Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе.
статья на тему
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении учителем-логопедом. Мателиал научно-практической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
https://sites.google.com/site/klybnayka
Секция «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании»
Матвеева Татьяна Николаевна
Учитель-логопед
МБДОУ ЦРР д/с №85 г. Читы
Использование ИКТ в логопедической работе.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Информатизация открывает перед педагогами дополнительные возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых технологий, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются. Как говорит пословица: «Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймешь».
Для ребенка дошкольного возраста игра - это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных игровых методов и приемов, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
В своей работе по коррекции речи у обучающихся я использую ИКТ с 2014 года. Кабинет логопеда был оснащён компьютером с его составляющими, а логопедическая группа проектором, экраном настенным, ноутбуком для проведения мультимедийных презентаций. Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы,
Преодоление речевых нарушений часто имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с различными речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
В процессе освоения работы с ИКТ нами был создан банк электронных образовательных ресурсов, включающий компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации, аудиоматериал по следующим направлениям работы:
• Формирование произношения.
• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
• Формирование лексико-грамматических средств языка.
• Развитие связной речи.
• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.
Были отобраны, установлены коррекционно-развивающие логопедические программы «Диагностика», «Коммуникация», «Коррекция звукопроизношения», «Развитие фонематического слуха», «Звуковой калейдоскоп». Созданы или закачаны из интернета и используются презентации, развивающие и обучающие игры по различным направлениям логокоррекционной работы. Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития связной речи по различным лексическим темам, задания для профилактики дисграфии и дислексии в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал. Я получила возможность использовать в работе интернет-ресурсы, зарегистрировала свой мини - сайт на http://nsportal.ru/matveeva-tatyana-nikolaevna-85, где расположила свое портфолио.
Игры с использованием ИКТ позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Презентационные материалы применяются мною для :
- развития речевого дыхания;
- гимнастики для глаз;
- автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
- дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
- развития фонематического восприятия,
- развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
- усвоения лексических тем;
- развития навыков словообразования и словоизменения;
- развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
С помощью мультимедийных презентаций проводятся, так же, физминутки и зрительная гимнастика. На занятиях по постановке и автоматизации звуков игры с использованием ИКТ позволяют представить обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
В результате внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в работе отмечаются преимущества:
- расширение использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
- увеличение восприятия материала за счет увеличения количества иллюстративного материала, быстрый контроль результатов и возможность самостоятельной проверки работы;
- при создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени;
- обеспечивается наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
- одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
- использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
- занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности;
- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда и положительно сказывается на результатах логопедической работы.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми.
На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а ...
Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».
Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...
Курсовая работа "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках немецкого языка как средство активизации деятельности обучающихся"
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в изучении немецкого языка способствует развитию активной деятельности учащихся, дает возможность осуществить интеграцию учебной ...
"Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "
Материал содержит информацию по теме "Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "...
Использование инновационных компьютерных технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ. (проект)
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды. Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развит...
"Использование игровых нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ....
- Мне нравится (1)