Конспект занятия «Путешествие в волшебный лес к диким животным»
план-конспект на тему
Цель: практическое усвоение падежных конструкций, формирование социально-коммуникативных речевых умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_volshebnyy_les_k_dikim_zhivotnym_.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 294
Конспект логопедического занятия
на основе здоровьесберегающей технологии.
по теме:
«Путешествие в волшебный лес к диким животным»
- Практическое усвоение падежных конструкций.
- Формирование социально – коммуникативных речевых умений.
Группа: старшая (от 5 до 6 лет), речевой диагноз детей – ОНР
Выполнила учитель-логопед
Козырева А. В
Нижний Новгород
2013
Цель: практическое усвоение падежных конструкций, формирование социально-коммуникативных речевых умений.
Задачи:
- Уточнять и расширять представления детей о жизни диких животных зимой.
- Активизировать словарь детей:
- существительными, обозначающими зверей, их жилища;
- прилагательными, характеризующими этих зверей;
- словами обобщающего значения.
- Упражнять детей в умении изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении.
- Активизировать слухоречевые координации посредством дифференциации падежных конструкций.
- Формировать социально-коммуникативные речевые умения через совершенствование диалогической речи (вопросы – ответы, обращение, специальные диалоги и ситуации).
- Развивать наглядно-образное мышление, слуховое внимание, память, воображение.
- Совершенствовать механизмы сенсомоторного восприятия, обеспечивающих возможность познания ребенком каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств и признаков, воспроизводя их в вербальные единицы.
- Развивать групповую сплоченность, формировать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость.
Предварительная работа:
- рассказ воспитателя через игровой образ Старичка - Лесовичка о жизни диких зверей в лесу зимой;
- рассматривание картин, иллюстраций с изображением диких животных;
- развитие образной мимики и пантомимики (пластики тела) – придумывание и изображение поз, движений, выражение мимики животных;
- дидактическая игра «Чудесный мешочек» – узнавание на ощупь игрушек-животных;
- сюжетно-ролевые игры с участием персонажей – диких животных.
Оборудование:
- письмо-открытка;
- плоскостное изображение поезда;
- жилища животных: дуб с дуплом – плоскостное изображение; берлога, логово волка, куст – объемные;
- мягкие игрушки: заяц, белка, волк, лиса;
- плоскостные фигурки зайца, белки, волка, лисы;
- продукты питания животных: белка – орехи, желуди, грибы; заяц – кора, трава, сено; волк – мышки, куры, зайцы; лиса – мышки, куры, зайцы;
- маски животных: белка, заяц, волк, лиса;
- иллюстрации: автобус, машина, поезд, лыжи, санки.
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности:
- Вводная часть. Игровая мотивация.
Логопед собирает вокруг себя детей. Вносит большой конверт.
Логопед: «Ребята, посмотрите, какое письмо-приглашение я получила от Нейзнайки!»
На листе бумаги (формат А-4) изображен пейзаж зимнего леса, в прорези вставлены фигурки животных: лиса, волк, заяц, кошка.
Логопед: «Как вы думаете, куда приглашает нас Нейзнайка?» Логопед делает обобщающий жест по изображению.
Дети: «В лес». После наводящих вопросов логопеда: «А какое сейчас время года? Как вы думаете, какое время года изображено в письме на картине?», дети отвечают: «Незнайка приглашает нас в зимний лес».
Логопед: «Правильно, в зимний лес. А к кому в гости нас приглашает Незнайка?»
Дети: «К лисЕ, к волкУ, к зайцУ, к кошкЕ» (Сущ., т.п., ед.ч.).
Логопед: «А кого еще мы можем там увидеть?»
Дети: «БелкУ, медведЯ» (Сущ., р.п., ед. ч.).
Логопед: «А как можно назвать животных, которые живут в лесу?»
Дети: «Лесные, дикие животные».
Логопед: «Ребята, а как вы думаете, а Незнайка ничего не перепутал в этом письме? Правильно, кошка не живет в лесу, она живет дома, она – домашнее животное».
Логопед: «Я предлагаю вам отправиться в волшебный лес и познакомиться с дикими животными поближе. Вы согласны?».
Дети: «Да!» (Педагог поощряет радостное эмоциональное выражение данного решения).
Логопед: «А на чем мы можем добраться до леса?»
Дети: «На поездЕ, на машинЕ, на автобусЕ . . .» (Сущ., п.п., ед.ч.). Если дети затрудняются ответить, логопед использует подсказку – иллюстрации).
Логопед: «А от станции до леса на чем можно добраться?».
Дети: «На санкАХ, на лыжАХ . . .» (Сущ., п.п., ед.ч.).
Логопед: «Я предлагаю вам отправиться на поезде, а потом встать на лыжи. Согласны?»
Дети: «Да!»
Дети встают друг за другом, сгибают руки в локтях и начинают ритмично двигаться вперед, вращая, притоптывая ногами. (Мимикой и пантомимикой изображают паровозик).
«Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Мы до леса сейчас доедем,
– Там и сможем отдохнуть».
Логопед: «Приехали! Надеваем лыжи. (Дети и логопед выполняют соответствующие движения). Логопед «помогает» детям застегнуть вымышленные крепления, взять в руки лыжные палки. Дети двигаются вперед, изображая движения лыжника.
Логопед:
-Приехали! (Группа оформлена под зимний лес)».
Дети подъезжают к дереву с дуплом.
Логопед: «А вот и чей-то дом. А кто в нем живет? Мы узнаем, когда отгадаем загадку:
Хвост пушистый,
Мех серебристый.
Живу в лесу –
Орешки грызу. (Белка)
Логопед предлагает детям ответить полным предложением сначала хором, потом индивидуально.
Логопед: «А как вы догадались?»
Используя плоскостную фигуру белочки, логопед добивается ответов.
Дети: «У белки пушистый хвост».
Логопед: «Где живет белочка?»
Дети: «На деревЕ, в дуплЕ» (Сущ., п.п., ед.ч.).
Логопед: «Чем питается белочка?»
Дети: «ГрибамИ, орехамИ, желудямИ (Сущ., т.п., мн.ч.).
Если дети затрудняются ответить, то спрашивают у белки: «Белочка, а что ты любишь есть?»
Логопед: «А теперь давайте похвалим нашу белочку, пусть ей будет приятно».
Подбор определений: ловкая, маленькая, серенькая, пушистая, красивая.
Дети используют эти слова в обращении к белочке. Например:
- Белочка, ты маленькая.
- Белочка, ты пушистая.
- Белочка, ты ловкая.
Белочка угощает детей орешками. Дети прощаются с белочкой и начинают двигаться дальше.
Логопед: «Ребята, видите какие большие сугробы в лесу, поэтому ноги выше, перешагивайте их.
Дети подходят к «кусту».
Логопед: «А вот и еще один дом. Кто его хозяин вы узнаете, отгадав загадку:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку». (Зайчик)
Дети: «Это зайчик».
Диалог логопеда и детей:
– А как вы догадались?
- У зайки длинные ушки, зайка любит морковку.
– У зайки нет настоящего домика, где же он живет?
– В лесУ, под кустОМ.
– Давайте похвалим нашего зайчика, скажем какой он. Может он повеселее станет!
- Зайка, ты быстрый.
- Зайка, ты пушистый.
- Зайка, ты беленький.
- Зайка, ты красивый.
- Зайка, ты маленький.
- Зайка, у тебя длинные ушки, короткий хвостик.
– Ребята, кто знает, а чем зайчик питается?
– КорОЙ деревьев, сенОМ, весной – травОЙ (Сущ., т.п., ед.ч.)
Дети собираются путешествовать дальше, перешагивая через сугробы, идут вперед.
Останавливаются около «берлоги».
Логопед: «Угадайте, кто хозяин этого дома.
Косолапый, неуклюжий
Летом ходит без дорог.
А зимой он спит берлоге
От мороза прячет нос».
Дети: «Это медведь».
Логопед: «Как вы догадались?»
Дети: «Медведь косолапый. Зимой он спит в берлоге».
Логопед: «Зимой его лучше не будить, а то он рассердится. Мороз не велик, да стоять не велит, побежали дальше!»
Дети бегут по кругу, имитируя бег на лыжах, подбегают к «норе».
Логопед: «Послушайте загадку и скажите, кто здесь живет:
Рыжая плутовка
Из деревни кур таскает
Хвостом следы заметает».
Дети: «Это лиса».
Диалог логопеда и детей:
– А как вы догадались, что это загадка о лисе?
– Лиса рыжая, лиса плутовка.
– Лиса хвостом следы заметает.
– Чем питается лиса?
– ЗайцамИ, мышамИ, курамИ, водяными крысамИ (Сущ., т.п., мн.ч.).
– Где живет лиса?
– В лесу, в норе.
Логопед: «Похолодало, ручки наши замерзли. Давайте их погреем:
Поднимаем головку вверх – вдох,
Выдох на ладони.
Быстрое растирание ладоней.
Согрелись? Едем дальше! А вот еще чей-то дом».
Дети подходят к «логову».
Логопед:
«Хищник - ворище
Ночами рыщет,
Добычу ищет.
Зубами «Щелк»,
Это . . . (Волк)».
Диалог логопеда и детей:
– Как мы можем сказать про волка, какой он?
– Серый, голодный, быстрый, злой, сильный.
– Чем питается волк?
– Мясом: мышамИ, курамИ, зайцамИ, иногда и лисамИ (Сущ., т.п., мн.ч.).
Логопед: «Ну, вот, мы и повидались с нашими лесными друзьями. Ребята, а ведь лес этот не простой, а волшебный. Перед Новым Годом Дедушка Мороз объявил, что в лесу наступает перемирие, т. е. нельзя друг друга обижать. А можно радоваться и ходить к друг другу в гости. Обрадовались звери и решили поближе познакомиться друг с другом. Представим, как это было. А для этого превратимся в этих зверят».
Дети садятся на ковер, образуя круг. Логопед раздает шапочки-маски. Перед ними опорные картинки – подсказки для составления рассказа. Логопед берет на себя роль ведущего, в игровой форме направляет и дает образец.
Логопед: «Собрались звери на поляне и решили друг с другом познакомиться. Я белка, а ты кто?» Дети по кругу отвечают на вопрос и задают следующему:
Я маленькая, пушистая, шустрая!
А ты какая?
Я питаюсь орехами, грибами, желудями. А ты чем?
Я живу в лесу, в дупле».
Логопед: «Да, вот так это и было. Но такое может произойти только в волшебным лесу. Ведь в настоящем зайка и белочка всегда будут бояться лисы и волка, ведь они их злейшие враги. Ну, что же, ребята нам пора возвращаться в детский сад. Кого же мы видели в лесу?»
Дети: «Белку, зайца, лису, волка».
Дети на «лыжах» добираются до станции, затем на «поезде» до детского сада, где их встречает воспитатель и задает вопрос: «Ребята, где вы были?»
Педагоги организуют игру «Что мы делали не скажем, кого видели покажем».
Воспитатель задает вопрос: «Ребята, где вы были?»
Диалог педагогов и детей:
– Мы были в лесу
– Что вы делали?
– Кого вы видели в лесу?
– Что мы делали не кажем, кого видели подскажем.
– Кого же мы первым встретили в лесу? Вторым? Третьим? Четвертым?»
Дети изображают животное в движении, логопед преподносит образец характерного изображения животного с помощью мимики и пантомимы, воспитатель – побуждает, поощряет, отгадывает.
Комментарии
- Упражнение «Пригласительное письмо»
- Расширение образных представлений детей на основе зрительного, слухового восприятия предметов при выполнении упражнения на формирование и активизацию словаря.
- Постановка игровой цели, мотивации детей на занятие , которая способствует реализации фактора энергетического обеспечения.
- Активизация слухоречевых координаций посредством дифференциации падежных конструкций.
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Упражнения «Лыжи», «Поезд»
- Развитие слухомоторных координаций и ритмических способностей, умения координировать движения руки ног, а так же активизация согласованного функционирования правого и левого полушария.
- Развитие механизмов произвольной регуляции.
- Самомассаж «Растирание ладошек»
Стимуляция коры головного мозга, усиления ее координирующей и регулирующей функции.
- Упражнение «В гостях у зверей»
- Расширение образных представлений детей в совокупности его сенсорных свойств на основе зрительного, слухового, тактильного восприятия предметов при активизации словаря.
- Активизация слухоречевых координаций посредством дифференциации падежных конструкций с предлогами и без.
- Развитие коммуникативных умений, используя предложения-обращения, вопросы-ответы.
- Развитие слухового внимания, логического мышления.
- Упражнение «Беседа зверей»
- Обобщение полученных знаний.
- Формирование социально-коммуникативных речевых умений через диалог: умение задавать вопросы, отвечать с опорой на наглядные символы и без.
- Формирование произвольной регуляции.
- Формирование чувства эмпатии, групповой сплоченности, уверенного поведения в игровой ситуации.
- Игра «Где мы были, мы не скажем, кого видели покажем»
- Развитие опосредованной памяти.
- Совершенствование невербальных средств общения (мимика, позы, движения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы "Сравнение диких и домашних животных". Составила воспитатель МДОУ детский сад №130 Каткова Елена Александровна.
Занятие предусматривает сравнение диких и домашних животных. Основной уклон занятия дан на работе со схемами....
Конспект открытого занятия "Путешествие в волшебное королевство Времени"
Занятие ориентировано на учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью и направлено на закрепление временных представлений,развитие логического мышления....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Дикие и домашние животные"
Дикие и долмашние животные...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
конспект занятия по теме "дикие животные"...
Конспект логопедического занятие во 2 классе на тему:«Дикие животные. Путешествие в волшебный лес.»
Тема: «Дикие животные. Путешествие в волшебный лес.»...
Конспект занятия «Путешествие в волшебный мир театра»
Цель: познакомить детей с миром театра и попробовать себя в роли актеров.Задачи: Развивать связную речь детей, активизировать словарный запас и воспитывать культуру речевого общения.Развивать тв...
Конспект занятия «Путешествие в волшебный мир театра»
Цель: познакомить детей с миром театра и попробовать себя в роли актеров.Задачи: Развивать связную речь детей, активизировать словарный запас и воспитывать культуру речевого общения.Развивать тв...