Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 1 класс школа 8 вида.
календарно-тематическое планирование на тему

Календарно- тематическое планирование уроков по трудовому обучению 1 класс школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_1_kl.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

   Рабочая программа по учебному предмету

 « Трудовое обучение »

для 1 класса

на 2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по трудовому обучению составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и  на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под редакцией  В. В. Воронковой, 2006 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
  3. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии»
  4. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов»,

       26.12.2000 г.

  1. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья,  

        2009г.

Настоящая программа составлена на 66 часов и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Задачи и содержание трудового обучения в 1 классе

 воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);  

уважение к людям труда; 

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; 

 формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

 Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная работа выражается в формировании умений: 

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); 

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); 

 контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
      В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников. 

Предусмотрены следующие виды труда: 

работа с глиной и пластилином;

  работа с природными материалами; 

работа с бумагой и картоном; 

 работа с текстильными материалами.

Объекты труда: аппликации, ёлочные игрушки, гирлянды, карнавальные полумаски, карнавальные головные уборы (шапочка, кокошник, шлем), складная доска для настольной игры, рамка для фотографии, открытые коробки и др

Требования к уровню подготовки учащихся

1 четверть

Умения

    Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, через несколько занятий участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления. Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Представление о величине предметов.

2 четверть

Умения

     Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом — по отдельным вопросам учителя. Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий — с планированием учеником ближайшей операции. Контроль с помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.

      Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.

3четверть

Умения

      Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).

      Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий большой — маленький, широкий — узкий, длинный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.

4 четверть

Умения

      Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом с частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Умение по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий. Контроль правильности выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов, инструментов, приспособлений.

Межпредметные связи

      Математика. Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.

      Изобразительное искусство. Основные и дополнительные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.

      Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при ответах на вопросы.

      Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   в 1-м классе является формирование следующих умений:

- воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

-  освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса,так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих умений.

-  Предметными результатами изучения предмета  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно- преобразовательной

деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

VII.  Календарно-тематическое планирование по   трудовому обучению, 1класс. ( 2 ч. в  неделю)

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Индивидуально –дифференцированный подход

Оборудование

1 уровень

2 уровень

1 четверть.

18

Вводное занятие. «Человек и труд». «Урок труда». Учебник «Технология» (Л.А. Кузнецова) – с. 4 - 11

2

образцы материала

1.

Работа с глиной и пластилином. Аппликация из пластилина «Яблоко».

1

образец изделия

2.

Работа с природными материалами. «Коллекция из листьев». Экскурсия в парк.Учебник «Технология»

 (Л.А. Кузнецова) – с.16 - 18

2

презентация «Лесовичок приглашает»

3.

Работа с природными материалами. Аппликация «Бабочка».Учебник «Технология» (Л.А. Кузнецова) – с.19

1

образец изделия

4.

Работа с бумагой. «Что надо знать о бумаге». Учебник «Технология» (Л.А. Кузнецова) – с.20 - 24

1

коллекция образцов бумаги

5.

Работа с бумагой. «Что надо знать о треугольнике». Складывание из бумаги.«Ёлочка». Учебник  – с.25 – 27 

1

слайды

6.

Работа с бумагой. «Что надо знать о квадрате». Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу». Учебник  – с.28, 29

1

образец изделия

7.

Работа с бумагой. «Что надо знать о прямоугольнике». «Наборная линейка». Учебник  – с.30, 31

1

инструкционная карта

образец изделий

8.

Работа с бумагой.«Домик», «Ёлочка».

2

9.

Работа с глиной и пластилином. «Домик». Учебник  – с.32, 33; прил. – с. 44

1

образцы

10.

Работа с глиной и пластилином. Лепка предметов шаровидной и овальной формы. «Помидор», «Огурец». Учебник  – с.34, 35

1

Слайды из презентации., натура + образец

11

Работа с бумагой.«Что надо знать о ножницах». Учебник  – с.36, 37; прил. – с. 45

1

слайды

12.

Работа с бумагой. «Геометрический орнамент из квадратов». Учебник  – с.38; прил. – с. 46

1

образец

13.

Работа с бумагой. «Парусник из треугольников», «Орнамент из треугольников». Учебник  – с.39; прил. – с. 47

2

образцы

2 четверть.

14

14.

Работа с глиной и пластилином. Приёмы работы с пластилином: вытягивание одного конца столбика. «Морковь», «Свекла», «Репка». Учебник  – с.40. 41

3

образец изделия

15

Работа с глиной и пластилином. Приёмы работы с пластилином: сплющивание шара. «Пирамидка из 4-х колец», «Грибы». Учебник  – с.42-45

2

16

Работа с природными материалами. Работа с еловыми шишками. «Ёжик». Учебник  – с.46, 47

1

образец

17.

Работа с бумагой (с применением клея). Аппликация из обрывных кусков бумаги. «Осеннее дерево» Учебник  – с.48, 49

1

18.

Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги. «Открытка со складным цветком», «Открытка с0 складной фигуркой кошечки». Учебник  – с. 50-53

2

образец

19

Работа с глиной и пластилином. «Цыпленок».

Учебник  – с. 54, 55

1

20

Работа с бумагой. Конструирование. Игрушка «Бумажный фонарик». Учебник  – с. 56, 57

1

предметно-операционный план

21

Работа с бумагой. Конструирование. «Декоративная веточка».

1

образец

22.

Работа с бумагой. Конструирование. «Флажки».

1

образец

23

Работа с бумагой. Конструирование. «Бумажный цветок».

1

шаблоны

3 четверть.

20

24.

Работа с  пластилином. Лепка многодетальных фигурок. Животные.  «Котик». Учебник – с. 62, 63

1

образец

25

Работа с бумагой. Приемы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям. «Листочки». Учебник – с. 64

1

шаблоны

образец

26

Работа с бумагой. Приемы работы с бумагой: сминание и скатывание. Аппликация. «Ветка рябины». Учебник – с. 65

1

образец

27.

Работа с бумагой. Приемы резания ножницами: округление углов прямоугольных деталей. Аппликация. «Цветы в корзине». Учебник–с. 66, 67

1

28

Работа с нитками. Наматывание ниток. «Клубок ниток». Учебник – с. 68-70

1

нитки

29

Работа с нитками. Изготовление изделий из ниток. «Бабочка», «Кисточка». Учебник – с. 71-73

2

образец

30

Работа с бумагой. Аппликация. «Фрукты на тарелке».

Учебник – с. 74, 75

1

иллюстрации

31

Работа с бумагой.  Аппликация. «Снеговик», «Гусеница».Учебник – с. 76, 77

2

образец

Работа с бумагой. Плоскостное конструирование. Игрушка «Цыпленок в скорлупе». (из 4-х овалов) Учебник – с. 78, 79

1

образец, показ

32

Работа с бумагой. Складывание из бумаги. «Пароход».Учебник – с. 80, 81

1

образец, показ

33

Работа с бумагой. Складывание из бумаги. «Стрела».Учебник – с. 82, 83

1

образец

34

Работа с бумагой. Плоскостное конструирование. «Плетеный коврик». Учебник – с. 84

1

образец

35

Работа с бумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. «Птичка». Учебник – с. 85

1

образец

36

Работа с бумагой. «Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом». Учебник – с. 86, 87

1

образец

37

Работа с бумагой. Аппликация. «Самолет в облаках».

1

образец

38

Повторение. Учебник – с. 88, 89

1

39

Работа с  пластилином. Макет «Снегурочка в лесу». Учебник – с.90, 91

    2

4  четверть.

14

40

Работа с природными материалами. «Ёжик». Учебник – с.92

1

образец

41

Работа с бумагой. Коллективная аппликация. «Букет цветов». Учебник – с. 94, 95

1

шаблоны

42

Работа с бумагой. Оригами. Конструирование. «Декоративная птица со складными крыльями». Учебник – с.96

2

образец

43

Работа с нитками. Приемы шитья. «Шитье по проколам». Учебник – с. 98, 99

1

демонстрационный показ

44

Работа с нитками. «Шитье по проколам». (треугольник, квадрат, круг) Учебник – с. 99

1

демонстрационный показ

45

Работа с нитками. «Вышивание по проколам». Учебник – с.100. 101

1

образцы изделий

46

Комбинированные работы. Изготовление воробья из пушистых комочков вербы.

2

образец, слайды

47

Работа с бисером. Изготовление бус из различных сочетаний цветов бисера.

4

образец

48

Работа с пластилином.  Складывание избушки из «бревен». Изготовление макета «Деревня».

1

слайды

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

  1. Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд». 1 класс. – С.-Петербург: Просвещение, 2011.
  2. Т.М. Геронимус «150 уроков труда в 1-4 классах», 1997
  3.  Т.М. Геронимус Серебряная паутинка.  Уроки труда.1998
  4.  Т.М. Геронимус Бумажкино царство. Уроки труда.1998 
  5. Т.М. Геронимус Учимся мастерить.1-4кл, 1979 
  6. Т.М. Геронимус Правила безопасности на уроке труда.1-4кл., 2001 
  7. С. Афонькин, Е Афонькина. Игрушки из бумаги. 1-4кл., 1988
  8. Б. Г. Гагарин. Конструирование из бумаги. 1-4кл., 1968
  9.  В.  Кард. Сказки из пластилина.1-4кл, 1997 
  10. А. В. Просужий  Лепка в начальных классах. 1-4 кл.,1998
  11. Н. А. Цирулик  Умные руки.1кл., 1999 
  12. И. Ю. Карельская  Вязаная игрушка.1-4кл., 1998 
  13. И. Ю. Карельская  Мягкая игрушка.1-4кл., 1998 
  14. Л. В. Базулина. 100 поделок из природных  материалов. 1-4кл., 2004 
  15. Н. Докучаева  Чудеса из ткани своими руками. 1-4кл., 1997 
  16. Н. Докучаева  Мастерим бумажный мир.  1-4кл., 1997

Таблицы :

  1. «Складывание и сгибание бумаги.»
  2. Приёмы резания бумаги ножницами.
  3. Наклеиваем бумагу.
  4. Приёмы разметки.
  5. Разметка прямоугольных деталей.
  6. Правила безопасной работы с ножницами.
  7. Правила безопасной работы с иглами и булавками
  8. Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
  9. Электронные учебные пособия:
    Презентации.
  10. .         
    Технические средства
  11. 1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
    2. Магнитная доска.
    3. Персональный компьютер .
    4. Интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематический план по математике в 5 классе школы VIII вида

Календарно-тематический план по математике в 5 классе школы VIII вида...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО МАТЕМАТИКЕ В 7 КЛАССЕ школы VIII вида

Из опыта работы : КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН  ПО  МАТЕМАТИКЕ  В 7 КЛАССЕ школы VIII вида по учебнику "Математика 7 класс" Т.В. Алышева, изд. "Просвещение" , 2005 г....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО МАТЕМАТИКЕ В 8 КЛАССЕ школы VIII вида

Из опыта работы: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН  ПО  МАТЕМАТИКЕ  В 8 КЛАССЕ школы VIII вида по учебнику "Математика 8 класс" В.В. Эк , изд. Просвещение, 2001 г....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО МАТЕМАТИКЕ В 9 КЛАССЕ школы VIII вида

Из опыта работы: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН  ПО  МАТЕМАТИКЕ  В 9 КЛАССЕ школы VIII вида по учебнику "Математика 9 класс" изд. Просвещение, ...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...