Игра с суффиксами
учебно-методическое пособие на тему
Цель игры: - показать роль суффиксов в словообразовании;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_s_suffiksami.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Мастерская суффиксов»
Дидактическая игра состоит из трёх фигур Мастеров – суффиксов с молоточками, маленьких карточек с различными суффиксами, карточек со словами и предметных картинок.
Рекомендуется её использовать на занятиях с учащимися 2-х, 3-х классов, имеющих Н.ч. и п., обусловленное ОНР, НВОНР и с Дизорфографией.
Вариант 1.
Цель игры: - показать роль суффиксов в словообразовании;
- упражнять в суффиксальном образовании существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением от существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода при помощи суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк- (-ок-, -ёк-, -ик-; -юшк-, -ушк-, -ышк-),
- учить различать суффиксы при словообразовании,
-развитие внимания, логического мышления
На доске выставлены Мастера -очк-, -ечк-, -еньк-. У учащихся на партах карточки слов- предметов (книга ,нога, слово, роза, дорога, мама, стрела, рука, душа, место).
- Логопед: Прочитайте слова на карточках. На какой вопрос они отвечают?
Если слово отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?», то как оно называется?
- Посмотрите на доску. У каждого Мастера свой суффикс. Прочитайте их.
- Как называются эти суффиксы?
А теперь постарайтесь образовать от своего слова-предмета новое слово-предмет с нужным суффиксом. Поместите свою карточку под нужным суффиксом.
Выиграет тот, кто правильно поместит свою карточку под нужным Мастером и назовёт слово.
Вариант 2.
Цель игры: - показать роль суффиксов в словообразовании;
- упражнять в суффиксальном образовании существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода с уменьшительно- ласкательным значением от существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода при помощи суффиксов –ок-, -ёк-, -ик- ( –очк-, -ечк-, -еньк-; -юшк-, -ушк-, -ышк-),
- учить различать суффиксы при словообразовании
- развитие внимания, наблюдательности, навыков сравнения.
На доске под Мастерами –ок-, -ёк-, -ик- вперемешку расположены карточки со словами- предметами.
-ок- -ик- -ёк-
тень стебель блин
гвоздь огонь бегемот
город берет фитиль
дождь вечер пирог
Логопед: Прочитайте слова на карточках. Может ли каждый Мастер – Суффикс образовать от этих слов-предметов новые слова- предметы? Проверьте, правильно ли расположены карточки.
Выиграет тот, кто больше заметит ошибок.
Вариант 3.
Цель игры: - показать роль суффиксов в словообразовании;
- упражнять в суффиксальном образовании существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением от существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода при помощи суффиксов –ушк-, -юшк-, -ишк- (–очк-, -ечк-, -еньк-, -ок-, -ёк-, -ик-)
- учить различать суффиксы при словообразовании,
-развитие внимания, навыков сравнения.
Учащиеся сидят за партой. Из их состава выбираются Мастера –ушк-, -юшк-, -ышк-.
На доске выставлены картинки (поле, зверь, соловей, скворец, гнездо, крыло). Учащиеся называют картинки.
Логопед: Каждый Мастер должен выбрать нужные картинки и образовать с помощью своего суффикса новые слова с уменьшительно-ласкательным значением. Каждый из Мастеров подходит к доске, выбирает нужную картинку и называет получившееся слово. Выиграет тот, кто правильно выберет и назовёт свои слова.
Вариант 4
Цель игры: - показать роль суффиксов в словообразовании;
- упражнять в суффиксальном образовании прилагательных единственного числа женского, мужского и среднего рода от существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода при помощи суффиксов -ов-,- ев, -ив-;
- учить различать суффиксы при словообразовании.
На доске выставлены Мастера –ов-, -ев-, -ив-. У учащихся карточки слов-признаков с пропущенными суффиксами –ов-, -ев-, -ив-(лен…ый, крас…ый, марл…ый, корн…ой, щавел…ый, групп…ой, гнезд…ой, правд…ый)
Логопед: Прочитайте карточки с пропущенными суффиксами. Как вы думаете, на какой вопрос должны отвечать слова на карточках? (Какой?)
Как называются эти слова? (Слова- признаки)
Прочитайте Мастеров, выставленных на доске. Поместите свою карточку к нужному Мастеру, чтобы получилось слово-признак с указанным суффиксом.
Выиграет тот, кто правильно прочитает слово на карточке и не ошибётся в выборе Мастера.
Вариант 5
Цель игры: - показать роль суффиксов в словообразовании;
- упражнять в суффиксальном образовании прилагательных единственного числа женского, мужского и среднего рода от существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода при помощи суффиксов -ск-,-ян-, -лив-;
- учить различать суффиксы при словообразовании.
На столе по кругу расположены карточки со словами (море, город, село; привет, суета, дождь; трава, волос, земля). В центре круга находится Мастер –ск-.
- Логопед: Прочитайте карточки со словами. На какой вопрос они отвечают?
- Как называются слова, если они отвечают на вопрос «Что это?»
- Назовите Мастера- суффикса. Помогите Мастеру –ск- выбрать слова, от которых можно образовать слова –признаки именно с этим суффиксом.
Выиграет тот, кто больше всех выберет картинок и правильно назовёт получившиеся слова- признаки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
грамматические таблицы Пары наречий с суффиксом и без суффикса -ly
averbs hard - hardly...
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...
Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1
Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы, при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател...
УРОК НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...
Интерактивная игра. Образование существительных с помощью суффиксов -er, -or.
Учащийся может в игровой форме отработать словобразование наиболее праспространенных существительных....