Алгоритмы постановки шипящих звуков
методическая разработка по теме
В данном документе даны приемы постановки звука Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приемы постановки звука Ш | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы на этапе постановки шипящих звуков
НАЗ | ДПЗ | ПНП | АГ | СПЗ | ИПЗ |
Звук (Ш) Звук твердый, глухой, согласный; щелевой, язычно-передненебный, по месту резонирования – ротовой. Особенности артикуляции: губы округлены, немного вытянуты вперед; зубы сближены, но не смыкаются; кончик языка – широкий, поднят к небу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха; воздушная струя – сильная, теплая; голосовые связки разомкнуты, голос не образуется. | Отсутствие звука: | Аномалии в строении: прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов, редкие зубы; нарушение фонематического слуха. | Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка». Упражнения для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье». Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», «Фокус». | По подражанию: перед зеркалом показываем ребенку правильную артикуляцию звука «Ш». Объясняем ребенку, что для того, чтобы научиться произносить звук «Ш» язык должен быть широким и поднят к передней части твердого неба, расстояние между резцами должно быть 4-5 мм, струя воздуха сильная, теплая, т.к. воздух расходится по всему языку (нет желобка) и успевает за время движения во рту нагреться. Звук «Ш» произносится удлиненно и напряжно. По подражанию: с введением игрового приема «Как шипит змея?» | |
Межзубный сигматиз: Кончик языка находится между верхними и нижними резцами. Воздушная струя слабая, рассеянная. | Короткая подъязычная уздечка; передний открытый прикус; высокое готическое небо; гипотония язычной продольной мышцы. | Упражнения для губ: «Рупор», «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка. Упражнения для языка: «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», «Чашечка», «Маляр», «Грибок». Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», «Фокус». | Способ разложения артикуляции (делаем лопатку на нижней губе, затем из языка – чашечку вне ротовой полости, заводим её за верхние резцы и пускаем воздушную струю). | «Как шипит змея?», «Листья шелестят», «Шумит лес», «Воздушный шарик лопнул», «Поймай звук», «Как шуршит мышка», «Договори слово»: Каранда.. Малы.. Ланды.. | |
Боковой сигматизм: Один из боковых краёв языка поднимается к твердому нёбу и воздушная струя проходит по опущенному краю языка, когда в норме она должна идти строго посередине языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук. | Боковой открытый прикус, наличие стертой формы дизартрии, парез мышц языка, макроглосия. | Упражнения для укрепления боковых краев языка: «Желобок», «Трубочка». Упражнения для выработки воздушной струи: «Фокус». Упражнения для губ: «Рупор». Упражнения для языка: «Качели», «Вкусное варенье», «Лопаточка», «Маляр», «Чашечка» - специфическое упражнение для правильной артикуляции звука. | Поэтапный способ постановки звука (По Рау). 4 этапа: 1 этап: выработка широкого распластанного языка; 2 этап: зажимание языка между зубами и пускание воздушной струи; 3 этап: закрепляем межзубное произношение: кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка; 4 этап: формирование за зубного произношения (механизм: язык ставится за зубы). | 1.Набежал ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят «ш-ш-ш…». 2.Игра «Шарик лопнул» - «шшшшшшшшшш» 3.Мышка шуршит: «шшшшш». 4.Змея шипит: «шшшшш» | |
Носовой сигматизм: Задняя часть языка примыкает к мягкому нёбу, а передняя часть опущена и не принимает участие, маленький язычок опущен. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта. | Короткий маленький язычок; отсутствие или раздвоение маленького язычка; слабость мышц мягкого неба. | Дифференциация дыхания: (носовое - ротовое: вдох носом - выдох ртом и наоборот, только ртом - только носом). Упражнения для укрепления мышц мягкого нёба: (покашливание, произнесение –а- на твёрдой атаке). Упражнение для выдвижения кончика языка вперёд: «Иголочка», «Змейка». Упражнение для губ: «Рупор»» (учим округлять губы и слегка выдвигать их вперед.) Упражнение для языка: «Лопаточка», специфическое упражнение «Чашечка» для правильной артикуляции звука. Упражнение для выработки воздушной струи: «Фокус». | Поэтапный способ постановки звука (По Рау). 4 этапа: 1 этап: выработка широкого распластанного языка; 2 этап: зажимание языка между зубами и пускание воздушной струи; 3 этап: закрепляем межзубное произношение: кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка; 4 этап: формирование за зубного произношения (механизм: язык ставится за зубы). | Игра «Тишина». Ребенок стоит у одной стены с закрытыми глазами, а логопед и др ребята – у противоположной. Логопед и др ребята стараются тихо подойти к ведущему, который при малейшем шуме говорит: Ш-Ш-Ш. после этого нашумевший останавливается, а затем продвигается дальше. Когда логопед или другие дети доходят до ведущего, они меняются ролями. Водящий не должен оглядываться на ребят. «Как шуршит мышка». | |
Губно-зубной парасигматизм: Нижняя губа приближается к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, язык практически не участвует в образовании звука, в результате чего слышится звук [ф] (фапка, мафина). | Недостаточно сформирован артикуляционный уклад. Органические факторы (прогнатия - дефект прикуса; большие губы и зубы). Нарушение фонематического слуха. | Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» (ш-ф). Дифференциация по артикуляции звуков [ш] и [ф] (правильная артикуляция звуков). Опускание и поднимание нижней губы. Упражнения для губ: «Оскал». Упражнения для языка: «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки» (поднятие языка вверх), «Лопаточка», специфическое упражнение «Чашечка» для правильной артикуляции звука. Упражнение для выработки воздушной струи: «Фокус». | Разложение артикуляции. «Лопаточка» - «Чашечка», пускаем воздушную струю. | «Осенние листья». Тишина в лесу стоит. Еле слышно лист шуршит. Ш-Ш-Ш… (Дети поднимают руки вверх и произносят тихо звук Ш, встряхивая кистями рук) Ветер дует посильней, Листик зашуршит смелей. Ш-Ш-Ш! (Дети произносят звук Ш громко, на продолжительном и ровном выдохе) «Как шипит змея?». | |
Призубный парасигматизм: Кончик языка упирается в основание верхних резцов. Воздушная струя толчкообразная, поэтому образуется характерный свист и слышатся звуки Д и Т (тапка, дук). | Закрытый прикус. Недостаточно сформирован артикуляционный уклад. Нарушение фонематического слуха. | Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» тс-ш). Дифференциация по артикуляции звуков [ш] и [т] (на примере воздушной струи). Упражнения для губ: «Рупор». Упражнение для языка: «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки» (поднятие языка вверх), «Лопаточка», специфическое упражнение «Чашечка» для правильной артикуляции звука. Упражнение для выработки воздушной струи: «Фокус». | Разложение артикуляции. «Лопаточка» - «Чашечка», пускаем воздушную струю. | Игра «Поезд». Дети встают друг за другом, как вагончики и начинают движение : По-шел, По-шел, По-шел! Постепенно следует ускорить темп движения и речи, а затем замедлить. Подходя к установленному месту (станции), произнести команду: При-шел, При-шел, При-шел! – и медленно выпустить пар: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш! затем движения поезда повторяются. | |
Свистящий парасигматизм шипящих: Звук ш заменяется звуком с: шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус". Язык широкий, лежит у основания нижних резцов, боковые края языка смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту узкая, холодная, идет по средней линии языка. | Нарушение фонематического слуха. Недостаточно сформирован артикуляционный уклад. Прогнатия. | Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» (с-ш). Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ш] (правильная артикуляция звуков) Упражнение для губ: чередование «Улыбочка» - «Рупор». Упражнение для языка: «Лопаточка», «Чашечка». Упражнение для выработки воздушной струи: «Фокус». | От исходного «Р». Убираем голос и вибрацию, пускаем воздушную струю. | «Шумит лес», «Как шуршат мышки?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребусы для автоматизации шипящих звуков.
В презентации представлены ребусы, которые можно использовать на этапе автоматизации шипящих звуков. Ребусы можно использовать с учащимися 1-6 классов школы 1, 2 вида...
Обследование звуопроизношения. Часть 2. Шипящие звуки.
Презентация включает в себя набор картинок для обследования звукопроизношения. ...
Английские грамматические алгоритмы постановки вопросов
Алгоритмы с успехом могут быть использованы при обучении английскому языку.Постановка вопросов вызывает у учащихся трудности, поэтому важна чёткая последовательность действий....
Алгоритмы постановки соноров
В данном документе даны приемы постановки звуков Р и Л при различных нарушениях произношения....
Алгоритмы постановки свистящих звуков
Предложины приемы постановки свистящих звуков....
Виды нарушений произношения шипящих звуков, этапы их постановки, автоматизации и дифференциации.
В презентации представлена сравнительная характеристика нарушений произношения шипящих звуков у детей с ТНР и детей с нарушением слуха; этапы постановки, автоматизации и дифференциации этих звуков. Ма...
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков с сопровождающими стихотворениями и картинками
Предлагаемый материал представляет собой комплекс игровых артикуляционных упражнений, способствующих постановке шипящих звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребен...