СБО 5 класс Тема: Правила дорожного движения. Правила передвижения на велосипеде.
методическая разработка (5 класс) на тему

Филинкова Татьяна Игоревна

Вашему вниманию предлагается урок СБО 5 класс по теме "Правила дорожного движения. Правила передвижения на велосипеде" - конспект и презентация.

Цель: научить учащихся  правилам безопасного передвижения на велосипеде, правилам дорожного движения.

Задачи:

·         Обобщить и расширить знания учащихся о видах транспорта.

·         Познакомить с правилами дорожного движения, безопасного передвижения на велосипеде.

·         Разработать памятку безопасного передвижения на велосипеде применяя элементы проектной деятельности.

·         Корригировать и развивать мыслительную деятельность учащихся,  их творческую активность через проектную деятельность на уроке.

·         Корригировать и развивать восприятие учащихся, внимание через выполнение упражнений.

·         Формировать ответственное отношение к соблюдению правил безопасного дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_5_kl.rar2.24 МБ

Предварительный просмотр:

СБО 5 класс

Тема: Правила дорожного движения. Правила передвижения на велосипеде.

Цель: научить учащихся  правилам безопасного передвижения на велосипеде, правилам дорожного движения.

Задачи:

  • Обобщить и расширить знания учащихся о видах транспорта.
  • Познакомить с правилами дорожного движения, безопасного передвижения на велосипеде.
  • Разработать памятку безопасного передвижения на велосипеде применяя элементы проектной деятельности.
  • Корригировать и развивать мыслительную деятельность учащихся,  их творческую активность через проектную деятельность на уроке.
  • Корригировать и развивать восприятие учащихся, внимание через выполнение упражнений.
  • Формировать ответственное отношение к соблюдению правил безопасного дорожного движения.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: макеты памяток, материал для оформления памятки (разрезанные на предложения правила, картинки, двусторонний скотч, ножницы), индивидуальные карточки для опроса, компьютер, мультимедийный проектор.

План урока

1. Орг.момент

Цель: подготовка к работе

2. Подготовка к усвоению нового материала

Цель: организация познавательной деятельности

Методы: наглядный (презентация), упражнения для коррекции и развития мыслительной деятельности, беседа (повторение)

Индивидуальный и дифференцированный подход:

  • Работа командам (3 команды)
  • Индивидуальная помощь при формулировании ответов

1. Мы продолжаем изучать тему «Транспорт». На предыдущем уроке вы познакомились с видами транспорта и поэтому сможете мне помочь выбрать нужные слова. Работать будете командами.

Каждая команда выбирает название транспорта  для своей картинки и записывает их в тетрадях.(слайд №2)

 Слова:    самолет,   самосвал,   легковой автомобиль,   парашют,   теплоход,   вертолет,   яхта,   ракета,    ласты.

Вывод: по способу передвижения транспорт делится на наземный, воздушный и водный (слайд №3)

2. А еще транспорт различают по его назначению.

– давайте вспомним, какой транспорт бывает по назначению? (слайд №4)

3. Физминутка (слайд № 5):

Распределите изображения транспортных средств по группам: пассажирский, грузовой, специальный.

 Учитель бросает мяч, а ученик его ловит и называет  место для выбранного изображения (транспортные средства называют по порядку, так как на слайде анимация – по порядку).

4. Работа индивидуальная по карточкам:

Карточка №1

  • Транспорт – это средство, для ………..  
  • Пассажир – это человек, который
  • Шофер – это человек, который ………..

Выбери нужное и запиши:

// перевозки людей и грузов // едет в транспорте // ведет транспорт //

Карточка №2

  • Городской транспорт – это транспорт, который ……….
  • Пешеход – это человек, который …………

Выбери нужное и запиши:

// ездит по дорогам города // передвигается пешком //

5. Найдите слова, связанные с проездом на городском общественном транспорте и запишите их в тетрадь (слайд № 6):

 самолет, контроллёр, билет, автопогрузчик, кондуктор, метро, баржа, морской порт, проездной билет,

аэропорт, самосвал, водитель, пассажир. 

3. Новая тема

Цель: научить учащихся  правилам безопасного передвижения на велосипеде, правилам дорожного движения.

Методы: наглядный (презентация), объяснение, поочередное чтение вслух, элементы проектной деятельности.

Правила пешехода (слайд №7):

1. Прочитать правила вслух, объясняя, почему надо делать именно так.

  1. Переходим улицу на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу.
  2. Если светофора и перехода нет, то переходим улицу, посмотрев сначала налево, а потом направо.
  3. Если нет тротуара, то идем по обочине навстречу едущему транспорту.
  4. Нельзя переходить дорогу около крутого поворота или крутой горки.
  5. Нельзя играть на дорогах и рядом с ними.

2. Раздать распечатанные правила пешехода (учащиеся позже наклеят их в тетрадях)

Проектная деятельность

Вид проекта: творческий мини-проект.

Цель: формирование стремления к безопасному пользованию велосипедом.

  1. Организационный этап.

Учитель читает стихотворения про велосипед (слайд №8)

Я обратила внимание, что в школах, детских садах есть уголки с правилами дорожного движения, но нигде нет правил безопасного передвижения на велосипеде

- Как вы думаете, такие правила нужны? Почему? (слайд № 9)

-  А в нашей школе они бы пригодились? Почему?

- А вы знаете какие-нибудь правила езды на велосипеде?

- Как вы думаете, смогли бы мы с вами красиво оформить памятку безопасного передвижения на велосипеде для  нашей школы?

Давайте посмотрим знакомы ли вы с велосипедом, из каких основных частей он состоит (слайд №10)

Рама – основа на которой крепятся все остальные части.

Руль – при помощи него управляют велосипедом.

Седло – место для посадки велосипедиста

Педали – передают мышечные усилия ног через цепь колёсам

Колёса – за счёт их движения едет велосипед

Изготовление памятки велосипедиста

- Каждая команда будет разрабатывать свои правила вот по этим направлениям, объединив их вместе мы получим памятку велосипедиста.

- Я раздаю вам наборы правил, вы должны выбрать только те, которые считаете правильными.

- Для того, чтобы правильно оформить памятку вы должны:

внимательно прочитать, что я вам раздала, наклеить эти правила на листок, пронумеровать, придумать оформление: наклеить подходящие картинки.

Индивидуальный и дифференцированный подход:

  • Работа командами
  • Индивидуальная помощь при составлении памятки по необходимости.
  • Контроль и помощь конкретным ученикам (фамилии).

Правила для велосипедистов

 (правила нарезаны на предложения без нумерации, кроме этого даются «правильные» и «неправильные правила»)

«Правильные»

  • По улицам и дорогам города разрешается ездить на велосипеде с 14 лет.
  • Велосипедист должен знать и соблюдать правила дорожного движения.
  • Велосипед должен находиться в рабочем состоянии с исправными тормозами.
  • Для езды в ночное время у велосипеда должна быть спереди фара, а сзади – светоотражающее устройство.
  • Двигаться надо по правому краю дороги на расстоянии 1 метра от обочины.
  • При повороте велосипедист должен вытянуть в сторону ту руку, в сторону которой он будет поворачиваться.
  • Перед остановкой велосипедист должен поднять руку вверх.
  • Велосипедисту запрещается передвигаться по пешеходным дорожкам и тротуарам.
  • Велосипедисту запрещается передвигаться на велосипеде, не держась за руль.
  • Велосипедисту запрещается перевозить пассажиров на раме или руле.
  • Велосипедисту запрещается перевозить предметы или груз, выступающий более чем на полметра в ширину или длину от велосипеда.

Велосипедисту запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением.

«Неправильные правила»

•        У велосипеда должен быть прицеп с запасными колёсами

•        Велосипедист должен одевать специальный защитный костюм.

•        На велосипеде надо закрепить «мигалку».

•        На велосипеде можно перевозить до 3 пассажиров (на руле, на раме, на багажнике).

•        Велосипедист не обязан соблюдать правила дорожного движения.

•        Велосипедисту все должны уступать дорогу.

  1. Здоровьесберегающий этап (физминутка)
  2. Деятельностный этап:

- А теперь приняли правильную осанку в положении сидя и начинаем работу.

После выполнения каждая команда будет свою памятку представлять по плану:

1. Сколько  правил составили

2. Перечислить правила.

3. Доказать, что эти правила действительно важны.

4. Показать оформление.

\ выполнение работы 10-12 мин \.

  1. Презентационный этап:

Защита своих работ.

4. Закрепление полученных знаний

Цель: закрепить, применить на практике

Методы: упражнение с деформированным текстом (коррекция и развитие зрительного анализатора, внимания, мыслительной деятельности).

Индивидуальный и дифференцированный подход:

  • Контроль и помощь (фамилии учащихся)
  • Помощь по необходимости остальным учащимся.

  1. Найти ошибки в предложениях, заменить слова на правильные (слайд № 11, №12)
  2. Прочитать правила передвижения на велосипеде (слайд №13)

5. Подведение итогов

Рефлексия:

- Получилась ли у нас с вами памятка?

- Как вы считаете, нужна такая памятка велосипедисту, пассажиру?

- Где ее можно использовать?

- Чем мы рискуем, не соблюдая правила дорожного движения?

- Соблюдение правил дорожного движения – это жизненная необходимость.

Вывод: польза велосипеда (слайд № 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила дорожного движения: "Велосипед на дороге"

Нескучные правила дорожного движения  и поведения для велосипедистов. Презентацию можно ипользовать для бесед по ПДД....

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Молодое поколение России – за безопасность дорожного движения»

Мы живем в поселке, где из года в год стремительно растет число транспорта. Часто выезжаем в город. Случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить при переходе улицы без пешеходного и подземного п...

Правила дорожного движения - правила жизни

Мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, приуроченное к Всемирному дню памти жертв ДТП. Рекомендуемое для учащихся начальной школы....

Занятие по ПДД "Правила дорожного движения - правила для всех"

Познавательно-развлекательное занятие. Расчитано на 30-35 минут. Для разновозрастных групп....

Велосипед. Правила дорожного движения.

Памятка для юных велосипедистов....

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"...

Проект "Правила дорожного движения-правила жизни"

Проект  для учащихся 1-9 классов. Изучение ПДД с детьми с цельюформирования законопослушных пешеходов. Профилактика ДДТТ среди учащихся гимназии....