Инегрированные занятия - форма взаимодействия логопеда и психолога
статья на тему
Интегрированные занятия, модели интеграции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannye_zanyatiya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные занятия-форма взаимодействия логопеда и психолога
Одним из важнейших условий организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом.
Комплексный подход предполагает взаимодействие разных специалистов. Сегодня мы рассмотрим пример взаимодействия психолога и логопеда.
Интеграция – объединение, слияние обобщенных знаний той или иной области. Интегрированные занятия (от лат. – «полный», «целостный») – это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.
Интегрированные занятия способствуют снятию перенапряжения и утомляемости детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности. Интеграция предоставляет детям возможность развивать свои творческие способности и коммуникативные умения, познавательную активность, свободно высказывать свои мысли; объединяет их общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, что в свою очередь способствует формированию коллективных взаимоотношений. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания.
Также интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.
Структура интегрованных занятий отличается четкостью, компактностью учебного материала на каждом этапе занятий.
Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует серьезной подготовки как логопеда, так и психолога. Только в этом случае у ребенка формируется культура личности, развиваются воображение, произвольность, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие. Залогом успеха работы являются: систематичность, согласованность.
Интегрированные занятия приносят несомненную пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным.
Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:
- предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, организация релаксации на занятии.
- учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми
Интегрированные занятия возможны двух типов:
- сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед, психолог)
- использование логопедом методов и приемов работы психолога и наоборот.
Задачи I типа интеграции:
- координация деятельности специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, логопедов)
- совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях общеобразовательного учреждения
- систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками
- объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса
Основная задача II типа интеграции – повышение эффективности процесса логопедического и психологического воздействия..
Модели интеграции
- тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая лексическая тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы
- проблемная модель основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместно разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления
Возможная модель совместной работы
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени, нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Взаимодействие логопеда и психолога необходимо в тех случаях, когда в основе трудностей обучения лежат следующие проблемы:
- несформированность высших психических функций сочетается с недостаточностью речевого развития.
- нарушения речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью
- речевое недоразвитие вызывает снижение учебной мотивации
В рамках интеграции работа логопеда заключается в следующем:
- развитие звуковой стороны речи
- развитие лексического запаса и грамматического строя речи
- формирование полноценных учебных умений и навыков
- формирование связной речи
В рамках интеграции работа психолога заключается в следующем:
- развитие и коррекция высших психических функций
- активизация познавательной деятельности
- развитие эмоционально-волевой сферы
Взаимная интеграция предполагает:
- совместное планирование и проведение занятий
- составление общих планов коррекционной работы с детьми
- совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности
- разработка рекомендаций педагогов и родителей
- подбор литературы для самообразования педагогов и родителей
Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда-развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога- также одна из основных задач, но в контексте его работы речь является средством развития интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком
Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком Роль педагога в сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, очень важна. От стиля его пов...
Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком
Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком Роль педагога в сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, очень важна. От стиля его пов...
Бинарные занятия, как форма взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей в процессе развития детей с нарушениями речи
Серия конспектов бинарных занятий с участием родителей. Занятия составлены для детей разных возрастных групп. Напрвлены на создание условий для проявлеия детьми творчества и индивидуальных особенносте...
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ для успешного обучения детей с нарушением речи
Методическая разработка- презентация из опыта работы службы сопровождения...
«Формы взаимодействия учителя-логопеда «Центра психолого-медико-социального сопровождения и воспитателя ДОУ»
Предлагаемый материал был озвучен на Районной конференции дошкольных работников образовательных учреждений Олонецкого национального муниципального района «Дошкольное образование О...
Сценарий праздника "23 февраля- День защитника отечества".Взаимодействие педагогов ДОО:учителя-логопеда,педагога-психолога,музыкального руководителя,воспитателей.
Праздничное спортивное мероприятие направлено на социализацию детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР) старшего возраста....
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)».
Цель: формирование у детей представления о сенсорных эталонах, внешних свойств предметов (цвет, форма, величина).Задачи: Научить ребенка узнавать и запоминать цвета.Закреплять представления...