Алгоритмы постановки свистящих звуков
методическая разработка по теме
Предложины приемы постановки свистящих звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приемы постановки звука с | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы на этапе постановки свистящих звуков
НАЗ | ДПЗ | ПНП | АГ | СПЗ | ИПЗ |
Звук (С) Звук твердый, глухой, согласный; щелевой, язычно-зубный, по месту резонирования – ротовой. Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке; зубы сближены на расстоянии 1мм; кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя направляется к резцам; боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов; небная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так как образует препятствие для выдоха воздуха через нос; голосовые связки разомкнуты; воздушная струя узкая, холодная, сильная. | Отсутствие звука: | Аномалии в строении: прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов, редкие зубы; нарушение фонематического слуха. | Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка», «Оскал». Упражнения для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Трубочка». Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», «Султанчики». | По подражанию: перед зеркалом показываем ребенку правильную артикуляцию звука «С». Просим ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок» (сильную воздушную струю) – слышится звук «С». От исходного «И»: просим ребенка произнести звук «И», сблизить зубы, «выключить» голос и пропустить по языку сильную воздушную струю. | «Как течет водичка», «Насос», «В чайнике кипит вода». |
Межзубный сигматиз: Кончик языка находится между верхними и нижними резцами. Воздушная струя слабая, рассеянная. | Прямой открытый прикус, вялость кончика языка, аденоидные разращения, макроглосия, отсутствие резцов. | Упражнения для губ: «Заборчик», «Оскал». Упражнения для языка: «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», «Желобок», «Трубочка». Упражнения для выработки воздушной струи: «Сдуй ватку», «Загони мяч в ворота». | От исходного «И». | «Летит большой и маленький самолет», «Шарик лопнул», «Холодный ветерок». | |
Боковой сигматизм: Кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук. Может быть односторонним и двусторонним. | Боковой открытый прикус, наличие стертой формы дизартрии, парез мышц языка, макроглосия. | Упражнения для укрепления боковых краев языка: «Желобок», «Трубочка». Упражнения для выработки воздушной струи: «Сдуй ватку», «Султанчики», «Дуй в трубочку». Упражнения для языка: «Качели», «Вкусное варенье», «Лопаточка», «Маляр», «Горка» - для правильной артикуляции. | Поэтапный способ постановки звука (По Рау). 4 этапа: 1 этап: выработка широкого распластанного языка; 2 этап: зажимание языка между зубами и пускание воздушной струи; 3 этап: закрепляем межзубное произношение: кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка; 4 этап: формирование за зубного произношения (механизм: язык ставится за зубы). | «Сдувается шарик», «Холодный ветерок», «Прокололи колесо». | |
Носовой сигматизм: Корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое не смыкается с задней стенкой глотки, передняя часть языка не участвует, а воздушная струя уходит в носовую полость. Слышится звук, похожий на Х, но с гнусавым оттенком. | Короткий маленький язычок; отсутствие или раздвоение маленького язычка; повышенный мышечный тонус языка; напряжение задней части спинки языка. | Дифференциация дыхания: (носовое - ротовое: вдох носом - выдох ртом и наоборот, только ртом - только носом). Упражнение для языка: «Шарик», «Футбол» (для продвижения языка вперёд), «Лопаточка», «Иголочка», «Змейка» Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Буря в стакане», «Задувание свечки», «Кто дальше загонит мяч». | Поэтапный способ постановки звука (По Рау). 4 этапа: 1 этап: выработка широкого распластанного языка; 2 этап: зажимание языка между зубами и пускание воздушной струи; 3 этап: закрепляем межзубное произношение: кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка; 4 этап: формирование за зубного произношения (механизм: язык ставится за зубы). | «Сушим белье», «Подул сильный ветер». | |
Губно-зубной парасигматизм: Произносятся подобно звукам «Ф» и «В» («фушка» «кофынка», «вабор»). Нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука «С». Вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух. | Недостаточно сформирован артикуляционный уклад. Органические факторы (прогнатия - дефект прикуса; большие губы и зубы). Нарушение фонематического слуха. | Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» (с-ф). Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ф] (правильная артикуляция звуков). Опускание и поднимание нижней губы. Упражнения для губ: чередование «Оскал» и «Рупор» (отрабатывается умение удерживать губы в широкой улыбке). Упражнения для языка: «Желобок» (укрепление боковых краёв языка), «Лопаточка», «Горка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели». Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиками», со снежинками, с бабочками, с листиками и т.д., подвешенными на нитке. | Разложение артикуляции. От исходного «И». | «Чья песенка?» (ветерок поет с-с-с, ежик поет ф-ф-ф). | |
Призубный парасигматизм: Кончик языка упирается в края верхних резцов, боковые края примыкают к верхним коренным зубам. Воздушная струя – толчкообразная. Вместо звуков «C», «З» слышатся звуки «Т» и «Д», например: суп — «туп», фасоль – «фатоль», самолет – «тамолет». | Закрытый прикус. Недостаточно сформирован артикуляционный уклад. Нарушение фонематического слуха. | Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» (с-т). Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [т] (правильная артикуляция звуков). Упражнения для губ: «Оскал» (отрабатывается умение удерживать губы в широкой улыбке), «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка». Упражнение для языка: «Лопаточка» (умение удерживать язык широким, распластанным), «Накажем непослушный язычок», «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Желобок» (укрепление боковых краёв языка), «Горка». Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиками», со снежинками, с бабочками, с листиками и т.д., подвешенными на нитке. | От исходного «И». | «Веселый ручеек». | |
Шипящий парасигматизм свистящих: Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Кончик языка поднят к альвеолам, спинка резко выгнута по направлению к твердому небу, боковые края языка прилегают к коренным зубам, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное «Ш» или «Ж»: собака – «шябака», замок – «жямок». | Нарушение фонематического слуха. Недостаточно сформирован артикуляционный уклад. | Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» (с-ш). Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ш] (правильная артикуляция звуков) Упражнение для губ: «Заборчик», чередование «Улыбочка» - «Трубочка». Упражнение для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Качели», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Горка». Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Забей мяч в ворота», «Султанчики», «Чей мяч улетит дальше». | От исходного «И». | «Загадка про ветерок», «Сказка про ветерок». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обследование звукопроизношения. Часть 1. Свистящие звуки.
Презентация включает в себя набор картинок для обследования звукопроизношения....
Лингвистический материал для автоматизации свистящих звуков
Лингвистический материал по исправлению недостатков произношения у детей, сослужившим хорошую и долгую службу не одному поколению логопедов в течение многих десятилетий....
Нарушения в произнесении свистящих звуков и способы их коррекции.
Практический материал для учителей- логопедов.Картотека заданий для автоматизации свистящих звуков....
Алгоритмы постановки шипящих звуков
В данном документе даны приемы постановки звука Ш....
Виды нарушений произношения свистящих звуков, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.
Презентация представляет сравнительную характеристику нарушений произношения свистящих звуков у детей без специфических нарушений развития, у детей с ТНР и у детей с нарушением слуха; этапы постановки...
Таблицы для автоматизации свистящих звуков. Звук З.
Представлен материал для автоматизации свистящмх звуков в слогах и в словах. Ребенок под руководством логопеда, родитетей или других членов семьи, заинтересованных в успехах ребенка, не только сформи...
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков с сопровождающими стихотворениями и картинками
Данный материал представляет собой комплекс игровых артикуляционных упражнений, способствующих постановке свистящих звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребенка к...