Безударные гласные О-А в корне слова
учебно-методический материал по теме
Безударные гласные О-А в корне слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnye_glasnye_o-a_v_korne_slova.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Безударные гласные О-А в корне слова
- Прочитай слова, поставь ударение. Измени слова так, чтобы безударная гласная в слове стала ударной. Запиши проверочные слова-предметы. Выдели корень.
Образец: столбы – столб
М…ря- … | Кр…я - … | Б…бры -… | Пл…ды -… |
Ст…да- … | Х…ры - … | Др…ва -… | Н…жи -… |
Гр…чи -… | Дв…ры - … | Ш…рфы -… | Скл…ды -… |
П…ля -… | Ш…ры - … | Вр…ги -… | Пл…ты -… |
2.Прочитай слова, поставь ударение. Выдели корень. Подбери проверочное слово-действие так, чтобы безударная гласная в корне стала ударной.
Образец: платил- платит
Пр…сил -… | Кр…шил -… | Л…вил -… | Х…тел -… |
Н…сил -… | Г…нял -… | К…рмил -… | Хв…лил -… |
Т…щил -… | См…трел -… | М…хал -… | Т…чил -… |
К…сил -… | К…тал -… | Бр…дил -… | С…жал -… |
В…рил -… | Бр…сал -… | В…зил -… | С…лил -… |
3.Прочитай проверочные слова. Измени слова по образцу, запиши правильно слова- признаки. Поставь ударение, выдели корень.
Образец: дом – домовой
Мох- … | Горы -… |
Хор -… | Скалы -… |
Сосны -… | Волны -… |
Плод -… | Травы -… |
Двор -… | Росы -… |
4.Прочитай слова с безударной гласной а-о в корне. Поставь ударение. Подбери проверочное слово – признак. Выдели корень.
Хр…брец - … | Ж…ра -… |
Зл…дей -… | Зв…нок -… |
Т…йник -… | Л…вкач -… |
Ст…рик -… | С…ринка -… |
5.Прочитай слова, поставь ударение. Подбери проверочные слова- признаки так, чтобы безударная гласная в корне проверяемого слова стала ударной. Выдели корень.
Ск…льзил -… | Обн…вил -… | Упл…тнил -… |
За…стрил -… | Разбр…сал -… | Обозн…чал -… |
Покр…снел -… | Обн…сил -… | Прит…ился -… |
Пост…рел -… | Прил…скал -… | Расхр…брился -… |
6.Прочитай слова, поставь ударение. Подбери проверочные слова – предметы так, чтобы безударная гласная в корне стала ударной.
Образец: заболел - боль
Прош…гал -… | Побр…дил -… |
Пож…лел -… | Г…ревал -… |
Высм…трел -… | Н…чевал -… |
Нас…рил -… | Од…лжил -… |
Сл…мался -… | Перес…дил -… |
7. Прочитай слова. Поставь ударение, выдели корень. Раздели слова на проверочные и проверяемые. Запиши сначала проверочные слова, а потом проверяемые.
-Морской, море, приморский, моряк.
-Конёк, конюшня, конь, конюх.
-Ночёвка, ночной, ночевал, ночь.
-Звонарь, звон, зазвонил, звонок.
-Глазной, глазастый, глаз, сглазить.
-Больница, приболел, больной, боль.
-Храбрый, расхрабрился, храбрец, храбрость.
-Молчаливый, молчун, молча, замолчал.
-Борьба, борцовский, борется, борец.
-Скалистый, скалы, наскальные.
-Новый, обновил, новинка, новизна.
-Увлажнять, влага, влажный, влажность.
8.Прочитай слова. На какой вопрос они отвечают? Образуй от каждого слова родственные однокоренные слова-действия и слова-признаки. Выдели корень в каждом слове.
Образец: дождь – дождит – дождевой
Враг - … - … .
Старик - … - … .
Ход - … - … .
Корм - … - … .
Соль - … - … .
Боль - … - … .
Ночь - … - … .
Звон - … - .… .
Корм - … - … .
Кровь - … - … .
Волна - … - … .
Молчун - … - … .
Сторожка - … - … .
Мастер - … - … .
Холод - … - … .
Ворчун - … - … .
Болтун - … - … .
Жадность - … - … .
Тайник - … - … .
Новинка - … - … .
Варенье - … - … .
9.Прочитайте каждую строчку слов. Какие это слова? Выделите корень. Напишите слова по порядку в соответствии с шифром. Шифр указывает на количество слогов в словах.
Хоровод – хор – хором | шифр 3 -2 -3 3 –1 -2 2 -2 -3 шифр 1 -3 -2 2 -2 -4 4 -2 -3 |
Завал – валит – навалил | |
Смотровой – смотр –смотреть | |
Управлял – правит –правитель | |
Выполз – ползком – ползучий | |
Похвалил – хвалит –хвалебный | |
Жалеть – жалость –жалостливый | |
Пас – пастушок – пастух | |
Молчаливый – молчун –молча | |
Красный – краса – украшали | |
Разбросали – выброс –бросовый | |
Скользит – скользкий -поскользнулся |
10. Прочитайте каждую строчку слов. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Выделите корень.
-Горный, гористая, горевать, пригорок.
-Поле, полочка, полевой, полюшко.
Носильщик, переносной, выносить, носатый.
Сорняк, сорвал, насорил, соринка.
Водный, подводный, водитель, водяной.
Косичка, косарь, косить, косьба.
11. Вставить вместо точек пропущенный в словах корень с гласной а или о
На … ит | На … ет | Вы … ит | Вы …ет |
На -…ит | На … ет | Вы … ит | Вы … ет |
На …ит | На … ет | Вы … ит | Вы … ет |
При …ит | При … ет | Раз …ёт | Раз …ит |
При … ит | При … ет | Раз … ёт | Раз … ит |
При … ит | При … ет | Раз …ёт | Раз … ит |
Ис …ит | Ис …ёт | У …ит | У … ет |
Ис … ит | Ис … ёт | У … ит | У …ет |
Ис … ит | Ис …ёт | У … ит | У …ет |
Под …ит | Под …ёт | За …ит | За …ёт |
Под …ит | Под …ёт | За …ит | За …ёт |
Под …ит | Под …ёт | За …ит | За …ёт |
Про …ит | Про …ет | По …ит | По …ет |
Про …ит | Про …ет | По …ит | По …ет |
Про …ит | Про …ет | По …ит | По …ет |
12. Прочитайте. Исключите в каждой цепочке лишнее слово. Объясните, почему. Напишите слова, вставляя безударную гласную а или о в корне.
-Ск…листый, х…ровой, гр…чиный, п…рниковый.
-Вр…ги, д…жди, зн…чки, ш…ги.
-Р…га, к…ра, д…ска, гр…чи
-Перех…дил, док…пал, захв…лил, досм…трел.
-Запр…влял, зап…сал, вып…лзал, т…нцевал.
-Пром…лчать , зам…хать, вык…рмить, зазв…нить.
-Нал…вил, перев…зил, зах…тел, зат…щил.
-Запл….тила, пост…рела, отр…вила, зан…чевала.
13. Соединить слова из первого столбика с подходящими словами из второго. Вставить безударные гласные а или о в корень слова. Устно подобрать проверочные слова. Записать получившиеся словосочетания.
П…лзучий | тр…па | Д…ождливая | п…ра | |
З…л…тистый | с…рняк | М…ховой | стр…на | |
К…роткая | …г…нёк | К…менистая | к…вёр |
П…л…сатые | тр…пинки | Х…тел | доп…лзти | |
М…лчаливые | б…бры | Сп…сал | м…лыша | |
Д…лёкие | м…ря | В…рила | б…рщи |
Прил…скал | дв…рнягу | Упр…влял | скл…ды | |
К…чал | К…нстантина | Охр…нял | стр…ной | |
Оч…ровал | кр…савицу | Н…сили | пл…щи |
Пос…дил | на к…вре | Ш…гать | по п…лям | |
Т…птался | на ск…мейку | Прох…дил | по тр…пе | |
Пок…тать | на л…шадке | Х…дил | по г…рам | |
Т…нцевала | На б…лу | Бр…дил | по вр…чам |
М…стерил | н…ру | Г…стил | у д…ски | |
Зав…лил | скв…речник | М…лчал | у р…дителей | |
Разбр…сала | ст…да | Накр…шил | у ст…ла | |
П…сёт | хв…инки |
Ух…дили | за Н…дежду | Зан…чевал | в тр…стнике | |
Пр…сили | за др…вами | Ок…зался | в ст…рожке | |
Ув…зили | за п…ля | Прит…ился | в ст…р…не |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"
Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...
Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в корне слова"
Урок русского Обобщение знаний...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».
Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...
Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие
Конспект урока по теме"Правописание гласных и согласных в корне слова" предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебног...
Гласные после шипящих в корне слова
Знакомство в 5 классе с написанием О,Ё,Е после шипящих в корне слова, прктическое задание с ответом...
Правописание безударных гласных в приставках и корнях. Карточки по орфографии
Обобщающие карточки по орфографии...
Правописание безударных гласных в приставках и корнях. Карточки по орфографии
Карточки для повторения...