инклюзивного образования в сфере физической культуры.
Анализируются вопросы, касающиеся внедрения инклюзивного образования в РФ, в том числе сложности, с которыми приходится сталкиваться детям с ограниченными возможностями и их родителям при по...
От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...