Алгоритмы постановки свистящих звуков
методическая разработка по теме

Евсеенко Юлия Анатольевна

Предложины приемы постановки свистящих звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл приемы постановки звука с21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы на этапе постановки свистящих звуков

НАЗ

ДПЗ

ПНП

АГ

СПЗ

ИПЗ

Звук (С)

Звук твердый, глухой, согласный; щелевой, язычно-зубный, по месту резонирования – ротовой.

Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке; зубы сближены на расстоянии 1мм; кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя направляется к резцам; боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов; небная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так как образует препятствие для выдоха воздуха через нос; голосовые связки разомкнуты; воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Отсутствие звука:

Аномалии в строении: прогения, прогнатия,  отсутствие передних зубов, редкие зубы; нарушение фонематического слуха.

Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка», «Оскал».

Упражнения для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Трубочка».

Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», «Султанчики».

По подражанию: перед зеркалом показываем ребенку правильную артикуляцию звука «С». Просим ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок» (сильную воздушную струю) – слышится звук «С».

От исходного «И»: просим ребенка произнести звук «И», сблизить зубы, «выключить» голос и пропустить по языку сильную воздушную струю.

«Как течет водичка», «Насос», «В чайнике кипит вода».

Межзубный сигматиз:

Кончик языка находится между верхними и нижними резцами. Воздушная струя слабая, рассеянная.

Прямой открытый прикус, вялость кончика языка, аденоидные разращения, макроглосия, отсутствие резцов.

Упражнения для губ: «Заборчик», «Оскал».

Упражнения для языка:  «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», «Желобок», «Трубочка».

Упражнения для выработки воздушной струи: «Сдуй ватку», «Загони мяч в ворота».

От исходного «И».

«Летит большой и маленький самолет», «Шарик лопнул», «Холодный ветерок».

Боковой сигматизм:

Кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук. Может быть односторонним и двусторонним.

Боковой открытый прикус, наличие стертой формы дизартрии, парез мышц языка, макроглосия.

Упражнения для укрепления боковых краев языка: «Желобок», «Трубочка».

Упражнения для выработки воздушной струи: «Сдуй ватку», «Султанчики», «Дуй в трубочку».

Упражнения для языка: «Качели», «Вкусное варенье», «Лопаточка», «Маляр», «Горка» - для правильной артикуляции.

Поэтапный способ постановки звука (По Рау). 4 этапа:

1 этап: выработка широкого распластанного языка;

2 этап: зажимание языка между зубами  и пускание воздушной струи;

3 этап: закрепляем межзубное произношение:

 кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка;

4 этап: формирование за зубного произношения (механизм: язык ставится  за зубы).

«Сдувается шарик», «Холодный ветерок», «Прокололи колесо».

Носовой сигматизм:

Корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое не смыкается с задней стенкой глотки, передняя часть языка не участвует,  а воздушная струя уходит в носовую полость. Слышится звук, похожий на Х, но с гнусавым оттенком.

Короткий маленький язычок; отсутствие или раздвоение  маленького язычка; повышенный мышечный тонус языка; напряжение задней части спинки языка.

Дифференциация дыхания: (носовое - ротовое: вдох носом - выдох ртом и наоборот, только ртом - только носом).

Упражнение для языка:

«Шарик», «Футбол» (для продвижения языка вперёд), «Лопаточка»,  «Иголочка», «Змейка»

Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Буря в стакане», «Задувание свечки», «Кто дальше загонит мяч».

Поэтапный способ постановки звука (По Рау). 4 этапа:

1 этап: выработка широкого распластанного языка;

2 этап: зажимание языка между зубами  и пускание воздушной струи;

3 этап: закрепляем межзубное произношение:

 кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка;

4 этап: формирование за зубного произношения (механизм: язык ставится  за зубы).

«Сушим белье», «Подул сильный ветер».

Губно-зубной парасигматизм:

Произносятся подобно звукам «Ф» и «В» («фушка» «кофынка», «вабор»). Нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука «С».  Вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

Недостаточно сформирован артикуляционный уклад. Органические факторы (прогнатия - дефект прикуса; большие губы и зубы).

Нарушение фонематического слуха.

Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» (с-ф).

Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ф] (правильная артикуляция звуков).

Опускание и поднимание нижней губы.

Упражнения для губ: чередование

«Оскал» и «Рупор» (отрабатывается умение удерживать губы в широкой улыбке).

Упражнения для языка:

«Желобок» (укрепление боковых краёв языка), «Лопаточка», «Горка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели».

Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиками», со снежинками, с бабочками, с листиками и т.д., подвешенными на нитке.

Разложение артикуляции.

От исходного «И».

«Чья песенка?» (ветерок поет с-с-с, ежик поет ф-ф-ф).

Призубный парасигматизм:

Кончик языка упирается в края верхних резцов, боковые края примыкают к верхним коренным зубам. Воздушная струя – толчкообразная. Вместо звуков «C», «З» слышатся звуки «Т» и «Д», например: суп — «туп», фасоль – «фатоль», самолет – «тамолет».

Закрытый прикус.

Недостаточно сформирован артикуляционный уклад.

Нарушение фонематического слуха.

Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» (с-т).

Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [т] (правильная артикуляция звуков).

Упражнения для губ:

«Оскал» (отрабатывается умение удерживать губы в широкой улыбке), «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка».

Упражнение для языка:

«Лопаточка» (умение удерживать язык широким, распластанным), «Накажем непослушный язычок», «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Желобок» (укрепление боковых краёв языка),  «Горка».

Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», упражнение с «султанчиками», со снежинками, с бабочками, с листиками и т.д., подвешенными на нитке.

От исходного «И».

«Веселый ручеек».

Шипящий парасигматизм свистящих:

Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Кончик языка поднят к альвеолам, спинка резко выгнута по направлению к твердому небу, боковые края языка прилегают к коренным зубам, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное «Ш» или «Ж»:  собака – «шябака», замок – «жямок».

Нарушение фонематического слуха.

Недостаточно сформирован артикуляционный уклад.

Упражнение на развитие фонематического слуха:  «Поймай звук» (с-ш).

Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ш] (правильная артикуляция звуков)

Упражнение для губ: «Заборчик», чередование «Улыбочка» - «Трубочка».

Упражнение для языка:

«Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Качели», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Горка».

Упражнение для формирования направленной воздушной струи: «Забей мяч в ворота», «Султанчики», «Чей мяч улетит дальше».

От исходного «И».

«Загадка про ветерок», «Сказка про ветерок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование звукопроизношения. Часть 1. Свистящие звуки.

Презентация включает в себя набор картинок для обследования звукопроизношения....

Лингвистический материал для автоматизации свистящих звуков

Лингвистический  материал по исправлению недостатков произношения у детей, сослужившим хорошую и долгую службу не одному поколению логопедов в течение многих десятилетий....

Нарушения в произнесении свистящих звуков и способы их коррекции.

Практический материал для учителей- логопедов.Картотека заданий для автоматизации свистящих звуков....

Алгоритмы постановки шипящих звуков

В данном документе даны приемы постановки звука Ш....

Виды нарушений произношения свистящих звуков, этапы постановки, автоматизации и дифференциации.

Презентация представляет сравнительную характеристику нарушений произношения свистящих звуков у детей без специфических нарушений развития, у детей с ТНР и у детей с нарушением слуха; этапы постановки...

Таблицы для автоматизации свистящих звуков. Звук З.

Представлен материал для автоматизации свистящмх звуков в слогах и в словах. Ребенок под руководством логопеда, родитетей или других членов семьи, заинтересованных в успехах ребенка, не только сформи...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков с сопровождающими стихотворениями и картинками

Данный материал представляет собой комплекс игровых артикуляционных упражнений, способствующих постановке свистящих звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребенка к...