Статья "Эмоциональное развитие детей с ТМНР"
статья на тему
Это статья об эмоциональном развитии детей с ТМНР. Эмоциональное развитие детей с ТМНР не зависит от их умственных способностей, а зависит от того, насколько удовлетворены их потребности, Способность к выражению эмоций заложена в человеке на генетическом уровне и не требует обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie_rebneka_s_tmnr.docx | 14.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР
Доктор психологических наук Е.П. Ильин дал следующее определение эмоциям:
«Эмоции – это специфический ответ человека или животных на те или иные обстоятельства , ситуации, затрагивающие его интересы (потребности).
Эмоциональная реакция может возникать при оценке ситуации, либо по механизму безусловного рефлекса,- это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта».
Почти все теории связывают эмоции с когнитивной оценкой происходящего. Необходимым компонентом для проявления эмоций является другой человек, который эти эмоции увидит и отреагирует на них.
То есть эмоции воспринимаются как средство достижения каких-либо целей, как способ диалога для того, чтобы показать доволен человек или нет.
Дети с любым уровнем умственной отсталости проявляют эмоции.
Они могут плакать, улыбаться, смеяться, удивляться.
Дети, которые не могут понять что такое весна, лето, телефон, холодильник, дерево или цветок , могут понимать , что к ним пришел человек, который будет общаться с ними, кормить их , переодевать, мыть …
Дети способны понять комфортно им с этим человеком или нет, дать обратную эмоциональную связь.
Эта связь не требует слов, которых дети с ТМНР, как правило, не могут сказать.
Эмоциональное состояние ребенка зависит от многих факторов. Наиболее наглядно эмоциональное состояние ребенка можно объяснить с помощью пирамиды Маслоу.
- Физиологические потребности
Если ребенок плохо себя чувствует, у него что-то болит, он будет плакать.
Его плач показывает, что ему больно. Эта реакция заложена на генетическом уровне. Ведь первое, что делает ребенок, рождаясь – начинает плакать от страха и боли.
Ребенок может хотеть есть, пить, спать, у него может болеть живот, ему может быть холодно, жарко и др.
Ребенок может находиться в неудобной для него позе.
Он плачем показывает, что его потребность не удовлетворена, и улыбкой или смехом, что удовлетворена.
- Потребность в безопасности.
Ребенок с ТМНР, особенно если он находится в детском доме, может ощущать угрозу своей безопасности.
У ребенка в детском доме базовые потребности в любви и принятии мамы, семьи, не удовлетворены.
Вследствие этого у детей с ТМНР как правило высокая внутренняя тревожность.
Такая тревожность может влиять как на психическое, так и на физическое состояние ребенка.
Проявляется такая тревожность в попытках самоагрессии, она может служить запускающим механизмом в эпилептических приступах, в поверхностном, неглубоком дыхании, в защите своих границ - недопускании взрослого дотрагиваться до него.
Базовая потребность в безопасности может быть компенсирована разными способами, например, с помощью релаксационного круга, базальной стимуляции.
- Потребность в контакте, общении. Ощущение принадлежности к группе.
Ребенок может радоваться, если с ним общается взрослый. Ребенок ничего не поймет из того, ЧТО взрослый говорит, однако он поймет, что разговаривают с НИМ.
Ребенку с ТМНР общение также важно как и другим детям, и другим людям на нашей планете.
- Уважение, статус, нужность
Дети с ТМНР , имеющие определенную способность к обучению. Например, к подражанию, запоминанию действий, и проявляющую эту способность в общем детском круге, могут очень положительно реагировать на похвалу.
Также ребенок может положительно реагировать на похвалу учителя и на индивидуальных занятиях.
На его лице можно увидеть не только улыбку, но и чувство гордости за свой успех.
Такой ребенок не понимает , что его успехи с точки зрения общества очень малы, он оценивает их с точки зрения собственных возможностей.
- Самореализация
Ребенок с ТМНР тоже может стремиться к самореализации.
Он может стремиться сделать что-то новое не ради похвалы учителя, а ради самого процесса.
Он может научиться говорить новый слог, научиться поворачиваться с бока на спину и наоборот, запомнить действие нажимания на коммуникативную кнопку и др.
Если ребенок осознал, что он достиг чего-то нового, он радуется также как и любой человек.
Таким образом, эмоциональное развитие детей с ТМНР зависит от удовлетворения потребностей, которые подчиняются иерархии пирамиды потребностей Маслоу.
Если физиологические потребности ребенка удовлетворены, то он начинает нуждаться в ощущении безопасности, если удовлетворена потребность в безопасности, то возникает потребность в общении и т.д.
Если потребности ребенка уже дошли до верхних ступенек пирамиды, то сформировавшиеся потребности уже не исчезают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Общение, как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР".
Общение - важнейший фактор формирование личночти, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую р...
Традиционные и нетрадиционные формы занятий по развитию движений у детей с ТМНР
Опыт работы воспитателя группы детей с ТМНР и учителя по предмету "Адаптивная физическая культура"...
Развитие коммуникативной функции у детей с ТМНР
Развитие коммуникативной функции у детей с ТМНР. Опыт работы воспитателя и учителя...
Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» в 4 «В» классе для детей с ТМНР. Тема: «Зима. Повторение».
Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме.Задачи: - повторить признаки зимы, названия зимних месяцев...
Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР
СИПР для ребенка с ТМНР...
«Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая направленность социально-коммуникативного развития детей с ТМНР в условиях стационарного учреждения»
Материал освещает проблемы коммуникации и формирования социальных навыков у детей, проживающих в условиях стационарного учреждения....
Сенсорное развитие детей с ТМНР
У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к ...