Обучение решению орфогрфических задач
учебно-методический материал на тему
В материале изложены методы и приёмы, формирующие орфографическую зоркость, навыки применения изученных правил на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение решению орографических задач | 49.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида
станицы Ленинградской Краснодарского края
Учитель-логопед: Затона В.В.
Родной язык, как учебный предмет в системе коррекционно-воспитательной работы специальных/коррекционных/ школ, занимает ведущую роль. С учетом значения этого предмета, как фактора развития и воспитания у/о школьников, формируется содержание и разрабатывается методика обучения русскому языку. Одной из наиболее сложных проблем методики является совершенствование обучения грамматике и правописанию.
Отвлеченность грамматических понятий и орфографических правил представляет значительную трудность, препятствие в усвоении этого материала учащимися нашей школы.
Особенности овладения у/о детьми грамматикой и правописанием заключается в следующем:
- механическое заучивание орфографического правила, в результате учащиеся не в состоянии справиться с выполнением практического задания;
- фрагментарное усвоение правила. Учащиеся не учитывают многоплановости, используют правило частично;
- смешение орфографических правил из-за неточного не глубокого понимания;
- замена сложного правила более простым, в результате сложное понятие оказывается упрощенным из-за случайных несущественных признаков;
- быстрое забывание орфографического материала, в результате знания и умения быстро утрачиваются;
- неумение применять полученные орфографические знания на практике, в результате изученное правило не используется в диктантах, а тем более в творческих работах.
Не смотря на указанные трудности изучение правописания при соответствующем отборе материала и системе работы становится доступным для учащихся, способствует коррекции их недостатков в мышлении и речи, а так же развитию познавательных возможностей.
В младших классах планируется проведение подготовительных грамматических упражнений, при этом, лишь за небольшим исключением, теоретические сведения не привлекаются. Большое место занимают практические упражнения.
Задачи этапа практических упражнений состоят в следующем:
- практическим путем сформировать у детей первоначальные языковые обобщения и познавательное отношение к языку;
- сообщить им некоторые простейшие орфографические правила;
- совершенствовать произносительную сторону речи;
- уточнять, расширять, активизировать словарный запас;
- учить правильным устным связным высказываниям;
- помочь овладеть простейшими видами письменной речи.
Из этого вытекают требования к организации занятий на подготовительном этапе:
- работа должна носить ярко выраженный практический характер;
- практические упражнения следует проводить систематически, в определенной последовательности;
- виды и характер упражнений необходимо разнообразить;
- выполнение упражнений должно проходить с опорой на нагляднопрактическую деятельность;
- практические упражнения необходимо связывать с различными видами работ по развитию речи;
- необходимо соблюдать учет индивидуальных особенностей учащихся и осуществлять контроль при выполнении практических упражнений.
В старших классах материал по правописанию располагается, в основном, так же концентрически. Как и в младших классах. А задачи те же, но белее полные:
- дать учащимся определенный законченный круг знаний;
- выработать орфографические умения и навыки;
- и т.д.
Поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике уделяется серьезное внимание поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии.
Один из способов - решение орфографических задач.
Уже в первом классе начинается обучение решению орфографических задач. Логопедические занятия, программа тесно связана с программой по русскому языку, поэтому задачи решаются такие же, по формированию орфогра- фически-правильного письма.
Виды орфографических задач и трудности, возникающие у учащихся логопатов.
Решая задачи, они испытывают трудности, так как имеют недоразвитие звукового, слогового анализа и синтеза. Чтобы решить задачу звуко-буквенного типа, ребенок выполняет сложные, состоящие из нескольких шагов мыслительные действия на основе правил.
Самые простые типы орфографических задач:
а) на выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложений, например: шарик, маша, дон;
б) на выбор буквы для обозначения звука: трАва, гру3, жил, чАс, щ^ка;
в) на слитно-раздельное написание слов: в класс или вкласс, пошёл или по шёл, по полю или пополю.
Низкий уровень сформированности фонетических и графических знаний и умений препятствуют прежде всего осознанию того, «что», «когда» и «почему» именно в этих случаях нужно писать в соответствии с данным правилом, следовательно создает трудности для выделения орфограммы (объекта орфографической задачи). Поэтому, например, готовя к усвоению правил правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных необходимо проводить упражнения на различение гласных и согласных звуков и букв (на основе их сравнения, характеристики, группировки), на постановку ударений. Таких упражнений очень много. Они создают необходимую основу для усвоения опознавательных признаков орфограммы. Опыт показывает, что изучив хорошо «что» и «когда» следует проверять, часто не понимают «почему» именно в данных случаях гласные и согласные подлежат проверке, так как опираться на
произношение у/о школьники не могут из-за недоразвития фонематического слуха.
Упражнения при изучении тем: «Ударные и безударные гласные», «Парные звонкие и глухие согласные»;
- Сколько слогов в слове собака? Как вы это узнали? Назовите гласные звуки и буквы. Какие буквы не соответствуют звукам?
- Назовите гласные звуки в слове земля, согласные в слове сад. Четко ли слышатся е, д?
- Одинаковые ли звуки обозначены буквами е, в словах лес- леса, и - в словах лист-листы? Какое из этих слов является проверяемым? Какое проверочным?
- Измените слово так, чтобы первый слог ударный, стал безударным. Как изменился при этом гласный? (Способы изменения слов один - много, много - один и многие другие)
Итак, первое направление решения звуко-буквенных задач - выработка (через системы упражнений) важнейших фонетико-графических умений, на базе которых возможно развитие орфографической зоркости.
Второе направление в подготовке учащихся к решению орфографических задач - развитие орфографической зоркости. Чтобы поставить перед собой орфографическую задачу и начать поиск путей её решения, учащиеся должны уметь обнаруживать в процессе письма орфографические трудности, осознавать их как задачи. Способность выделять орфограммы и определять их типы вырабатывается у у/о школьников с большим трудом, долговременно. Нашим учащимся очень трудно запомнить опознавательные признаки орфограмм, а тем более они не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм, поэтому проверяют, чаще всего, лишь те написания, которые уже проверяли или наиболее легкие случаи. В остальных случаях пишут по «интуиции», которая часто их проводит.
Следовательно, формирование орфографической зоркости предполагает вооружение учащихся знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки указываются в правиле. Например «безударные гласные», «парные согласные на конце слов». Поэтому, работая с орфографическим правилом, необходимо выделять с детьми существенные, отличительные признаки орфограмм и затем, обнаруживать орфограммы по данным признакам.
Образцы упражнений, направленных на отработку названных умений:
- Прочитайте правило. Какие гласные надо проверять? Почему?
- Прочитайте правило. Какие согласные надо проверять? Когда следует проверять парные звонкие и глухие согласные? Почему?
- Составляется таблица:
Гласные
Согласные
В сочетаниях Жи-ши Ча- ща Чу -щу
Надо проверить или запомнить
- В пословицах подчеркните все гласные, которые надо проверить или запомнить. Согласные звонкие и глухие.
- Из текста выделить изученные орфограммы. Привести свои примеры.
- Упражнения с конфликтными словами:
а) нуждаются ли в проверке гласные в словах: земля, дом, коса, столы, двор?
б) записать под диктовку только те слова, в которых надо проверить парные согласные на конце или в середине: колхоз, сторожа, плод, заяц, мебель, кружка и т.д.
в) найти четвертый лишний: голубь, чиж, слон, завод;
косьба, метла, лошадка, грибки;
- Записать слова под диктовку :
а) сады, река, поля, сосна, гнездо, дрозды;
б) хлеб, ряд, шубка, ложка, сказка;
Какие правила использовали? Обозначение номера орфограммы в соответствии с таблицей «Работа над ошибками».
- Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать слова: пятак, березка, живём, озноб, щука? И многие другие.
Однако только лишь знание опознавательных признаков орфограмм не гарантирует успешного их обнаружения. Чтобы выделить в тексте все орфограммы любого типа. Необходимо владеть рациональным способом действия. Такой способ в правиле не указывается и поэтому должен быть задан учителем и усвоен учащимися.
Необходимые упражнения для определения способа действия:
- Прочитай пословицу; Весна красна цветами - осень снопами.
Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? (поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную. Их и следует проверить или запомнить). Аналогично и другие орфограммы.
- Письмо по памяти. Во дворе горой, а в избе водой.
Перед записью расставьте (на доске) знаки ударения, подчеркните все безударные гласные.
- Зрительно-слуховой диктант. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живет лиса с лисятами. Лиса хитра, и т.д.
Прочитайте текст. Как определить, какие гласные надо проверить? Определите. Проверьте. (Текст закрывается, записывается под диктовку. В записанном тексте выделяются орфограммы.
- Сколько гласных надо проверить в словах: берега, голова, несёт?
- Почему к слову молодой имеется два проверочных слова?
И так далее множество повторяющихся модификационных упражнений.
И наконец, последнее - необходимо учить детей усваивать содержательную сторону приёма проверки, а не только формальную. Что это значит? Часто ученики, подбирая проверочное слово, изменяют по образцу форму проверяемого слова, не заботясь о том, чтобы выдержать общий принцип проверки: для гласных - изменив слово, поставь под ударение.
В результате «проверка» осуществляется следующим образом: дождя - дожди, ковёр - ковры и т.д.
О формальном усвоении приемов проверки, непонимании сущности (содержательной стороны) проверки свидетельствуют и другие факты, например ошибки в правописании гласных и согласных даже при правильном подборе проверочного слова: чесы - час, сапоги - сапок.
Поэтому знакомя детей с приёмами проверки безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных, мы учим их различать проверочное и проверяемое слово.
Примеры упражнений:
- Какие гласные пропущены в словах? Как это узнать? Кольцо, с..ды, д„цо и др.
- «Скалолазы» Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины, вставив пропущенные буквы:
фла..
сне.. сугро..
ду.. бере..
ле.. лё..
и т.д.
Дополнительные очки за вопросы: какие согласные проверяли? Почему парные звонкие и глухие согласные на конце слов надо проверять? Как надо проверять парные звонкие и глухие согласные? Как их можно проверить?
- Можно ли безударную гласную в слове слова проверить словом словечко? Почему? Как её проверить?
- Можно ли «з» в слове сказка проверить словом сказки? Почему? Как проверить?
- Прочитайте пары слов, леса - лес, след - следы, грибы - гриб, снега - снежок, лист - листы и др.
Какое из слово каждой пары является проверочным? Проверяемым? почему? Какая пара «лишняя»?
Запишите, ставя на первое место проверочное, на второе - проверяемое слово.
- Найдите в тексте проверяемое и проверочное слова:
Котик - кот, иди к доске Расскажи о колоске.
Колосок. Мои друзья,
Он усатенький, как я!
Какой прием проверки здесь использован?
- К слову лисица подберите родственные слова по вопросам: как назвать лису ласково? Как назвать детёнышей лисы? Хвост лисы? В каких из записанных слов (лиса, лисонька, лисята, лисий) букву «и» следует проверить? Назовите проверочные слова.
Таким образом, чтобы решение орфографических задач стало эффективным способом повышения грамотности, необходимо сформировать у уч-ся соответствующие фонетические и графические знания и умения, развить орфографическую зоркость, обеспечить сознательное усвоение школьниками некоторых регулярных приемов проверки в единстве их содержания и формы.
Используемая литература:
- «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». А.К. Аксёнова, М. «Просвещение», 1986 г.
- «Обучение орфографии в начальных классах». М.Р. Львов, Начальная школа, 1984 г., № 2 и 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТВОВЫХ ЗАДАЧ
Приёмы и методы решения текстовых задач....
Презентация "Методика обучения решению простых задач"
Презентацию можно использовать на учебной дисциплине "Методика преподавания начального курса математики" по теме " Методика обучения решению простых задач"....
Технология обучения решению геометрических задач (из опыта работы).
Предложенный материал по геометрии является фундаментальным, продуманным, глубоким опорным материалом! Он направлен на обеспечение усвоения геометрических понятий, закономерностей,...
Формирование универсальных учебных действий при обучении решению сюжетных задач
Овладение универсальными учебными действиями в процессе решения сюжетных задач создают возможность самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, так как это обобщенные дей...
Моделирование при обучении решению текстовых задач.
Примеры моделирования тескстовых задач 5-11 класс...
Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов
С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития ...
«Дифференцированное обучение решению математических задач в 6 классе»
конкурсный проект...