Инегрированные занятия - форма взаимодействия логопеда и психолога
статья на тему

Интегрированные занятия, модели интеграции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_zanyatiya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные занятия-форма взаимодействия логопеда и психолога

Одним из важнейших условий организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом.

Комплексный подход предполагает взаимодействие разных специалистов. Сегодня мы рассмотрим пример взаимодействия психолога и логопеда.

Интеграция – объединение, слияние обобщенных знаний той или иной области. Интегрированные занятия (от лат. – «полный», «целостный») – это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов.

Интегрированные занятия способствуют снятию перенапряжения и утомляемости детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности. Интеграция предоставляет детям возможность развивать свои творческие способности и коммуникативные умения, познавательную активность, свободно высказывать свои мысли; объединяет их общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, что  в свою очередь способствует формированию коллективных взаимоотношений. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания.

Также интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.

Структура интегрованных занятий отличается четкостью, компактностью учебного материала на каждом этапе  занятий.

Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует серьезной подготовки как логопеда, так и психолога. Только в этом случае  у ребенка формируется культура личности, развиваются воображение, произвольность, потребность активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие. Залогом успеха работы являются: систематичность, согласованность.

Интегрированные занятия приносят несомненную пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным.

Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:

  1. предотвращение перегрузки детей  путем переключения их на разные виды деятельности, организация релаксации на занятии.
  2. учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми

Интегрированные занятия возможны двух типов:

  1. сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед, психолог)
  2. использование логопедом методов и приемов работы психолога и наоборот.

Задачи I типа интеграции:

  1. координация деятельности специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, логопедов)
  2. совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях общеобразовательного учреждения
  3. систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками
  4. объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса

Основная задача  II типа интеграции – повышение эффективности процесса логопедического и психологического  воздействия..

Модели интеграции

  1. тематическая модель, при которой за основу деятельности взята единая лексическая тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы
  2. проблемная модель основывается на том, что педагоги выявляют наиболее актуальную для данного периода обучения проблему развития группы детей и совместно разрабатывают систему мероприятий для ее преодоления

Возможная модель совместной работы

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени, нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Взаимодействие логопеда и психолога необходимо в тех случаях, когда в основе трудностей обучения лежат следующие проблемы:

  • несформированность высших психических функций сочетается с недостаточностью речевого развития.
  • нарушения речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью
  • речевое недоразвитие вызывает снижение учебной мотивации

В рамках интеграции работа логопеда заключается в следующем:

  1. развитие звуковой стороны речи
  2. развитие лексического запаса и грамматического строя речи
  3. формирование полноценных учебных умений и навыков
  4. формирование связной речи

 В рамках интеграции работа психолога заключается в следующем:

  1. развитие и коррекция высших психических функций
  2. активизация познавательной деятельности
  3. развитие эмоционально-волевой сферы

Взаимная интеграция предполагает:

  • совместное планирование и проведение занятий
  • составление общих планов коррекционной работы с детьми
  • совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности
  • разработка рекомендаций педагогов и родителей
  • подбор литературы для самообразования педагогов и родителей

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда-развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога- также одна из основных задач, но в контексте его работы речь является средством развития интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком Роль педагога в сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, очень важна. От стиля его пов...

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком Роль педагога в сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, очень важна. От стиля его пов...

Бинарные занятия, как форма взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей в процессе развития детей с нарушениями речи

Серия конспектов бинарных занятий с участием родителей. Занятия составлены для детей разных возрастных групп. Напрвлены на создание условий для проявлеия детьми творчества и индивидуальных особенносте...

«Формы взаимодействия учителя-логопеда «Центра психолого-медико-социального сопровождения и воспитателя ДОУ»

Предлагаемый материал был озвучен на Районной  конференции дошкольных работников образовательных учреждений Олонецкого национального муниципального района «Дошкольное образование О...

Сценарий праздника "23 февраля- День защитника отечества".Взаимодействие педагогов ДОО:учителя-логопеда,педагога-психолога,музыкального руководителя,воспитателей.

Праздничное спортивное мероприятие направлено на социализацию детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР) старшего возраста....

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)».

Цель: формирование у детей представления о сенсорных эталонах, внешних свойств предметов (цвет, форма, величина).Задачи: Научить ребенка узнавать и запоминать цвета.Закреплять представления...