Статья "Эмоциональное развитие детей с ТМНР"
статья на тему

Чернякова Янина  Анатольевна

Это статья об эмоциональном развитии детей с ТМНР. Эмоциональное   развитие детей  с ТМНР  не зависит  от их умственных способностей, а зависит от того, насколько удовлетворены их потребности, Способность к выражению эмоций заложена в человеке на генетическом уровне и не требует обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie_rebneka_s_tmnr.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР

Доктор психологических наук Е.П. Ильин дал следующее определение эмоциям:

«Эмоции – это специфический ответ человека или животных на те или иные обстоятельства , ситуации, затрагивающие  его интересы  (потребности).

Эмоциональная реакция может возникать при оценке ситуации, либо  по механизму безусловного рефлекса,- это реакция на закрепленную в генетической  памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта».

Почти все теории  связывают эмоции  с когнитивной оценкой происходящего.  Необходимым компонентом для проявления эмоций является другой  человек, который эти эмоции увидит и отреагирует на них.

То есть эмоции воспринимаются как средство достижения каких-либо целей, как способ диалога для того, чтобы показать доволен  человек или нет.

Дети с  любым уровнем умственной отсталости  проявляют эмоции.

Они могут плакать, улыбаться, смеяться, удивляться.

Дети, которые  не могут понять  что такое  весна, лето, телефон, холодильник, дерево или цветок , могут понимать , что к ним пришел человек, который  будет общаться с ними, кормить их , переодевать, мыть …

Дети способны понять комфортно  им с этим человеком или нет, дать обратную эмоциональную связь.

Эта связь не требует слов, которых  дети с ТМНР, как правило,   не могут сказать.

Эмоциональное состояние ребенка зависит от многих факторов.  Наиболее наглядно   эмоциональное состояние ребенка   можно объяснить с помощью  пирамиды Маслоу.

  1. Физиологические потребности

Если ребенок плохо себя чувствует, у него что-то  болит, он будет плакать.

Его плач  показывает, что ему больно. Эта реакция заложена на генетическом уровне.  Ведь первое, что делает ребенок, рождаясь – начинает плакать от страха и боли.

Ребенок может хотеть есть, пить,  спать,  у него может болеть живот, ему может быть холодно, жарко и др.

Ребенок может находиться в неудобной для него позе.

Он плачем показывает, что его потребность не удовлетворена, и улыбкой или смехом, что удовлетворена.

  1. Потребность в безопасности.

Ребенок с ТМНР, особенно  если он находится в детском доме, может ощущать угрозу своей безопасности.

У ребенка в детском доме базовые потребности в любви и принятии мамы, семьи, не удовлетворены.

Вследствие этого  у детей с ТМНР  как правило высокая внутренняя тревожность.

Такая тревожность может   влиять  как на  психическое, так и на физическое состояние ребенка.

Проявляется такая тревожность в попытках самоагрессии, она может служить запускающим механизмом в эпилептических приступах,   в поверхностном, неглубоком дыхании, в защите своих границ -  недопускании  взрослого  дотрагиваться до него.

Базовая потребность  в безопасности  может быть компенсирована разными способами, например, с помощью релаксационного круга, базальной стимуляции.

  1. Потребность в контакте, общении. Ощущение принадлежности к группе.

Ребенок может радоваться, если с ним  общается взрослый. Ребенок ничего не поймет из того, ЧТО  взрослый говорит, однако он поймет, что разговаривают с НИМ.

Ребенку с ТМНР   общение также важно  как и другим детям, и другим людям на нашей планете.

  1. Уважение, статус, нужность

Дети  с ТМНР  , имеющие определенную способность к обучению. Например, к подражанию, запоминанию действий, и проявляющую эту способность в общем  детском круге, могут  очень положительно реагировать на похвалу.

Также ребенок может положительно реагировать на похвалу учителя и на индивидуальных занятиях.

На его лице можно увидеть не только улыбку, но и чувство гордости за свой успех.

Такой ребенок не понимает  , что его успехи с точки зрения  общества очень малы, он оценивает их с точки зрения собственных возможностей.

  1. Самореализация

Ребенок  с ТМНР  тоже может  стремиться  к самореализации.

Он может стремиться   сделать что-то новое не ради похвалы учителя, а ради самого процесса.

 Он может научиться говорить новый слог,  научиться поворачиваться с бока на спину и наоборот, запомнить действие нажимания на коммуникативную кнопку и др.

Если ребенок  осознал, что он  достиг чего-то нового, он радуется  также как и любой человек.

Таким образом, эмоциональное развитие детей   с ТМНР  зависит от удовлетворения потребностей, которые     подчиняются иерархии пирамиды потребностей Маслоу.

Если   физиологические потребности ребенка удовлетворены, то   он начинает нуждаться в ощущении безопасности, если удовлетворена потребность в безопасности, то возникает потребность в общении и т.д.

Если потребности ребенка уже дошли   до верхних ступенек пирамиды, то сформировавшиеся  потребности уже не исчезают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Общение, как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР".

Общение - важнейший фактор формирование личночти, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую р...

Традиционные и нетрадиционные формы занятий по развитию движений у детей с ТМНР

Опыт работы воспитателя группы детей с ТМНР и учителя по предмету "Адаптивная физическая культура"...

Развитие коммуникативной функции у детей с ТМНР

Развитие коммуникативной функции у детей с ТМНР. Опыт работы воспитателя и учителя...

Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» в 4 «В» классе для детей с ТМНР. Тема: «Зима. Повторение».

Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме.Задачи:  - повторить признаки зимы, названия зимних месяцев...

«Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая направленность социально-коммуникативного развития детей с ТМНР в условиях стационарного учреждения»

Материал освещает проблемы коммуникации и формирования социальных навыков у детей, проживающих в условиях стационарного учреждения....

Сенсорное развитие детей с ТМНР

У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к ...