Индивидуальное занятие по РСВ и ФП для учащихся 6 класса I отделения для школ II и V видов.
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Занятие проводилось по теме "Спорт". Тема актуальна в связи с прошедшими в России Зимними Олимпийскими играми 2014 года. Занятие включало в себя 2 части: формирование произношения по теме "Звуки "Ц-С". Дифференциация"; развитие слухового восприятия по теме "Текст "Первые Олимпийские игры." Восприятие вопросов к тексту."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Темы занятия: ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться.
РСВ. Текст «Первые Олимпийские игры». Восприятие слов, словосочетаний и вопросов к тексту.
Цели: ФП. Дифференцировать произношение звуков «ц» и «с» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепить произношение слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться.
РСВ. Развивать слуховое восприятие на материале слов и словосочетаний текста «Первые Олимпийские игры», а также вопросов к тексту со слуховыми аппаратами и без них.
Коррекционно-образовательные задачи:
ФП. - закрепить дифференцированное произношение звуков «ц» и «с» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;
- закрепить правило произношения слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться;
РСВ. - вырабатывать умение различать слова и словосочетания;
- вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту «Первые Олимпийские игры» со слуховыми аппаратами и без слуховых аппаратов (левое ухо).
Коррекционно-развивающие задачи:
ФП. - закрепить самостоятельное дифференцированное произношение звуков «ц» и «с»;
- расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Спорт»;
- развивать навыки словоизменения и словообразования;
- развивать познавательную активность;
- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по темам «спортивный инвентарь», спортивная обувь»;
- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
РСВ. - Совершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слуховую память.
Коррекционно- воспитывающие задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
- воспитывать положительные качества личности: смелость, целеустремлённость, дисциплинированность.
Оборудование:
- презентация с заданиями по теме «Спорт»;
- карточки с речевым материалом по объявлению темы и целей занятия;
- карточка с условием математической задачи;
- профили произношения звуков «ц» и «с»;
- линейка.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы занятия.
3. Постановка целей.
4. Формулировка критериев оценки.
5. Работа над формированием произношения.
1) анализ артикуляции звуков «ц» и «с» по профилям произношения;
2) компьютерный слайд № 1. Повторение слогов со звуками «ц» и «с»;
3) компьютерный слайд № 2. Работа с изображениями спортивного инвентаря. (Назови спортивный инвентарь. Что лишнее?);
4) компьютерный слайд № 3. Работа с изображениями видов спорта. (Покажи. Назови.);
5) компьютерный слайд № 4. Работа с текстом правила орфоэпии. (Соблюдай правило. Повтори.);
6) компьютерный слайд № 5. Работа с изображениями. (Составь предложения. Правильно говори.);
7) компьютерный слайд № 6. Работа с изображениями. Работа с вопросами. (Ответь на вопросы. Правильно говори.);
8) компьютерный слайд № 7. Работа с текстом пословицы. (Прочитай пословицу. Правильно говори.);
9) компьютерный слайд № 8. Работа с фотографическим изображением. (Повтори.);
10) компьютерный слайд № 9. Работа с фотографическим изображением. (Повтори.);
11) компьютерный слайд № 10. Работа с фотографическим изображением. (Повтори.);
12) компьютерный слайд № 11. Работа с фотографическим изображением. (Повтори.);
13) компьютерный слайд № 12. Работа со словесными определениями. (Назови одним словом. Подбери синоним.);
14) компьютерный слайд № 13. Работа со словесными определениями личностных качеств. (Повтори. Какая ты?);
15) компьютерный слайд № 14. Работа с речевым материалом. (Составь предложения из слов.);
16) компьютерный слайд № 15. Работа со словесным определением;
17) карточка № 3. Работа с задачей. (Реши задачу.)
18) компьютерный слайд № 16. Работа со словесным определением.
6. Работа над развитием слухового восприятия.
1) Целостное восприятие текста. (Вспомним текст.)
2) Восприятие словосочетаний на рабочем расстоянии. (Слушай и повторяй на рабочем расстоянии.);
3) Восприятие словосочетаний на резервном расстоянии. (Слушай и повторяй на резервном расстоянии.);
4) Восприятие вопросов на рабочем расстоянии. (Слушай на рабочем расстоянии.);
5) Восприятие вопросов на резервном расстоянии. (Слушай на резервном расстоянии.);
6) Восприятие речевого материала без аппаратов (левое ухо). (Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.).
7. Итог занятия.
1) карточка № 4. Подтверждение достигнутых целей занятия;
2) самооценка;
3) оценка учителем.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Школьник (ш.): Здравствуйте.
Учитель (у): Здравствуй.
(У.): Садись. Как ты слышишь?
(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.
1. Объявление темы занятия.
(У.): Прочитай тему занятия.
(Ш.): Читает:
Карточка № 1:
Тема занятия: Звуки «Ц – С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями -тся, - ться, -тс. Текст «Первые Олимпийские игры». Восприятие вопросов к тексту.
2. Постановка целей.
(У.): Цели занятия:
-закреплять произношение звуков «ц» и «с» в слогах, словах, предложениях, тексте;
-работать над произношением слов с сочетаниями -тся, - ться, -тс;
-развивать слуховое восприятие на материале словосочетаний и вопросов к тексту «Первые Олимпийские игры» на рабочем и резервном расстоянии, а также без аппаратов.
(У.): Каковы цели занятия?
(Ш.):( Повторяет):
Карточка №2:
Цели занятия:
-закреплять произношение звуков «ц» и «с» в слогах, словах, предложениях, тексте;
-работать над произношением слов с сочетаниями -тся, - ться, -тс;
-развивать слуховое восприятие на материале словосочетаний и вопросов к тексту «Первые Олимпийские игры».
3. Формулировка критериев оценки.
(У.): Если ты будешь хорошо работать над звуками «ц» и «с», над произношением слов с сочетаниями -тся, - ться, -тс ; будешь хорошо воспринимать словосочетания и вопросы к тексту, то получишь наклейку за каждый вид работы. Получишь три наклейки - значит, работала отлично. Старайся.
II Работа над формированием произношения.
1. Анализ артикуляции звуков «ц» и «с».
(У.): Обрати внимание на профили произношения звуков «ц» и «с». При произношении обоих звуков губы принимают положение лёгкой улыбки; зубы сближены; голоса нет. Однако когда мы говорим звук «с», кончик языка упирается в дёсны нижних зубов; когда мы говорим звук «ц», кончик языка тоже упирается в дёсны нижних зубов, но спинка языка сначала смыкается с бугорками – альвеолами, а следом язык принимает положение звука «с».
1. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях.
(У.): Повтори слоги со звуками «ц» и «с».
(Ш.): Повторяет:
Компьютерный слайд № 1:
са-ца со-цо су-цу сы-цы
са-цо со-ца су-цы сы-цу
ца-со цо-са цу-сы цы-су
сац-цас соц-цос суц-цус
цас-суц цос-сыц цыс-соц
Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!"
(У.): Что ты делала?
(Ш.): Я повторяла слоги со звуками «ц» и «с».
Компьютерный слайд № 2:
На слайде - изображения предметов спортивного инвентаря: эспандера, гимнастических колец, бутсов, медицинбола, дартса, кольцеброса, кроссовок, гимнастической лестницы.
(У.): Назови спортивный инвентарь.
(Ш.): Называет: это эспандер, это гимнастические кольца, это бутсы, это медицинбол, это дартс, это кольцеброс, это кроссовки, это гимнастическая лестница.
(У.): Все ли предметы можно назвать спортивным инвентарём? Что лишнее?
(Ш.): Бутсы, кроссовки.
(У.): Почему?
(Ш.): Бутсы, кроссовки – это спортивная обувь.
Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Умница!"
(У.): Что ты сделала?
(Ш.): Я назвала спортивный инвентарь.
Компьютерный слайд № 3:
На слайде - изображения видов спорта: бокса, сумо, гимнастики, баскетбола, мотоциклетного спорта, танцевального спорта.
(У.): Покажи, где гимнастика, сумо, мотоциклетный спорт, бокс, баскетбол, танцевальный спорт.
(Ш.): Показывает и называет: вот гимнастика, вот сумо, вот мотоциклетный спорт, вот бокс, вот баскетбол, вот танцевальный спорт.
(У.): Каким видом спорта занимаешься ты?
(Ш.): Я занимаюсь боксом.
(У.)Очень хорошо. Что ты назвала?
(Ш.): Я назвала виды спорта.
Компьютерный слайд № 4:
(У.): Соблюдай правило: сочетания -тся и -ться говори в словах как ца; сочетание -тс говори в словах как ц. Повтори.
(Ш.): Повторяет: сочетания -тся и -ться говори в словах как ца; сочетание -тс говори в словах как ц.
(У.): Прочитай слова: катается, целится, подтягивается; спортсмен, дартс, бутсы.
(Ш.): Читает слова, соблюдая указанное правило орфоэпии.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
Компьютерный слайд № 5:
На слайде – изображения: Лыжница катается. Биатлонист целится. Спортсмен подтягивается.
(У.): Составь предложения. Правильно говори слова с сочетаниями -тся, -ться, -тс.
(У.): Что делает лыжница?
(Ш.): Лыжница катается.
(У.): Что делает биатлонист?
(Ш.): Биатлонист целится.
(У.): Что делает спортсмен?
(Ш.): Спортсмен подтягивается.
(У.): Правильно. Что ты делала?
(Ш.): Я составляла предложения.
Компьютерный слайд № 6.
На слайде – изображения хоккеиста, пловца, танцора, борца.
(У.): Ответь на вопросы. Правильно говори слова с сочетаниями -тся, -ться, -тс.
(У.): Кто занимается хоккеем?
(Ш.): Хоккеем занимается хоккеист.
(У.): Кто занимается борьбой?
(Ш.): Борьбой занимается борец.
(У.): Кто занимается спортивными танцами?
(Ш.): Спортивными танцами занимается танцор.
(У.): Кто занимается плаванием?
(Ш.): Плаванием занимается пловец.
Учитель оценивает выполненную ученицей работу: "Молодец!"
(У.) Что ты делала?
(Ш.): Я отвечала на вопросы.
Компьютерный слайд № 7.
На слайде – запись пословицы: Каждый спорт спортсменом ставится, спортсменом и славится.
(У.): Прочитай пословицу. Правильно говори слова с сочетаниями -тся, -ться, -тс.
(Ш.): Читает пословицу, соблюдая закрепляемое правило орфоэпии.
(У.): Правильно. Что ты сделала?
(Ш.): Я прочитала пословицу.
(У.): Большую спортивную славу заслужили известные спортсмены. Например:
Компьютерный слайд № 8.
(Ш.): (Читает и рассматривает фотографическое изображение): Фигуристка Ирина Слуцкая.
Компьютерный слайд № 9.
(Ш.): (Читает и рассматривает фотографическое изображение): Боксёр Костя Цзю.
Компьютерный слайд № 10.
(Ш.): (Читает и рассматривает фотографическое изображение): Футболист Василий Березуцкий.
Компьютерный слайд № 11.
(Ш.): (Читает и рассматривает фотографическое изображение): Культурист Арнольд Шварценеггер.
(У.): Данным спортсменам присущи следующие качества личности: стремление к цели, отсутствие боязни, следование правилам.
Компьютерный слайд № 12.
Стремление к цели – это …
Отсутствие боязни – это …
Следование правилам – это …
(Дисциплина, целеустремлённость, смелость).
(У.): Назови одним словом: стремление к цели – это …
(Ш.): Целеустремлённость.
(У.): Верно. Отсутствие боязни – это …
(Ш.): Смелость.
(У.): Правильно. Следование правилам – это …
(Ш.): Дисциплина.
(У.): Хорошо. Подбери синоним к слову «смелость».
(Ш.): Храбрость.
Компьютерный слайд № 13.
(У.): Верно. А какие из этих качеств есть у тебя? Смелость есть?
(Ш.): Есть.
(У.): Значит, ты смелая. А дисциплина у тебя есть?
(Ш.): Да.
(У.): Значит, ты дисциплинированная. Кроме того, я считаю, что ты – целеустремлённая, потому что раньше ты очень плохо слышала и говорила, а теперь и говоришь, и слышишь с каждым годом всё лучше. Ты – молодец! Повтори:
Компьютерный слайд № 13.
(Ш.): (Повторяет): Я – смелая, дисциплинированная, целеустремлённая.
Компьютерный слайд № 14.
На слайде – слова: Дворце, выступали, борцы, спорта, во; Дистанции, лыжница, с сошла.
(У.): Составь предложения из слов.
(Ш.): Борцы выступали во Дворце спорта. Лыжница сошла с дистанции.
(У.): Молодец! Что такое дистанция?
(Ш.): Путь (дорога).
Компьютерный слайд № 15.
(У.): Дистанция (в спорте) – это расстояние между стартом и финишем. Повтори.
(Ш.): (Повторяет): Дистанция (в спорте) – это расстояние между стартом и финишем.
(У.): А ты на жизненном пути никогда не сходи с дистанции. Прямо иди к своей цели.
(У.): Реши задачу.
Карточка № 3.
На карточке изображена лыжная дистанция.
(У.):Прочитаем условие задачи.
(Ш.):( Читает сопряженно с учителем): Это условная лыжная дистанция. Измерь длину дистанции в сантиметрах.
(Ш.): (Измеряет): 5 сантиметров.
(Ш.): ( Читает сопряженно с учителем): Найди длину дистанции в километрах, если один сантиметр условной дистанции равен четырём километрам.
(Ш.): Длина лыжной дистанции равна двадцати километрам.
(У.): Молодец! Что ты делала?
(Ш.): Я решала задачу.
(У.): Как ты говорила звуки «ц» и «с»?
(Ш.): Хорошо.
(У.) Получи наклейку.
(У.): Как ты произносила слова с сочетаниями -тся, -ться, -тс?
(Ш.): Правильно.
(У.): Я тоже так думаю. Получи ещё одну наклейку.
III Работа над развитием слухового восприятия.
(У.): В какой стране проходили Зимние Олимпийские игры 2014 года?
(Ш.): В России.
(У.): Верно. Назови столицу Зимних Олимпийских игр 2014 года.
(Ш.): Сочи.
(У.): Правильно.
Компьютерный слайд № 16.
(Ш.): (Читает): Сочи – столица Зимних Олимпийских игр 2014 года.
(У.): А мы продолжим работу с текстом «Первые Олимпийские игры». Сядь на расстояние 2,5 метра.
(У.): Вспомним текст.
(У.): (Читает текст целостно):
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры в греческом городе Олимпия.
Они стали проводиться раз в четыре года.
На игры собирались десятки тысяч зрителей со всей Греции.
На Олимпийских играх сильнейшие спортсмены состязались в беге, в прыжках, борьбе, метании диска, копья, кулачном бое.
Один день отводился для состязаний юношей.
Самыми опасными состязаниями были гонки колесниц, запряженных четверками лошадей.
Судьи торжественно награждали победителей игр венками из оливкового дерева.
(У.): О чём рассказ?
(Ш.): Рассказ про Олимпийские игры.
(У.): Верно. Слушай и повторяй словосочетания на рабочем расстоянии.
(Ш.): (Повторяет отражённо на рабочем расстоянии): В греческом городе Олимпия; стали проводиться; на Олимпийских играх.
(У.): Слушай и повторяй на резервном расстоянии.
(Ш.): (Повторяет отражённо на резервном расстоянии): десятки тысяч; состязались в беге; победителей игр.
(У.): Что ты делала?
(Ш.): Я слушала словосочетания.
(У.): Будем отвечать на вопросы. Слушай на рабочем расстоянии.
(Ш.): (Воспринимает вопросы на рабочем расстоянии).
(У.): Когда состоялись первые Олимпийские игры?
(Ш.): Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры.
(У.): Где состоялись первые Олимпийские игры? В какой стране? В каком городе?
(Ш.): В Греции, в городе Олимпии.
(У.): Какие виды спорта были на Олимпийских играх?
(Ш.): Бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, кулачный бой.
(У.): Слушай на резервном расстоянии.
(Ш.): (Воспринимает вопрос на резервном расстоянии).
(У.): Чем награждали победителей?
(Ш.): Победителей награждали венками из оливкового дерева.
(У.): Молодец! Что ты делала?
(Ш.): Я отвечала на вопросы.
(У.): Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.
(Ш.): (Снимает аппараты. Слушает левым ухом).
(Ш.): (Повторяет отражённо): В греческом городе; спортсмены; гонки колесниц.
(Ш.): (Слушает вопрос без аппаратов): Какие состязания были самыми опасными?
(Ш.): Гонки колесниц.
(У.): Молодец! Что ты делала?
(Ш.): Я слушала без аппаратов.
(У.): Как ты слушала словосочетания и воспринимала вопросы?
(Ш.): Хорошо.
(У.): Получи наклейку.
IV Итог занятия.
(У.): Как ты думаешь, занятие своей цели достигло?
(Ш.): Да.
(У.): Почему?
(Ш.): Я закрепила произношение звуков «ц» и «с» в слогах, словах, предложениях, тексте; я правильно произносила слова с сочетаниями -тся, -ться, -тс; я хорошо слушала словосочетания и вопросы к тексту «Первые Олимпийские игры».
(У.): Как ты думаешь, ты хорошо занималась?
(Ш.): Я занималась хорошо.
(У.): Я согласна, ты занималась очень хорошо, получила три наклейки. Цели занятия выполнены. Занятие окончено. Попрощайся.
(Ш.): До свидания, Лариса Николаевна!
(У.): До свидания!
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.
В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....
Открытый урок на тему "Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения музыкальных школ".
Предлагаю вашему вниманию свой открытый урок, в котором показаны упражнения для развития технических навыков начинающих пианистов. Это - моя авторская разработка, основанная на собственном 30 - ...
Методическая статья - разработка "Рабочая программа по русскому языку для 6 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Рабочая программа по литературе для 6 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Методическая статья -разработка "Рабочая программа по русскому языку для 7 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594 "
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Рабочая программа по литературе для 7 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Конспект урока по математике 2 класс II отделение "Приемы письменных вычислений для случаев вида 37+48"
Данный конспект пригодится в помощь учителям, которые работают со слабослышащими детьми 2 класс, тема "Приемы письменных вычислений для случаев вида 37+48"...