план работы с детьми ОВЗ
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Выстраивание индивидуального
образовательного маршрута по математике для учащихся с ОВЗ
в МКОУ СОШ с. Новый Батако
учитель :Гагиева Анжелика Олеговна
Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. Но у всех обучающихся разные возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого ученика должен быть и индивидуальный образовательный маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов школьника.
Главным в работе по определению индивидуальных образовательных маршрутов является учёт личностных ресурсов детей на основе рекомендаций ПМПК и педагогического наблюдения. Получается алгоритм деятельности, который включает в себя следующие действия:
1. Анализ рекомендаций ПМПК на каждого ребёнка.
2.Определение групп детей со сходными рекомендациями .
3.Составление индивидуального маршрута развития.
4.Распределение обучающихся по группам внутри класса.
5.Планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий в рамках урока и внеурочной деятельности.
Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по математике для общеобразовательных учреждений была пересмотрена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.
Цели обучения математике для детей с ОВЗ :
- овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни,
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
- формирование предметных основных общеучебных умений;
- создание условий для социальной адаптации учащихся.
Особенности программы :
- в основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений;
- проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;
- реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами;
- предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;
- пересмотрены требования к математической подготовке учащихся.
В среднем звене при составлении календарно-тематического планирования я использую программы общеобразовательной школы, применяю материалы по адаптации содержания обучения для детей с ОВЗ 5–9-го классов,
В соответствии с выше указанными особенностями программы я провела следующую корректировку содержания курса математики для 5-9-го классов.
В курсах математики 5-8-х классов исключаю темы, которые даются в плане ознакомления для детей «нормы» (например, «Столбчатые диаграммы», «Масштаб», «Длина окружности», «Площадь круга», «Решение квадратного уравнения выделением квадрата двучлена»), некоторые темы даю в ознакомительной форме («Теорема Виета» в 8 кл).
Не требую с детей с ОВЗ вывод формул, доказательства теорем, больше времени уделяю повторению и повторному изучению тех тем, которые вызывают затруднения у учащихся этой категории.
При изучении курса геометрии в 7-8-х классах все основные понятия ввожу на наглядной основе в процессе практических измерений, через решение задач. Все теоретические положения даю исключительно в ознакомительном плане и опираюсь на наглядные представления учащихся, я исключаю доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки, максимально использую наглядные средства обучения, большое внимание уделяю решению задач.
В 9-м классе методы изучения ориентируются на дифференциацию обучения, усиление индивидуализации, на формирование и развитие самостоятельной учебной деятельности учащихся, на усиление связи изучаемого материала с личным опытом, практикой учащихся, формирование и развитие навыков контроля и самоконтроля.
В целях развития правильных геометрических представлений и логического мышления, обучение учащихся геометрии строю на решении задач при постоянном обращении к наглядности – рисункам и чертежам. В своей работе я использую задачи на готовых чертежах. Задания оформлены в презентации , где представлены задачи по основным темам геометрии за курс 7-9-го классов. На этих задачах хорошо отрабатывать, например, признаки равенства треугольников, теорему Пифагора, свойства четырехугольников, и др. Такая наглядность облегчает усвоение материала.
Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в ходе проверочной работы. На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы, используя трехуровневые мини тесты, в которые включаю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями. Обязательно провожу анализ выполненных работ, индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.
Постоянно работаю над развитием математической речи, формированием умения работать с учебником, справочным материалом. Так при изучении некоторых тем ученикам раздаю карточки с вопросами по изучаемой теме. Ученики находят ответы в учебнике и отмечают карандашом. По окончании проверяем выполнение задания, корректируем, если нужно. Затем учащимся даю ключевые задания. Сильные ученики решают самостоятельно, а учеников с ОВЗ консультирую. Выполнение заданий проверяю и выставляю оценки. Обязательно провожу анализ работ, индивидуальные консультации. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ решают задания на доске. Как правило, они успешно справляются с заданиями, и это придает им уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
На уроках математики мною применяются приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок.
Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов и электронных учебников по математике. Следует помнить, что психические процессы развиваются у ребят только в деятельности. Поэтому при организации учебной и внеучебной работы учащихся по предмету, я применяю деятельностный подход.
В ходе изучения каждого курса я составляю диагностическую таблицу для отслеживания знаний и умений учащихся, что позволяет выявить пробелы, помогает в дальнейшей работе.
В начале изучения каждого следующего курса математики я проверяю степень усвоения предыдущего курса, и западающие темы включаю в таблицу следующего курса.
Я тесно контактирую с родителями детей этой категории. Систематически приходят ко мне на консультации разного рода, звонят, интересуются достижениями своих детей. Я предоставляю родителям учащихся с ОВЗ в индивидуальном порядке данные о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями . Обращаю внимание родителей на правильную организацию выполнения домашних заданий. Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы с детьми "Группы риска"
индивидуальный план работы с трудными детьми на первое полугодие: сентябрь - декабрь....
Индивидуальный план работы с детьми с ОВЗ
Работа учителя-дефектолога с детми с ОВЗ. Развитие речи, памяти, внимания, мелкой моторик....
план работы с детьми по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности
Перспективное планирование составлено для старшей группы...
План работы с детьми-инвалидами
План работы...
план работы с детьми сиротами
Краткий план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей, проживающими в общежитии....
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....
индивидуальный план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей
Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и ин...