Подготовка учащихся СКОУ к исследовательской работе на тему "Числа вокруг нас".
статья по теме

Акимова Алия Харисовна

Современному человеку трудно представить себе математику без   обозначений чисел и арифметических действий. Но ведь когда-то же этих обозначений не существовало. А тогда откуда они взялись? И почему именно

такие, а не иначе? И вообще много ли их существовало?  Мы никогда не задумываемся о значимости чисел в нашей культуре, общении и о том, что этим нехитрым знакам можно подчинить все на свете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_issled._rabote.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики

 ГБС(К)ОУ школы-интерната

г. Отрадный Самарской обл.

Акимова А.Х.

Подготовка учащихся  СКОУ VIII вида

к  исследовательской работе по математике на тему «Числа вокруг нас»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема.

Современному человеку трудно представить себе математику без   обозначений чисел и арифметических действий. Но ведь когда-то же этих обозначений не существовало. А тогда откуда они взялись? И почему именно

такие, а не иначе? И вообще много ли их существовало?  Мы никогда не задумываемся о значимости чисел в нашей культуре, общении и о том, что этим нехитрым знакам можно подчинить все на свете.

Гипотеза.

При помощи вопросов подвести детей к тому, что числа человеку жизненно необходимы, без чисел человек просто не сможет существовать.

Предмет исследования: числа в  современном мире, история происхождения чисел.

 Цель проекта.

Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников и специальных исследовательских умений и навыков.

Задачи исследования.

  1. Изучить историю происхождения чисел.
  2. Исследовать роль чисел в жизни современного человека.
  3. Оформить на основе полученных знаний стенд  по теме «Числа вокруг нас».
  4. Создать презентацию о результатах проделанной работы.

 Структура работы.

  1.  Подготовительный этап.
  • Актуализация опорных знаний через фронтальную беседу.
  • Мотивация, постановка проблемы.
  • Обсуждение и выбор темы математического проекта. 
  • Обсуждение актуальности выбранной темы. Подвести детей к тому, что актуальность данного исследовательского проекта определяется важностью умения видеть математику в мире, в котором мы живем.
  • Определение цели и задач работы над проектом.
  • Установление сроков выполнения проекта.
  1. Организационный этап.
  • Составление плана работы над проектом.
  • Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений. Методы исследования: наблюдение, накопление и отбор фактов, сбор данных, установление связей между ними.
  • Формирование проектных групп.
  • Необходимая консультация и организационная помощь учителя.
  1. Поисково-информационный этап.
  • Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Internet.
  • Систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания стенда и оформления презентации.
  • Подготовка и оформление результатов работы в виде стенда и презентации проекта.
  • Необходимая направляющая помощь учителя.
  1.  Этап доработки проекта.
  • Анализ полученных результатов проекта.
  • Доработка проекта с учетом замечании и предложений.
  1.       Презентационный этап.
  • Защита проекта в форме творческого отчета.
  1. Контрольный этап.
  • Совместное обсуждение полученных результатов.
  • Совместная оценка качества полученного продукта и действий в ходе реализации проекта.
  • Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.

Планируемый результат.

Повышение интереса к предмету, уровня мотивации обучающихся, и как результат - повышение качества знаний.  

Формирование УУД при работе над исследовательским проектом.

В процессе работы над проектом  происходит развитие и становление личности учащихся  с помощью формирования универсальных учебных действий.

Личностные УУД.

На организационном этапе при составлении плана работы над проектом, обсуждении методов исследования, определении основных источников информации, у школьников вырабатывается положительное отношение к учению, к предмету математика, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Во время поиска необходимой информации дети учатся ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД.

 При определении цели и задач работы над проектом, при обсуждении методов исследования, поиска информации, творческих решений, на этапе доработки проекта и на контрольном этапе, ученики учатся контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения  работы над проектом.

Познавательные УУД.

При поиске и отборе необходимой информации, при систематизации собранного материала по тематическим группам, при подготовки и оформлении результатов проекта участники проекта учатся ставить и формулировать проблему, у них вырабатывается смысловое чтение, происходит структурирование знаний, учащиеся учатся строить логическую цепь рассуждении.

Коммуникативные УУД. 

При обсуждении  и выборе темы математического проекта, при совместном обсуждении полученных результатов у школьников вырабатывается умение слушать и вступать в диалог. При работе в группах ученики учатся взаимодействовать друг с другом. При поиске необходимого материала формируется социальная компетентность.

Литература.

  1. Килпатрик В. Х. Метод проектов. – Л., 1925.новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.
  2. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Н. В. Громыко // Школьные технологии,  2005 .  
  3. Организация проектной деятельности в школе: система работы,                                           Автор –составитель С. Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009       
  4. Далингер В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики [Текст]/ «Вестник Омского государственного педагогического университета», 2007. -С.71-73
  5. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. [Текст] / А. И. Савенков // М., 2006. 512с.
  6. Смолкина, Е. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. [Текст] / Е. В. Смолкина // Начальная школа. 2007. №2. -С. 28-31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благодарность за подготовку ученика в конкурсе исследовательских работ

Исследовательская работа была направлена на получение и выведение чернил...

Рекомендации студентам по подготовке и защите научно-исследовательской работы

Научно-исследовательская работа — это самостоятельное изучение какого-либо вопроса по определенной проблеме с последующими выводамиПри написании работы необходимо учесть следующие аспекты....

Участие в семинаре "Подготовка учащихся к конкурсу исследовательских работ"

СЕРТИФИКАТоб участии в семинаре "Подготовка учащихся к конкурсу исследовательских работ" 28 октября 2013 года в рамках Конкурса учебно--исследовательских и проектных работ учащихся образоват...

Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"

В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся...

Рекомендации при подготовке к представлению результатов исследовательской работы и композиция выступления на научно-практической конференции

От умений заявить о себе, представить результаты своей исследовательской деятельности, отстоять свою точку зрения, доказать правильность своих выводов, зависит результативность выступления на научно-п...