Игра с суффиксами
учебно-методическое пособие на тему

Солошенко Ольга Павловна

Цель игры: - показать роль суффиксов в словообразовании;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_s_suffiksami.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Мастерская  суффиксов»

Дидактическая игра состоит из трёх фигур Мастеров – суффиксов с молоточками, маленьких карточек с различными суффиксами,  карточек со словами и предметных картинок.

Рекомендуется её использовать на занятиях с учащимися 2-х, 3-х классов, имеющих Н.ч. и п., обусловленное ОНР, НВОНР  и с Дизорфографией.

Вариант 1.

Цель игры: - показать роль суффиксов в словообразовании;

- упражнять в суффиксальном образовании существительных  единственного числа женского, мужского и среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением от существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода при помощи суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк- (-ок-, -ёк-, -ик-; -юшк-, -ушк-, -ышк-),

- учить различать суффиксы при словообразовании,

-развитие внимания, логического мышления

На доске выставлены Мастера  -очк-, -ечк-, -еньк-. У учащихся на партах карточки слов- предметов (книга ,нога, слово, роза, дорога, мама, стрела, рука, душа, место).

  • Логопед: Прочитайте слова на карточках. На какой вопрос они отвечают?

Если слово отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?», то как оно называется?

  • Посмотрите на доску. У каждого Мастера свой суффикс. Прочитайте их.
  • Как называются эти суффиксы?

А теперь постарайтесь образовать от своего слова-предмета новое слово-предмет с нужным суффиксом. Поместите свою карточку под нужным суффиксом.

Выиграет тот, кто правильно  поместит свою карточку под нужным Мастером и назовёт слово.

Вариант 2.

Цель игры: - показать роль суффиксов в словообразовании;

- упражнять в суффиксальном образовании существительных  единственного числа женского, мужского и среднего рода с уменьшительно- ласкательным значением от существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода при помощи суффиксов –ок-, -ёк-, -ик- ( –очк-, -ечк-, -еньк-; -юшк-, -ушк-, -ышк-),

- учить различать суффиксы при словообразовании

- развитие внимания, наблюдательности, навыков сравнения.

На доске под Мастерами –ок-, -ёк-, -ик- вперемешку  расположены карточки со словами- предметами.

-ок-                                                    -ик-                                          -ёк-

тень                                                   стебель                                 блин

гвоздь                                                 огонь                                   бегемот

город                                                  берет                                   фитиль

дождь                                                  вечер                                   пирог

Логопед: Прочитайте слова на карточках. Может ли каждый Мастер – Суффикс образовать от этих слов-предметов новые слова- предметы? Проверьте, правильно ли расположены карточки.

 Выиграет тот, кто больше заметит ошибок.

Вариант 3.

Цель игры: - показать роль суффиксов в словообразовании;

- упражнять в суффиксальном образовании существительных  единственного числа женского, мужского и среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением от существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода при помощи суффиксов –ушк-, -юшк-, -ишк-  (–очк-, -ечк-, -еньк-, -ок-, -ёк-, -ик-)

- учить различать суффиксы при словообразовании,

-развитие внимания, навыков сравнения.  

 Учащиеся сидят за партой. Из их состава  выбираются Мастера –ушк-, -юшк-, -ышк-.

На доске выставлены картинки (поле, зверь, соловей, скворец, гнездо, крыло). Учащиеся называют картинки.

Логопед: Каждый Мастер должен выбрать нужные картинки и образовать с помощью своего суффикса новые слова с уменьшительно-ласкательным значением. Каждый из Мастеров подходит к доске, выбирает нужную картинку и называет получившееся слово. Выиграет тот, кто правильно выберет и назовёт свои слова.

Вариант 4

Цель игры: - показать роль суффиксов в словообразовании;

- упражнять в суффиксальном образовании прилагательных  единственного числа женского, мужского и среднего рода  от существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода при помощи суффиксов -ов-,- ев, -ив-;

- учить различать суффиксы при словообразовании.

На доске выставлены Мастера –ов-, -ев-, -ив-. У учащихся карточки слов-признаков с пропущенными суффиксами –ов-, -ев-, -ив-(лен…ый,  крас…ый, марл…ый, корн…ой, щавел…ый, групп…ой, гнезд…ой, правд…ый)

Логопед: Прочитайте карточки с пропущенными суффиксами. Как вы думаете, на какой вопрос должны отвечать слова на карточках? (Какой?)

Как называются эти слова? (Слова- признаки)

Прочитайте Мастеров, выставленных на доске. Поместите свою карточку к нужному Мастеру, чтобы получилось  слово-признак с указанным суффиксом.

Выиграет тот, кто правильно прочитает слово на карточке и не ошибётся в выборе Мастера.

Вариант 5

Цель игры: - показать роль суффиксов в словообразовании;

- упражнять в суффиксальном образовании прилагательных  единственного числа женского, мужского и среднего рода  от существительных единственного числа женского, мужского и среднего рода при помощи суффиксов -ск-,-ян-, -лив-;

- учить различать суффиксы при словообразовании.

На столе по кругу расположены карточки со словами (море, город, село; привет, суета, дождь; трава,  волос, земля). В центре круга находится Мастер –ск-.

  • Логопед: Прочитайте карточки со словами. На какой вопрос они отвечают?
  • Как называются слова, если они отвечают на вопрос «Что это?»
  • Назовите Мастера- суффикса. Помогите Мастеру –ск- выбрать слова, от которых можно образовать слова –признаки именно с этим суффиксом.

Выиграет тот, кто больше всех выберет картинок и правильно назовёт получившиеся слова- признаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1

Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы,  при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Интерактивная игра. Образование существительных с помощью суффиксов -er, -or.

Учащийся может в игровой форме отработать словобразование наиболее праспространенных существительных....