Родительское собрание. Дисграфия и её причины.
консультация на тему

Евсеенко Юлия Анатольевна

Какие трудности на письме испытывают учащиеся начльных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_i_ee_prichiny.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

 Дисграфия и ее причины.

Составила: учитель-логопед

Евсеенко Ю. А

Очень обидно, когда в тетрадках любимого чада в каждой строчке, в каждом слове, - красные галочки учительницы. Ладно бы не старался, так ведь нет, старается! Но не дается ему грамота – хоть плач!

В чем же причина, так что же это такое?  Сегодня я хочу рассказать вам об одном из нарушений письменной речи. Что относится к письменной речи? Правильно это письмо и чтение. Нарушение на письме называется дисграфия, нарушение чтения называется дислексия. Сегодня я вам расскажу о нарушении письма дисграфии.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Если на одном из этапов произошел сбой, то страдает весь процесс письма.

Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ:

  • нарушение звукового анализа влечет за собой пропуск, перестановку или вставку звуков («сенг» или «сенег» вместо «снег»; «дуружно» вместо «дружно»).
  • недостаточно сформированный фонематический слух может вызвать смешение на письме сходных по звучанию звуков

тавно – давно,    груглый – круглый,    портвель – портфель.

  • неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ»... Таких примеров можно привести очень много, и вы их наверняка найдете в детских тетрадях.
  • смешение оптически сходных букв. Сравните прописные буквы:

 trudnosti-mladshix-shkolnikov-pri-ovladenii-gramotoy3

Они очень похожи, не правда ли? Буквы отличаются только расположением «закорючек».

  • смешение кинетически (похожих первым элементом) сходных букв. Так и появляются ошибки типа:

trudnosti-mladshix-shkolnikov-pri-ovladenii-gramotoy4

Каковы же ошибки, которые вас  должны насторожить?

Существует пять видов нарушения письма, т. е  дисграфии (артикулторно-акстичесая, акустическая, нарушение языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая). К каждому виду соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв на письме по оптическому сходству: б-д; п-т; Е-3; а-о; д-у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка вместо шапка; тым вместо дым, САРФ вместо ШАРФ или  ЛАКЕТА вместо РАКЕТА.

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о - у, ё - ю; согласные р - л; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие (с-ш, з-ж, с-щ), звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит), чветок (цветок), кусь(гусь), сенок(щенок).

4. При недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописывание слов, перестановки букв, добавления букв, слитное написание слов, раздельное написание слов: Белка сидит НАВЕТКЕ; Миша вышел на У ЛИЦУ; плюшевого - плюшегово, ковром - корвом, на лугах – на галух; санки - снки, кричат – кичат.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): "За зомом росла мамина." (За домом росла малина.), антиципации (предвосхищение): "Дод небом лолубым." (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезет (везет), писмо, лубит, больит  и т.д.

7. Слитное написание предлогов, раздельное  написание приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Пути коррекции (исправление):

  • правильное произношение всех звуков родного языка в словах и во фразовой речи;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие звукового анализа и синтеза слов;
  • развитие грамматического строя речи;

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

3. Если в семье говорят на двух или более языках.

4. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (если у ребенка еще не наступила психологическая готовность к обучению.)

     5. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

     6. На письме наблюдается:

 - смешение букв по оптическому сходству: б-д, т-п, а-о, е-з, д-у;

 - ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба);

    - смешение гласных о-у, ё-ю, согласных р-л, й-ль, парные звонкие и глухие    

      согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня),      

     клёква (клюква);

 - пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к родительскому собранию "Конфликты с ребенком: причины и их решение".

Можно использовать в качестве раздаточного материала на родительском собрание....

Родительское собрание по теме : "Агрессия, причины, последствия"

Данное собрание проводится для родителей учащихся 9 класса.Цель собрания: выявить причины агрессии и её влияние на взаимодействие подростков с окружающими людьми...

Родительское собрание "Агрессия детей: её причины и предупреждение"

Данное родительское собрание может быть проведено в классах, где дети проявляют повышенную агрессивность....

Родительское собрание на тему "Агрессия, причины, последствия"

Родительское собрание на тему "Агрессия, причины, последствия"...

Родительское собрание «Агрессия у детей – причины и способы предупреждения»

Цель: формирование у родителей выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях....

Родительское собрание "Агрессия подростков, ее причины и предупреждение"

Родительское собрание "Агрессия подростков, ее причины и предупреждение"Цель: сформировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков; сформировать умения и навыки помочь своим дет...

Родительское собрание Тема: Агрессия, ее причины и последствия.

1.    Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми.2.    Формировать у родителей культуру понимания проблемы ...