Статьи.
статья по теме
Развитие мелкой моторики на дефектологиченских занятиях.
Пальчиковые игры.
Полезные физкультминутки.
Рекомендации родителям на лето.
Развитие логического мышление у детей младшего школьного возраста.
Мониторинг учителя-дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_statya.doc | 67.5 КБ |
palchikovye_igry.doc | 55 КБ |
poleznye_fizkultminutki.doc | 35.5 КБ |
rekomendatsii_roditelyam_uchitelya-defetologa_na_leto._statya.doc | 35.5 КБ |
statya_razvitie_logicheskogo_myshleniya.doc | 78 КБ |
monitoring_defektologa.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики на дефектологических занятиях
Учитель-дефектолог Кузьменцова А.С. ГБОУ ЦЛПДО
Исследователи разных стран уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются в соответствии с возрастом, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.
Поэтому тренировка пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений. Сначала у ребенка начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Пальчиковые и “ладонные” игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка. Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушением речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы (грубая моторика, тонкая моторика рук, артикуляционная и лицевая моторика). Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты специального детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.
Преимущественно в работе над тонкой моторикой рук применяются специальные упражнения (пальцевая гимнастика) различной направленности: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус).
На дефектологических занятиях развитие тонкой моторики рук можно включать в физкультурные минутки, которые могут проводиться в течение 1-2 мин. в начале урока - перед объяснением нового материала, после объяснения - перед практической работой, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя. Упражнения выполняются, сидя за партой, и даются в порядке возрастающей сложности. Во время физкультминутки учащиеся выполняют 4-5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением кистей рук.
Таким образом, пальцевые упражнения, моделирующие окружающий предметный мир ребенка, при умелом их включении в контекст различных занятий и режимных моментов могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
В норме спонтанному развитию тонкой моторики рук, ручной ловкости дошкольников способствуют разнообразные занятия по конструированию, изобразительной деятельности, ручному труду и многие другие. Эти же занятия с различными материалами можно использовать для коррекции и развития тонкой моторики рук детей с речевой патологией.
Кроме того, в случаях затруднений в овладении тонкими ручными действиями ребенок будет нуждаться в дополнительном исследовании двигательной сферы с целью организации коррекционно-педагогической работы с ним по индивидуальной программе. Такой подход к коррекции и развитию тонкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи (в процессе конкретной ручной деятельности) в сочетании с пальцевой гимнастикой, как показывает практика, позволяет успешно совершенствовать двигательную сферу детей, развивать зрительно-пространственные координации, активизировать познавательную и речемыслительную деятельность.
Тренировка пальчиков в 6-7 месяцев.
В этом возрасте можно начинать делать массаж – поглаживание кистей рук в напрвлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка в отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 минуты ежедневно).
В 8-10 месяцев.
Давайте ребенку в руки крупные яркие предметы, затем более мелкие, для того, чтобы он их перебирал. Так же для развития тонкой моторики руки подойдут игры: «Сорока-белобока», «Пальчики и кулачки» и т.п.
С 10 месяцев до 1,5 лет.
Развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:
(загибаем пальчики)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.
(пальчики разгибаются)
(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)
- Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
От 1,5 лет и старше (младший и старший дошкольный возраст).
1. Массаж кистей рук.
Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что “мы погреем ручки”. Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность – 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.
1.1.При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.
1.2.При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.
1.3.При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко).
Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
2.Упражнения для развития мелкой моторики рук
1. Перекладывание мелких предметов с места на место, по очереди выбирая треугольники, квадраты, круги, полоски. Можно по треугольнику ,квадрату, кругу.
2. Написание букв по трафарету.
3. Сжимание - разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно, поочередно.
4. Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
5. Круговые движения кистями.
6. Отведение - приведение пальцев одной руки и обеих рук.
7 Соприкосновение концов пальцев разноименных рук с открытыми и закрытыми глазами.
8. Касание указательным пальцем правой руки всех пальцев поочередно. Затем другими пальцами то же самое. Темп и сила надавливания разные.
- Руки в замок - круговые движения влево — вправо; вперед – назад.
10. Постукивание пальцами рук по столу попеременно с большого до
мизинца и в обратном направлении.
11. Пальцы - в замок. Попеременное сгибание и разгибание пальцев. 1 15.Сжимание - разжимание пальцев в кулак с разворотом рук наружу с
изменением темпа.
12.Перекатывание в пальцах карандаша.
13.Сжимание ластика разными пальцами.
14. Держать и передавать между пальцами теннисный шарик.
15. Держать 2-4 теннисных шарика, вращая при этом кисти рук.
16. И.П. - сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены, сгибание и
разгибание кистей в лучезапястных суставах.
17. Последовательное сгибание и разгибание пальцев, начиная с большого
пальца, с мизинца.
18. Противопоставление большого пальца остальным на одной руке,
одновременно двумя руками, с контролем зрения и без него.
19. Выделение пальцев рук.
20. Поглаживание ладонью одной руки - ладони другой.
21. Движение руками, имитирующее намыливание рук.
Специальные упражнения для развития дифференцированных
движений кисти руки
1. Кисти рук положить на стол, разводить и сводить пальцы. Упражнение выполняется в медленном темпе (5-15 раз).
2. Поочередно поднимать и опускать пальцы, удерживать поднятый палец под счет до 3-х (1,2, 3).
3. Соединять пальцы кольцами (указательный с большим, средний с большим, безымянный с большим, мизинец с большим).
4. Делать корзиночку из пальцев, чередуя сжимание и разжимание пальцев рук.
5. Сделать «бинокль» из кистей рук.
6. Кругообразные движения пальцев в одну и в другую сторону. Для совершенствования двигательных трудовых приемов и навыков,
развития тонких движений пальцев рук целесообразно использовать более сложные тренировочные упражнения:
- ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу, вытянуты;
1-й вариант - развести пальцы рук, поочередно каждую пару, оставляя их в разведенном положении, затем все пальцы сразу соединить. 2-й вариант- пальцы каждой пары развести и тут же свести, поочередно. 3-й вариант- все пальцы одновременно развести и сразу свести, «похлопать» только одними пальцами;
- рука лежит на парте, кисть приподнята в максимально вертикальном положении.
Каждый палец поочередно касается парты (вариант - то же одновременно пальцами обеих рук);
- ладонь лежит на столе, пальцы прижаты друг к другу, затем пальцы собираются в кулак, затем выпрямляются и ладонь ставится на ребро.
Упражнение «ладонь-кулак-ребро» повторяется подряд несколько раз с
соблюдением указанной последовательности движений.
Для людей более старшего возраста для стимуляции мозговых процессов полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.
Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)
- Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
- Сложить ладони и разводить пальцы рук.
- Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
- Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
- С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
- По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
- Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
- Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
- Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
- Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.
Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:
- плетение;
- лепка (из пластилина, глины);
- нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
- различные игры – шнуровки;
- конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
- мозаики;
- вырезание из бумаги и картона;
- вырисовывание различных узоров.
Когда у детей наблюдается снижение умственной и физической активности, то в это время организованные физкультминутки призваны снять усталость, создать эмоциональный настрой и включить учащихся в творческий процесс, подготовив мелкую мускулатуру рук к работе.
Физкультурные минутки могут проводиться в течение 1-2 мин. в начале урока на логопедических занятиях - перед объяснением нового материала, после объяснения - перед практической работой, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя. Физкультминутка пройдет более успешно, если будет сопровождаться ритмичной, легкой, веселой музыкой. Упражнения выполняются, сидя за партой, и даются в порядке возрастающей сложности. Во время физкультминутки учащиеся выполняют 4-5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением кистей рук.
Каждое упражнение повторяется в течение музыкальной фразы или 5-6 раз под счет учителя.
1. И.п. - руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и расжать.
2. И.п. - то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево, пальцы правой - вправо.
3. И.п. -то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая - вправо и наоборот.
4. И.п.- то же. Вращая кистями рук, как в упражнении 3, поднять и опустить руки до исходного положения.
5. И.п. - то же. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой, к себе и от себя.
6. И.п. - руки с сомкнутыми пальцами ладонями вперед.
Отвести большие пальцы рук в сторону и поочередно к ним, начиная с указательного пальца, присоединить все остальные. Далее отвести в сторону мизинцы и поочереди присоединить к ним все остальные пальцы.
7. И.п. - пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди; развернуть ладонями вперед, потянуться руками вперед.
8. И.п.- руки вытянуты вперед, ладони в сторону. Сцепить пальцы рук в «замок», повернуть руки к себе, вернуться в исходное положение.
9. И.п. - пальцы рук сцеплены в «замок». Свободное движение пальцев в «замке».
10. Расслабить кисти рук, встряхнуть ими в такт музыки или произвольно. Гимнастику для рук можно успешно использовать на уроках математики,
русского языка, чтения, трудового обучения, ИЗО.
Одно-два упражнения можно включить и в физкультурные минуты, проводимые на уроках, где учащиеся мало пишут. Эффект от проведения подобных упражнений большой.
Плавности включения в движение можно достигнуть упражнениями с предварительной разъясняющей инструкцией и ритмическим счетом: «и-раз, и-два».
Для уменьшения времени включения в движение и времени выполнения движения целесообразно проводить занятия с соревнованием на скорость, давать упражнения под счет, с постепенно ускоряющимся темпом, под музыку.
- Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., 2007 г.
- Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., 2004 г.
- Хлоп-топ - 2: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., 2004 г.
- Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001г.
- Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии: Кн. 5: Навыки тонкой моторики (пер. с англ. Грозной Н). Мойра Питерси, Робин Трилор, Трилор, Дайана Ютер, Сью Кернс, Эрика Бра.
- Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи. В.П.Дудьев.
- Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. Боричева Г.А.
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог Кузьменцова А.С. ГБОУ ЦЛПДО
Пальчиковые игры.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
Взять руку ребенка и пощекотать:
Здесь пень (запястье),
Здесь колода (локоть),
А здесь ключевая водица (подмышки).
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Флажок.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
- Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.
Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.
- Ладонь расположена вертикально, указательный, средний, безымянный и мизинец прижаты друг к другу, большой палец смотрит в сторону. На последней строчке четыре сложенных вместе пальцев начинают сгибаться (звать к себе).
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.
- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».
У печи, печи, печи
Испечем мы пироги.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.
Дом стоит с трубой и крышей.
На балкон гулять я вышел.
- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.
- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».
У печи, печи, печи
Испечем мы пироги.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.
Дом стоит с трубой и крышей.
На балкон гулять я вышел.
- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
- Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог Кузьменцова А.С ГБОУ ЦЛПДО
Полезные физкультминутки.
Руки в стороны, в кулачок, | |
Сколько точек будет в круге, | |
На носочки встанем - | |
Руки подняли и покачали - | |
Мы сегодня рисовали, | |
Дружно руки разведем, | |
Поднимайте плечики, | |
Один, два, три ,четыре, пять - | |
Руки к верху поднимаем, | |
Пчелы в ульях сидят, | |
Буратино потянулся, | |
Тук-тук, топ-топ, |
Предварительный просмотр:
учитель-дефектолог Кузьменцова А.С. ГБОУ ЦЛПДО
Рекомендации родителям учителя-дефектолога на лето.
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Развитие речи
1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
- что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
3. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…
4. «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
5. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
Развитие мелкой моторики
- Собирать, перебирать ягоды;
- Полоть грядки;
- Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);
- Играть с глиной, мокрым песком;
- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
- Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
- Перебирать крупы;
- Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
- Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
- Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
- Вышивать (крупным крестиком);
- Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
- Плести из бисера;
- Лепить из пластилина, пластика, теста.
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.
Родители должны помнить:
- Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
- Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее
- Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка
- Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.
- Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно.
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с особенностями здоровья
учитель-дефектолог Кузьменцова А.С., ГБОУ ЦЛПДО
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.) исследователи.
Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.
Одной из важнейших особенностей мышления маленького ребенка, выступающей уже на ступени наглядно-действенного решения задачи, является речь. В речи поставлена задача, речью взрослый пользуется для указания и пояснения способов ее решения. С развитием речи и накоплением опыта ребенок переходит к мышлению образному. На первых порах этот более высокий вид мышления сохраняет у младшего школьника многие черты низшего вида. Это, прежде всего, обнаруживается в конкретности тех образов, которыми ребенок оперирует.
Нами проводилась коррекционная работа по развитию логического мышления у младших школьников. Она проходила в два этапа: 1)диагностический этап, который включил в себя следующие методики: «Исключение понятий», «Определение понятий», «Последовательность событий», «Сравнение понятий»; 2)коррекционно-развивающий этап, включающий дидактические игры и упражнения.
Диагностика
Методика «Исключения понятий»
Цель: предназначена для исследования способностей к классификации и анализу.
Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится.
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
4. Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться, понимать.
5. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
6. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
7. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
8. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.
9. Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение.
10. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.
11. Широкий, низкий, светлый, высокий, длинный.
12. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
Обработка результатов
12-10 - высокий, 9-7 - средний уровень, меньше 7- низкий.
Методика « Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»
Все это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.
Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
3. Утром на улице светало, а вечером?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груша, слива и яблоня - это…?
6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?
8. Который сейчас час (Ребенку показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ должен содержать часы и минуты).
9. Детеныш коровы – теленок. А как называют детеныша лошади, свиньи?
10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля).
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ, что это инструменты).
13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).
14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь гладкий по поверхностям, а винт и шуруп - нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают отверткой).
15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.
16. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).
17. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).
18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
19. Почему нежелание работать считается отрицательным качеством?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ, отражающий смысл: марка - это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).
Обработка результатов.
За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла так что максимальное количество баллов, которое он может получить по результатам оценки в этой методике равно 10.
10 баллов - очень высокий
9-8 баллов - высокий
7-4 баллов - средний
3-2балла - низкий
- баллов - очень низкий
Методика «Последовательность событий»
Цель исследования: определить способность к обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
Материал и оборудование: серии картинок (от 3 до 6) на которых изображены этапы какого-либо события. Перед ребенком лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник и составить по ним рассказ о изображенном событии.
Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить рассказ, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.
Обработка результатов
1. Смог восстановить последовательность событий и составил логический рассказ - высокий уровень.
2. Смог восстановить последовательность событий (самостоятельно или с дозированной помощью) и составить рассказ по наводящим вопросам - средний уровень.
3. Не смог восстановить последовательность событий и составить рассказ - низкий уровень.
Методика «сравнение понятий»
Цель: Определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.
Испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между парными словами: «Чем они похожи?», «Еще чем?», «Чем они отличаются друг от друга?»
Список слов для сравнения
утро – вечер велосипед - мотоцикл
ворона – рыба лев - собака
лев – тигр ворона - воробей
поезд – самолет яблоко - вишня
корова – лошадь летчик - тракторист
обман – ошибка собака - кошка
трамвай – автобус река – озеро
Обработка результатов
Количественная обработка заключается в подсчете числа черт сходства и различия.
а) Высокий уровень - школьник назвал черты сходства и различия более чем 12 пар понятий.
б) Средний уровень - школьник назвал черты сходства и различия 8 - 11 пар понятий.
в) Низкий уровень - школьник назвал черты сходства и различия менее чем 8-ми пар понятий.
Качественная обработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в большем количестве - сходства или различия.
Коррекционно-развивающая работа
Сведения, полученные в результате диагностики, использутся при составлении образовательных маршрутов коррекционно-развивающей работы. Важная роль в процессе коррекционной работы принадлежит играм, которые способствуют выработке мотивации к занятиям у школьников и позволяют корригировать в занимательной форме пробелы в развитии, выявленные в процессе обследования.
Коррекционно-развивающие игры
Данный вид игр способствует общему развитию детей и развитию высших психических функций. Их можно включать в материал занятий на различных этапах.
I. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
II. Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
III. Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
IV. Словесные игры наиболее сложны, они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
а) «Исключение лишнего слова»
Цель: развитие операций мышления (сравнение, анализ).
Предлагаются три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. «Лишнее слово» надо исключить. Нужно найти как можно больше вариантов, исключающих «лишнее слово». Возможны варианты комбинаций слов.
1) «собака», «помидор», «солнце»
2) «вода», «вечер», «стекло»
3) «машина», «лошадь», «заяц»
4) «корова», «тигр», «коза»
5) «стул», «печь», «квартира»
6) «дуб», «ясень», «сирень»
7) «чемодан», «кошелек», «тележка»
б) «Поиск предмета по заданным признакам»
Цель: развитие логического мышления.
Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком.
Начинают с признака, отражающего внешнюю форму предмета, а затем переходят к признакам, отражающим назначение предметов, движение.
Признак внешней формы: круглый, прозрачный, жесткий, горячий и.т.д.
Самый активный ребенок, давший наибольшее количество правильных ответов становится победителем.
в) Игра «Наборщик»
Цель: развитие логического мышления, обогащение словаря. Детям задается слово, из него нужно составить как можно больше существительных единственного числа, используя только те буквы, которые есть в заданном слове.
Например: «велосипед» - весло, село, дело, ил, лис, вес, вол, пол.
г) Игра «Чехарда»
Цель: развитие логического мышления, обогащение словаря.
Детям нужно определить какое слово скрывается за беспорядочным набором букв, назвать как можно больше слов.
Например: голвабалннормсырденвдомнрсткотплокеодырапордти
д) «Черный, белый не берите, да и нет не говорите»
Цель: развитее внимания, самоконтроля, логического мышления, активизация словаря.
Перед началом игры педагог обращает внимание детей на то, что, давая ответы на вопросы, они не могут употреблять слова черный, белый, да, нет. Например: Какой бывает снег? (холодный, рыхлый, пушистый, мягкий). Ты любишь пить горькое лекарство? (ненавижу, не люблю). Какая бывает пантера? (быстрая, гибкая, дикая, опасная, красивая).
V. Игры-загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
а) «Ну-ка, отгадай!»
Цель: развитие логического мышления и речи.
Дети делятся на две группы. Первая группа тайно от второй задумывает какой либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». После угадывания предмета группы меняются местами.
б) «Отгадай, что в коробке»
Цель: развитие логического мышления, активизация словаря.
Занятие можно проводить в групповой и индивидуальной форме. Детям дается коробка, в ней спрятан предмет. Водящий должен наощупь догадаться, что это за предмет и назвать его признаки. Выигрывает тот ребенок, который первый отгадает этот предмет по названным признакам. Он становится водящим.
в) «Отгадай загадки»
Злая, как волчица, Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же........... (крапива) | Я шарик пушистый, Белею в поле чистом, А дунул ветерок, Остался стебелек. (одуванчик) | Стоит в саду кудряшка- Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? (ромашка) |
У занесенных снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, полузамерзший, чуть живой. (подснежник) | Словно розочки цветы- Просто чудо красоты! Яркие, пахучие... Ай-ай-ай! Колючие. (шиповник) | Весь в пыли (хоть сил немного), У дороги он торчит. У него согнулись ноги, Неприметный он на вид. (подорожник) |
Использованная литература
Божович, Д. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Д. И. Божович -- М., 1968.
Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов/ Л.М. Веккер -- М.: Смысл, 2001.
Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т.3/ Л.С. Выготский -- М.: Педагогика, 1983.
Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2/ Л.С. Выготский. -- М.: Педагогика, 1982.
Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте/ В. В.Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. -- М., 1973.
Лурия, А. Р. Язык и сознание/ А. Р.Лурия. -- М.: Изд-во МГУ, 1998.
Мамардашвили, М.К. Формы и содержание мышления/ М.К.Мамардашвили. -- М.: Высшая школа, 2001.
Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии/ П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров. -- М.: РПА, 2006.
Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника/ Д. Б.Эльконин. -- М., 2001.
Предварительный просмотр:
Кузьменцова А.С.
Мониторинг результатов коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов ГБОУ ЦЛПДО
Основными направлениями работы являются:
1. Диагностическое направление.
Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами. Диагностика проводится 3 раза в год. На стартовую и рубежную диагностику отводится по две недели в сентябре и мае, промежуточная проводится в январе и длится одну неделю. Динамическое наблюдение ведется в течение всего периода обучения и отражается в картах обследования и листах мониторинга, который охватывает показатели динамики эмоционально-волевой и познавательной сферы, универсальных учебных действий.
2. Коррекционное направление.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка; осуществляется применительно к детям дошкольникого возраста, школьного и школьно-надомного отделения нашего центра. Данная помощь осуществляется совместно с учителем, воспитателем, учителем – логопедом, педагогом – психологом.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся на протяжении учебного года, как в индивидуальной, так и в групповой формах. В зависимости от психологических, соматических и интеллектуальных особенностей учащихся, их возраста.
В процессе коррекционной работы учителями-дефектологами используются различные авторские педагогические технологии и методические пособия, компьютерные технологии. Обязательным компонентом коррекционного занятия является соблюдение здоровьесберегающего режима.
3. Консультативное направление.
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Учитель – дефектолог осуществляет мониторинг образовательного процесса. Основной задачей мониторинга является прогноз возможных трудностей обучения, определение причин и механизмов уже имеющихся трудностей в обучении. Мониторинг включает в себя три этапа: первичный, срезовый и итоговый.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, учебной и познавательной деятельности учащегося, эмоционально волевой сферы.
1 балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, принимает частично или только при пошаговой инструкции.
2 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого; переносит способ действия на аналогичные задания.
3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно или с незначительной помощью учителя.
Целью первичного мониторинга является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи (индивидуальная программа сопровождения).
Срезовый мониторинг проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.
Проведение итоговой диагностики необходимо для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.
По результатам итогового мониторинга определяется дальнейшая программа обучения детей. Все результаты мониторинга отображаются в индивидуальной карте развития ребенка и обсуждаются командой специалистов на психолого – медико - педагогическом консилиуме Центра. Определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка.
1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., исправ и доп. – М: Мозаика – Синтез, 2011 г.
2. «Подготовка к школе детей с ЗПР»/ под ред. С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003 г.
3. «Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» / Под ред С. Г. Шевченко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....