Постановка коррекционных целей и задач (памятка для педагога)
учебно-методический материал на тему

Свицкая Галина Васильевна

Данная памятка была составлена в помощь молодым педагогам, затрудняющимся грамотно формулировать коррекционные задачи. В памятке коротко изложены  те психические процессы и их качества, которые возможно корректировать на специальных занятиях. Имеют место примеры формулирования коррекционных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_tselyam.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная схема формулирования коррекционной задачи

Какой познавательный процесс корректируем?

Какие свойства или качества данного процесса корректируем?

Какие практические средства используем для достижения данной задачи?

Психический процесс

Классификация (вид) познавательного процесса

Свойства и качества процесса

Ощущения

Воображение

Внимание

Па́мять

Мышление.

Речь

Экстерорецептивные ощущения:

 связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения.

интерорецептивные ощущения

связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

Проприорецептивные ощущения

кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях

По результатам:

Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)

Продуктивное (творческое) воображение

По степени целенаправленности:

активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;

пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

•        конкретное;

•        абстрактное.

По степени волевых усилий:

преднамеренное;

непреднамеренное

Непроизвольное внимание (пассивное)

Произвольное внимание

Послепроизвольное внимание

Процессы памяти

•        Запоминание

•        Хранение

•        Воспроизведение и узнавание

•        Забывание

Вид

образная память

словесно-логическая память

сенсорная память

эмоциональная память

кратковременная память

долговременная память

оперативная

промежуточная

эпизодическая память

семантическая память

процедурная память

— зрительная (визуальная) память

 моторная (кинестетическая) память

 звуковая (аудиальная) память

вкусовая память

 болевая память

произвольная

 непроизвольная

опосредованная

 неопосредованная;

Моторная

 Эмоциональная

 Образная

 Словесно-логическая

Виды мышления

•        Наглядно-действенное мышление

•        Конкретно-предметное мышление

•        Наглядно-образное мышление

 

•        Абстрактно-логическое мышление

устная

 письменная

Интенсивность

Эмоциональный тон

Скорость ощущения 

Дифференцированность, тонкость

Адекватность, точность

Качество (ощущения данной модальности) 

Устойчивость уровня чувствительности 

•        Предметность

•        Структурность

•        Апперцептивность

•        Константность

Избирательность

Осмысленность

Свойства внимания:

Концентрация

 направленность

объём,

распределение

сосредоточенность,

 интенсивность,

устойчивость и переключаемость

Свойства памяти

•        Точность

•        Объём

•        Скорость процессов запоминания

•        Скорость процессов воспроизведения

•        Скорость процессов забывания

Основные мыслительные операции

Сравнение;

Анализ;

Синтез;

Абстракция;

Конкретизация;

Индукция;

Дедукция;

Классификация;

Обобщение.

Качества речи

Содержательность речи

Понятность речи -

Выразительность речи

Действенность речи

Например:

Задача: «Работать над коррекцией выразительности речи» (интонационной и эмоциональной окрашенности) путем упражнений в определеннии интонационных пауз на знаках препинания и соблюдении их при декламировании».

Задача: «Работать над обогащением содержательной стороны устной речи через упражнения в обогащении словарного запаса путем составления синонимического ряда к заданным словам».

  • Работать над коррекцией распределения и переключения произвольного внимания путем выделения двух видов объектов в разнородной группе (например: в предложенном наборе знаков выбрать и подчеркнуть звездочки, а треугольники зачеркнуть).
  • Работать над коррекцией послепроизвольного внимания путем выполнения заданий в нахождении во внеучебное время объектов,  изученных на уроке (например, учитель дает задание обращать внимание в течение дня на все предметы круглой формы, встречающиеся в быту, для того, чтобы на следующем уроке всем вместе составить список таких предметов). Данное задание потребует от детей на первом этапе волевых усилий и концентрации внимания, но в силу психофизиологических особенностей, дети скоро про него забудут. Тем не менее, послепроизвольное внимание будет целенаправленно запущенно и на следующем уроке дети с большой долей вероятности смогут перечислить больше предметов круглой формы, нежели без проведения подобной работы).

  • Работать над коррекцией репродуктивного воображения путем составления описания натурального объекта с использованием плана-схемы.
  • Работать над коррекцией преднамеренного воображения путем придумывания своего окончания сказки с использованием серии последовательно подобранных картин.
  • Работать над коррекцией осмысленности восприятия путем группирования учениками математических объектов по заданному признаку.

Законы памяти

Закон памяти

Практические приёмы реализации

Закон интереса

Интересное запоминается легче.

Закон осмысления

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки

Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

Закон действия

Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Закон контекста

При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

Закон торможения

При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

Закон оптимальной длины ряда

Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

Закон края

Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

Закон повторения

Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

Закон незавершённости

Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели и задачи урока в коррекционной школе

Данная подборка поможет учителю сформулировать цели и задачи урока в коррекционной школе. Особое внимание уделено коррекционно-развивающим задачам....

Постановка целей и задач на уроке

Выступление на педагогическом совете школы по теме:«Постановка целей и задач на уроке» Что такое цель и задача? В чем разница? Для начала заглянем в словари. Самое интересное и наиболее полное оп...

Значение цели и задач в образовательной и воспитательной деятельности педагога.

Цель образования - запланированные результаты педагогической деятельности, состоящие в обеспечении такого развития и таких условий, которые дадут учащемуся возможность раскрыть и довести до полного ра...

Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Каждый урок должен быть «закольцован»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, ...

Постановка цели и задач в ходе работы над проектом

Согласно сложившейся на сегодня культуре проектирования одно из важных звеньев начального этапа работы – ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА....