РОЛЬ МЕЛОВОГО РИСУНКА ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЯ
статья (5 класс) на тему
Данная статья написана для учителей русского языка и литературы. Я поделилась методами работы над стихотворением ( из опыта работы со старшеклассниками с ОВЗ). Для детей с ОВЗ характерны следующие недостатки понимания стихотворений: как общие для всех обучающихся - фрагментарность понимания содержания, недостаточное осознание эмоционального характера произведения, неумение выделять образные средства языка. Так и специфические: трудности в установлении смысловых связей в тексте, нарушение последовательности изложения содержания произведения, привнесения, пропуски смысловых единиц текста, трудности эмоционального эффекта, воспроизведения конкретного смысла образной лексики стихотворения. Динамический рисунок облегчает процесс восприятия и делает доступной суть изучаемого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_melovogo_risunka_pri_zauchivanii_stikhotvoreniya.docx | 181.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МЕЛОВОГО РИСУНКА ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЯ
В словаре – справочнике по методике русского языка М.Р.Львова говорится: «Заучивание текстов – вид работы учащихся, закрепление в их памяти тех текстов, которые должны воспроизводиться абсолютно точно». Для детей с ОВЗ характерны следующие недостатки понимания стихотворений: как общие для всех обучающихся - фрагментарность понимания содержания, недостаточное осознание эмоционального характера произведения, неумение выделять образные средства языка. Так и специфические: трудности в установлении смысловых связей в тексте, нарушение последовательности изложения содержания произведения, привнесения, пропуски смысловых единиц текста, трудности эмоционального эффекта, воспроизведения конкретного смысла образной лексики стихотворения.
Изучение стихотворных произведений старшеклассников с ОВЗ включает следующие этапы:
I этап – подготовительная работа.
Цель: подготовить обучающихся к восприятию стихотворного произведения. Условия реализации: 1) формирование интереса к автору произведения и предстоящей работе над стихотворение; 2) уточнение и обогащение понятий и представлений обучающихся о предметах, явлениях и событиях, описанных в стихотворении; 3) определение смысловой и эмоциональной нагрузки отдельных образцов поэтической лексики, затрудняющих восприятие текста;4) актуализация и уточнение эмоциональных состояний обучающихся, созвучных эмоциональному настрою стихотворного произведения.
I этап – первоначальное восприятие стихотворения.
Цель: знакомство со стихотворением. Условия реализации: 1) обеспечение целостного понимания стихотворения; 2) оказание эмоционального воздействия стихотворного произведения на обучающихся; 3) создание интереса и основы для дальнейшего анализа стихотворения;
III этап – анализ стихотворного произведения.
Цель: способствовать осознанному и более глубокому пониманию стихотворения. Условия реализации: 1)определение композиции стихотворного текста; 2)выяснение сюжета (при его наличии) и конкретного содержания стихотворного произведения; 3) определение его эмоционального настроя; 4) проведение специальной работы над языковыми особенностями текста; 5) определение особенностей синтаксических конструкций стихотворного произведения.
IV этап – работа над поэтической лексикой.
Цель: сформировать умение выделять и понимать художественно – изобразительные средства лирического стихотворения. Условия реализации: 1) выделение образных слов и выражений из текста стихотворения; 2) определение значения и художественной роли выделенных изобразительно – выразительных средств; 3) нахождение в тексте эмоционально – оценочных слов и определение на их основе и авторского отношения; 4) выделение «смысловых ориентировок» в изучаемом произведении.
V этап – выразительное чтение стихотворения обучающимися.
Цель: совершенствовать навык выразительного чтения стихотворения. Условия реализации: 1) упражнения обучающихся в выразительном чтении стихотворения; 2) использование специальных приёмов по совершенствованию навыка выразительного чтения; 3) заучивание стихотворения наизусть.
Я остановлюсь на условии заучивания стихотворного текста. Учитывая малый объём кратковременной памяти данной категории обучающихся, успешность работы во многом будет зависеть от правильно выбранного способа заучивания.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. К.Ушинский отмечал: «Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, надо, чтобы они его почувствовали». Поскольку стихотворное произведение это всегда образ, в основе которого лежат зрительные и слуховые ассоциации, то и методы работы должны быть нацелены на создание у обучающихся образа. Меловой рисунок – это тот наглядно – графический образ, который создаётся на глазах детей. Рисунки не требуют никакого особого таланта, так как они просто отражают развитие сюжета. Работая над стихотворением М.Лермонтова «Парус», на доске появляются рисунки: море спокойно, вдали виден парусник, внизу надпись «парус»; 2 –ой рис. Море бушует, парус гнётся, надпись «мачта»; 3-ий рис. парусник вблизи, над ним солнце с лучами, волны спокойны, «лазурь».
Динамический рисунок облегчает процесс восприятия и делает доступной суть изучаемого материала. При необходимости рисунок может быть заготовлен на доске (слайде) заранее. Меловой рисунок - хороший помощник при заучивании басен И.Крылова, т.к. дети с удовольствием рисуют главных героев – животных, прорисовывая их черты характера: хитрые глаза с прищуром у лисы, поджатый хвост у волка и т. д. Приём мелового рисунка обеспечивает более быстрое и осознанное запоминание стихов, даёт возможность высказаться каждому ребёнку. Помогает развивать связную речь, обогащает и активизирует словарь обучающихся. Меловой рисунок к одному и тому же стихотворному тексту может быть разным, когда обучающиеся делают его самостоятельно. Данный приём положительно влияет на эмоции обучающихся, помогает корректировать их волевую деятельность, развивает память.
Ещё я использую на практике такую схему заучивания стихов: на уроке все вместе шифруем стихотворение. Просто записываем, соблюдая строчки, строфы и обязательно знаки препинания, первые буквы слов стихотворения. Предлоги, союзные слова, междометия записываем полностью. Например: 6 класс
На безлюдный простор На б п
Побелевших полей П п
Смотрит весело лес С в л
Из-под чёрных кудрей. Из-под ч к.
И.Никитин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Выступление на зональной научно-практической конференции «Роль предметов искусства в формировании духовно-нравственных ценностей школьников» Направление: «Роль педагога в воспитании нравственности» Через танец – к открытию души
Этот материал откроет, как искусство танца влияет на нравственное формирование и воспитание подрастающего поколения....
Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...
Конспект урока по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."
Конспект урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Паукообразные. Строение жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефалита. Меры профилактики". Включа...
Презентация для урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."
Презентация разработана для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефал...
Роль театра.Какие роли мы играем
Внеклассное занятие с элементами театральной деятельности.Взаимодействие детей и родителей.Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
Роль родителя - это роль на всю жизнь
Разработка родительского собрания на тему роли родителей в воспитании детей....