Модифицированная программа по русскому языку и литературе, 11 класс
рабочая программа (11 класс) на тему

Программа разработана на основе программы «Русский язык и развитие письменной речи» Н. М. Платоновой, Т. А. Девятковой; «Литературное чтение и развитие устной речи» Н. М. Платоновой, Т. А. Девятковой –(Программно методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А. М. Щербаковой и др.) Москва, 2006г., ввиду изменения количества часов, выделяемых на изучение русского языка в 11 классе.  Курс рассчитан на 34 часа русского языка (1 час в неделю), 34 часа литературы (1 час в неделю). Учебный материал по русскому языку дается в определенной последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи умственно отсталых учащихся. Программа представляет собой интегрированный курс русского языка  делового и творческого письма. Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modifitsirovannaya_programma.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»

Утверждено на заседании

педагогического совета

«  » ________ 20___года

протокол № 1

директор школы

ФИО

Модифицированная (авторизованная) программа

по русскому языку и литературе, 11 класс

Учитель Старкова Наталья Алексеевна

Программа разработана на основе программы «Русский язык и развитие письменной речи» Н. М. Платоновой, Т. А. Девятковой; «Литературное чтение и развитие устной речи» Н. М. Платоновой, Т. А. Девятковой –(Программно методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А. М. Щербаковой и др.)

ст. Новолеушковская

2014 г.

                                Пояснительная записка.

     Программа составлена на основе Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва, 2006г., ввиду изменения количества часов, выделяемых на изучение русского языка в 11 классе.

   Курс рассчитан на 34 часа русского языка (1 час в неделю),

                                  34 часа литературы (1 час в неделю).

   Цель обучения русскому языку в 11 классе: 

-повторить, обобщить, систематизировать знания, полученные в 5 – 10 классе;

-обеспечить языковое развитие умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.

   Учебный материал по русскому языку дается в определенной последовательности в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования деловой и творческой письменной речи умственно отсталых учащихся.

   Программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового, и творческого письма. Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала русского языка основывается на тематике социально-бытовой ориентировки.

   Большое значение имеет речевая направленность курса, т.е. работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идет постепенное накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий – всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, идиомами, но и качественное: уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом. Большое внимание уделяется и развитию словаря признаков, например, при повторении темы «Имя прилагательное» акцентируется внимание на характеристиках людей, их взаимоотношений и поступков. Программа по русскому языку включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг. Деловое письмо представляет собой письменный диалог, решающий важнейшие вопросы экономико-правовой деятельности гражданина. Поэтому, несмотря на широкое использование в деловом общении телефона, деловое письмо продолжает выполнять важнейшие функции вне зависимости от способа передачи: почтовые отправления ( письмо, открытка, телеграмма), служебные или докладные записки и т.п. Навыки владения популярными жанрами письменной речи входят в число необходимых жизненно важных умений. Внешние связи человеческого общения , определяемые социальными ролями, такими как: продавец – покупатель, заявитель – исполнитель, заказчик – исполнитель, работодатель – работник, реализуются как в жанре устных переговоров, так и в жанре делового письма.

   Для формирования у умственно отсталых учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из актуализации основных признаков базовой модели речевой ситуации, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приеме на работу, заявление о приеме ребенка в дошкольное учреждение, служебная записка, образец трудового договора, автобиография (резюме) составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.

   Задачами курса являются: 

-формирование у умственно отсталых учащихся пассивного словаря деловой устной и письменной речи на уровне понимания и узнавания в тексте;

-создание пассивного композиционного образа делового письма,

-знакомство с речевыми фрагментами, однотипными речевыми действиями – просьбы, сообщения, предложения;

 - перевод пассивного словаря учащихся в активный;

-выработка навыков пользования устной деловой речью в деловых переговорах;

-выработка навыков составления делового письма в соответствии с общепринятыми правилами.

   Цель обучения литературе в 11классе: 

-развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного содержания и уровня сложности.

Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.

В ходе преподавания данного предмета решается ряд  задач:

- совершенствование техники чтения;

- повышение способности понимать прочитанное;

- формирование интереса к чтению;

- понимание значения навыка чтения;

- развитие устной речи.

Содержание программы учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, содержащие описание жизненных ситуаций, интересных для 16-18 –летних юношей и девушек.  С этой целью используются как фрагменты классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из журналов и газет.  Умственно отсталые учащиеся значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Чтобы поддерживать интерес учащихся к произведению, учитель  оказывает им помощь в установлении соответствия между событиями своей личной жизни и теми событиями, которые являются предметом литературного изложения. Умственно отсталые учащиеся затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей. Это касается даже несложных текстов.

   Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

-писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;

- оформлять все виды деловых бумаг;

-работать с заранее подготовленными клише деловых бумаг;

- объяснять значение слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря;

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным героям;

- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

   Учащиеся должны знать:

-части речи, использование их в речи;

-наиболее распространенные правила правописания слов и постановки знаков препинания;

- наизусть стихотворения и прозаические отрывки.

Содержание программы по русскому языку.

Русский литературный язык и его стили.

Предложение.

Простое предложение. Предложения по цели высказывания. Сложные предложения с союзами. Правописание союзных предложений. Обращение. Знаки препинания при обращении.

Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Правописание слов: ча-ща, чу-щу, жи-ши. Разделительный твердый и мягкий знаки.

Состав слова. Лексика.

Состав слова. Разбор слов по составу. Части слова. Единообразное написание ударных и безударных  гласных в корне слова. Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине и в конце слова. Значение слова. Антонимы и синонимы, употребляемые в деловой речи. Сложносокращенные слова. Использование аббревиатур в деловом письме.

Имя существительное.

Основные грамматические категории имени существительного. Несклоняемые имена существительные. Правописание имен собственных.

Местоимение.

Роль местоимений в речи. Правописание личных местоимений. Правописание личных местоимений в деловом письме.

Имя прилагательное.

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Глагол.

Роль глагола в речи. Спряжение глаголов. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам.

Имя числительное.

Склонение числительных. Употребление числительных в деловых бумагах.

Предлоги.

Предлог. Правописание предлогов со словами.

Связная речь.

( Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.)

Деловое письмо. Значение деловой устной и письменной речи в жизни человека.  Телефонный разговор. Телефонные диалоги. Реквизиты делового письма. Составление заявлений с использованием фраз-клише. Письмо-запрос.

Содержание программы по литературе.

Жанры литературы.

 Образное отражение жизни в литературе. Жанры литературы.

Устное народное творчество.

 Народная мудрость пословиц и поговорок. Народные сказки. Сказки волшебные, бытовые, о животных.

Литературная сказка.

Литературные сказки. Сказки Ш. Перро, Г. Х. Андерсена.

Кубанские сказки.

Литература ХIХ века.

А. С. Пушкин. «Осень», «Я помню чудное мгновенье». Проза А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (отрывки).

Н. В. Гоголь. Жизненный путь (основные этапы). «Вечера на хуторе близ Диканьки».

И. С. Тургенев. Жизненный путь. «Ася» Образ тургеневской девушки.

А. П. Чехов. Слово о писателе: жизненный путь. «Лошадиная фамилия». «Хирургия».

Литература ХХ века.

А.И. Куприн. Слово о писателе. «Олеся».

Н. Н. Заболоцкий Слово о поэте. «Журавли», «Не позволяй душе лениться…». «Я воспитан природой суровой».

В. П. Астафьев «Где-то гремит война»

К. Симонов. «Родина». «Жди меня».

Кубанские поэты и писатели.

Стихи кубанских поэтов. И. Варавва. В. Бакалдин. В. Лихоносов.

Зарубежная литература.

Дж. Лондон. Рассказы.

Детектив. Агата Кристи. Рассказы. Э. По «Убийство на улице Морг». Ж. Сименон. Рассказы.

Фантастика в литературе. Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно».

Внеклассное чтение.

Чтение статей в газетах, журналах. Чтение справочной литературы по различным направлениям.

Примерное тематическое планирование уроков русского языка

№ урока

           Тема урока

Кол-во час.

Класс

Дата план.

Дата факт.

Оборудование.

1.

Русский литературный язык и его стили.

1.

Схема.

2.

Предложение.
Простое предложение. Предложения по цели высказывания.

1.

Опорные схемы.

3.

Сложное предложение с союзами. Правописание союзных предложений.

1.

Схемы предложений. Таблица.

4.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1.

Таблица.

5.

Значение деловой устной и письменной речи в жизни человека.

1.

6.

Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Правописание слов: ча-ща, чу-щу, жи-ши.

1.

Таблица, опорные схемы.

7.

Разделительные мягкий и твердый знаки.

1.

Таблица.

8.

Контрольный диктант по итогам I четверти.

1.

Текст диктанта.

9.

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1.

10.

Состав слова.
Разбор слов по составу. Части слова.

1.

Опорные схемы.

11.

Единообразное написание ударных и безударных гласных в корне слова.

1.

Таблицы. Опорные схемы. Карточки.

12.

Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине и в конце слова.

1.

Опорные схемы.

13.

Телефонный разговор. Телефонные диалоги.

1.

14.

Значение слов. Антонимы и синонимы, употребляемые в деловой речи.

1.

Таблица.

15.

Сложносокращенные слова. Использование аббревиатур в деловом письме.

1.

Словарь синонимов.

16.

Контрольный диктант по итогам II четверти.

1.

Текст диктанта.

17.

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1.

18.

Имя существительное.
Основные грамматические категории имени существительного.

1.

Таблица.

19.

Несклоняемые имена существительные.

1.

Таблица. Опорные схемы.

20.

Реквизиты делового письма. Правописание имен собственных.

1.

Образец.

21.

Составление заявлений с использованием фраз-клише.

1.

Образец.

22.

Местоимение. 
Роль местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

1.

Таблица, опорные схемы.

23.

Правописание личных местоимений в деловом письме.

1.

Опорные схемы, образец.

24.

Контрольный диктант по итогам III четверти.

1.

Текст диктанта.

25.

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1.

26.

Имя прилагательное.
Согласование имен прилагательных с именем существительным.

1.

Опорные схемы, сюжетные картинки.

27.

Глагол.
Роль глагола в речи. Спряжение глаголов.

1.

Таблица.

28.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

1.

Сюжетные картинки.

29.

Изменение глаголов по временам.

1.

Опорные схемы.

30.

Имя числительное.
Склонение числительных. Употребление числительных в деловых бумагах.

1.

Таблица.

31.

Предлог.
Правописание предлогов со словами.

1.

Таблица.

32.

Чтение деловых писем. Письмо-запрос.

1.

Образцы писем.

33.

Контрольный диктант по итогам IV четверти.

1.

Текст диктанта.

34.

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1.

Итого:

34 ч.

Примерное тематическое планирование уроков литературы

№ урока

Тема урока.

Кол-во час.

Класс

Дата план.

Дата факт.

Оборудование.

1.

Образное выражение жизни в литературе. Жанры литературы.

1.

Схема.

2.

Устное народное творчество. Народная мудрость пословиц и поговорок.

1.

Сборник пословиц и поговорок.

3.

Народные сказки. Сказки волшебные, бытовые, о животных.

1.

Иллюстрации.

4.

Литературные сказки. Сказки Ш. Перро, Г.Х. Андерсена.

1.

Портреты.

Иллюстрации.

5.

Кубанские сказки.

1.

Выставка книг.

6.

Внеклассное чтение. Чтение статей в газетах.

1.

Газеты.

7.

А. С. Пушкин «Осень».

1.

Портрет.

8.

А. С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…»

1.

9.

Проза А. С. Пушкина. «Капитанская дочка» (отрывки).

1.

Иллюстрации.

10.

Н. В. Гоголь Жизненный путь (основные этапы).

1.

Портрет.

11.

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1.

Иллюстрации.

12.

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1.

Иллюстрации.

13.

И.С. Тургенев. Жизненный путь. «Ася»

.

1.

Портрет.

14.

И. С. Тургенев «Ася». Образ тургеневской девушки.

1.

Иллюстрации.

15.

Внеклассное чтение. Чтение статей в журналах.

1.

Журналы.

16.

А. П. Чехов. Слово о писателе: жизненный путь.

1.

Портрет.

17.

А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»

1.

Иллюстрации.

18.

А.П. Чехов «Хирургия»

1.

Выставка книг.

19.

А. И. Куприн. Слово о писателе.

1.

Портрет.

20.

А. И. Куприн «Олеся».

1.

Портрет.

21.

Н.Н. Заболоцкий. Слово о поэте. «Журавли».

1.

Портрет.

22.

Н.Н. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой»

1.

23.

Н.Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

1.

24.

Стихи кубанских поэтов: И. Варавва, В. Бакалдин и др.

1.

Портреты. Выставка книг.

25.

Внеклассное чтение. Чтение справочной литературы по различным направлениям.

1.

Энциклопедии.

Словари.

Справочники.

26.

В.П. Астафьев «Где-то гремит война».

1.

Иллюстрации.

27.

В.П. Астафьев «Где-то гремит война».

1.

28.

К. Симонов «Родина», «Жди меня».

1.

Портрет.

Репродукции картин по теме.

29.

Зарубежная литература. Дж. Лондон. Рассказы.

1.

Портрет.

30.

Детектив. А. Кристи. Рассказы.

1.

Выставка книг.

31.

Э. А. По «Убийство на улице Морг».

1.

32.

Ж. Сименон. Рассказы.

1.

Портрет

33.

Фантастика в литературе. Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно».

1.

34.

Внеклассное чтение. Чтение статей в газетах и журналах.

1.

Газеты и журналы.

Итого:

34 ч.

Литература:

  1. Программно-методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под ред. А. М. Щербаковой, Н. М. Платоновой. Москва: Владос, 2006
  2. 555 упражнений по русскому языку под ред. Л. А. Быковой. М.: ООО «Издат – Школа», 1997
  3. Успенский Л. В. Слово о словах. М.: «Издательский Дом Русанова», 1997
  4. Греков В. Ф. , Крючков С. Е. , Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2003
  5. Шишкова М. И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. Москва: Владос, 2011-05-22
  6. Сугай Л.А. Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов. М. : 1997
  7. «Воспитание и обучение школьников»
  8. «Коррекционная педагогика»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ МО г. Нягань «СОШ№4» Андреевой Альмиры Даниловны

Данная программа рассчитана на изучение русского языка в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствиями с положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образова...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Модифицированная программа по русскому языку и литературе «Введение в русскую словесность»

Данная программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом основного общего образования по литературе и русскому языку. Обучение методом погружения с опорой на ведущий для подросткового ...