отчет учителя-логопеда о проделанной работе
статья на тему
Предварительный просмотр:
Отчёт о проделанной работе учителя-логопеда Сухаревой Л. Н. в Государственном казённом специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №6 VIII вида г. Благодарного» за 2013-2014 учебный год.
Логопедическую работу строю согласно рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида (письмо Министерство Образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. №29 /2194-6).
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи, что обеспечивалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов. Работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей c ОВЗ. В системе занятий реализую основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Исходя из общешкольных задач, намеченных годовым планом школы на 2013-2014 учебный год, перед логопедической службой были поставлены следующие задачи:
- Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) обучающихся;
- Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся, принятых на логопедические занятия;
- Коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе логопедических занятий;
- Высокая эффективность каждого логопедического мероприятия (занятия, консультации и т.д);
- Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности;
- Комплексное развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленное на:
- формирование правильного звукопроизношения;
- обогащение и развитие словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- формирование связной речи учащихся.
В 2013-2014 учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе перспективного планирования для умственно отсталых детей с системным недоразвитием речи согласно результатам проведённого логопедического обследования.
1. Всего на начало учебного года было выявлено с нарушениями речи | 47 |
2. Зачислено на логопедические занятия: - СНР тяжелая степень - с нарушениями письменной и устной речи - СНР средняя степень | 12 29 6 |
3. Поставлено на очередь | 2 |
4. Выпущено: - всего - со значительными улучшениями речи | 9 9 |
5. Оставлено для продолжения занятий - всего - с улучшениями речи | 38 33 |
6. Выбыл | 1 |
Из зачисленных детей было сформировано 9 групп, индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции произношения посещало 18 человек.
Коррекционную работу строю поэтапно. Во время индивидуальных и групповых занятий добивалась первичного умения воспроизводить тот или иной фонетический элемент, закрепляю полученные знания через упражнения, предусматривающие распад тех произносительных навыков, которые были утрачены. Максимально обеспечиваю личностно-ориентированный подход к каждому ребенку с ОВЗ.
Все направления логопедической работы осуществляю одновременно, т.е. на одном занятии провожу работу как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря, и развития грамматического строя речи.
Занятия проводятся в логопедическом кабинете, который находится на втором этаже, общая площадь 11 кв.м.
Кабинет оснащен специальным логопедическим оборудованием, имеется паспорт кабинета и план развития кабинета, а также портфолио учителя- логопеда. В кабинете по различным направлениям собран и создан богатый материал (методический, наглядный, речевой, дидактический). Для организации работы с учащимися непрерывно пополняется методическая база кабинета: методические разработки по структуре различных занятий при разных логопедических патологий, дидактические игры, раздаточный
материал. Коррекцию нарушений (особенно нарушений звукопроизношения на логопедических занятиях) увязываю с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторикой у учащихся с ограниченными возможностями в здоровье. В логопедические занятия, особенно в 1, 2, 9 «а» классах, продолжаю включать упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики, использую компакт диск «Веселая логоритмика». В ходе логоритмики у учащихся развивается речь, счетные навыки, расширяется кругозор, формируются количественные и временные представления.
Коррекционные упражнения, игровые упражнения, включенные в занятия, содержат творческий потенциал для организации мыслительной и речевой активности детей с ОВЗ, вызывают положительные эмоции, что повышает эффективность обучения.
Здоровьесберегающие технологии использую на каждом логопедическом занятии: упражнения для кистей рук, артикуляционные упражнения, упражнения по развитию речевого дыхания.
В соответствии с целью работы логопедической службы, с учетом общего методического плана за 2013-2014 учебный год были проведены следующие мероприятия:
I. Организационная работа.
- Проведено логопедическое обследование обучающихся с речевой патологией и заполнены речевые карты.
- Обучающиеся, нуждающиеся в логопедической помощи, зачислены в группы с учётом возраста и речевого дефекта.
- Составлено расписание логопедических занятий и согласовано с администрацией школы.
- Логопедический кабинет подготовлен к началу занятий.
- В течение учебного года регулярно пополнялись материалом логопедические уголки в группах.
- Логопедический кабинет был пополнен новыми пособиями:
- Слоговые таблицы.
- Пособия для формирования навыка чтения и звуко-буквенного анализа.
- «Буквы», «Звуки и буквы».
- Набор текстов для проверки техники чтения.
- Артикуляционные профили звуков.
- Альбом по развитию речи.
- Дидактические игры на дифференциацию и автоматизацию звуков речи.
- Дидактическая игра «Делим слова на слоги».
- Карточки – символы гласных звуков.
- Продолжаю вести работу по накоплению компьютерных программ для коррекции речи, психических процессов, провожу систематизацию методического материала в электронном виде.
II. Коррекционная работа.
В течение учебного года проводились коррекционные фронтальные и индивидуальные занятия логопеда согласно циклограмме рабочего времени.
- Научно-методическая работа.
- Инновационная деятельность.
В своей работе использую технологию моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях Ткаченко Т.А.
Технология Т.А. Ткаченко «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития и коррекции речи у детей с СНР I уровня» позволяет развивать мотивацию вербального общения, формировать первичные произносительные умения и навыки, совершенствовать слоговую структуру слов, автоматизировать вызванные звуки речи, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас и структуру предложений, совершенствовать связные высказывания.
Использую нетрадиционные приёмы работы по развитию артикуляционной моторики (авторы В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко). В работе с детьми применяю такие нетрадиционные упражнения, как: упражнения шариком и др.
2.Работа с педагогическим коллективом:
- Проведена консультация для учителей начальных классов по теме: «Понятие и причины оптической диграфии», 05.11.2013 г. Разработаны и даны были рекомендации по теме.
- Проведена консультация для воспитателей по теме: «Причины и степени речевого недоразвития детей с недоразвитием интеллекта», 17.10.2013 г. Разработаны и даны были рекомендации по теме.
- Проведена консультация для воспитателей по теме: «Значение и развитие мелкой моторики для коррекции речевых нарушений», 22.01.2014 г. Разработаны и даны были рекомендации по теме.
- Проведена консультация для русского языка по теме: «Формирование навыков чтения у учащихся 5-7 классов», 15.12.2013 г. Разработаны и даны были рекомендации по теме.
- Выпустила методички для учителей начальных классов и воспитателей школы «Умные пальчики».
- Регулярно знакомилась с результатами диагностики, проведённой психологом школы, содержанием работы учителей начальных классов (по русскому языку и чтению) и воспитателей групп с 1, 2-7, 9 «а» классы.
- Проводилось еженедельное консультирование педагогов школы по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе направленной на устранение речевого недоразвития.
- Логопедические уголки групп регулярно обновлялись новой информацией.
- Регулярно готовила необходимую документацию и принимала участие в работе школьной ПМПк.
3. Работа с родителями и другими представителями детей:
- Проведена консультация для родителей, по теме: «Развитие артикуляционной моторики у детей», « Дыхательная гимнастика» 26.10.2013 г.
- Выступила на родительском собрании в 5,3 классах по теме: «Семья, имеющая ребенка с речевыми нарушениями», 28.12.2013 г. Выпущена методичка для родителей по теме.
- Выпущена методичка для родителей на тему: «Дыхательная гимнастика».
- Выпущены памятки для родителей, обучающихся на тему: «Артикуляционная гимнастика с мамой».
4. Представление собственного теоретического опыта:
- Создала в социальной сети работников образования nsportal.ru. свой персональный сайт и разместила методические материалы на личном сайте «Портфолио логопеда», годовые планы, календарно-тематические планы логопедической работы с 1, 2-7, 9 «а» классов коррекционной школы VIII вида, рекомендации родителям. Получила свидетельства о публикации в электронном СМИ и сертификаты. Была поощрена благодарностью за активное участие в социальной сети работников образования nsportal.ru.
- На школьном сайте поместила модели совместной работы учителя-логопеда с психологом школы, схема совместной работы учителя-логопеда с педагогами.
5. Представление собственного практического опыта:
- Проведен логопедический утренник «Путешествие в страну красивой речи» для обучающихся 1, 2-7, 9 «а» классов школы, как итог логопедической работы,28.04.2013г.
Цель утренника, помимо демонстрации произносительных навыков учащихся с ОВЗ является расширение и активизация словарного запаса, закрепление навыка и синтеза, использование игровых приемов, способствующих формированию и содержанию интереса к школе, активизации мыслительной деятельности, решение логических задач, воспитание интереса к логопедическим занятиям.
6. Повышение профессионального мастерства:
- Прошла дистанционные курсы в учебном центре «Логопед-Мастер» в г. Москве по теме: «Универсальная система коррекции фонетических нарушений у детей. Сочетание традиционных подходов с инновационными технологиями», с 08.02.2014г. по 10.02 2014 года.
В своей работе использую ИКТ, занятия, консультации, родительские собрания становятся «современными», интересными, насыщенными, что повышает эффективность и результативность работы.
Принимаю участие в работе МО учителей начальных классов, воспитателей; в районном МО логопедов. Осуществляю самообразовательную работу по новинкам методических журналов «Воспитание и обучение детей с нарушениями речи», «Дефектология», «Начальная школа», «Коррекция и развитие» и другие с целью повышения своего профессионального уровня.
Учитывая динамику речевого развития за 2013-2014 учебный год, добилась следующих результатов:
превосходная - 9 чел. (19%); положительная -32 чел. (68%); незначительная - 6 чел. (13%).
Систематическая работа в тесном контакте с воспитателями, учителями, посещение уроков учителей с целью наблюдения за учащимися - речевиками, взаимосвязь с родителями дали высокую эффективность каждого занятия, своевременное выявление трудностей, которые испытывает ребенок с ОВЗ на уроках и определение целей для каждого занятия.
На 2014-2015 учебный год планирую улучшить формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушением речи, с целью увеличить роль работы родителей и повысить результаты работы; проводить занятия, используя различные современные методы коррекционной логопедической работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой отчет учителя-логопеда. Таблица.
В отчете представлено количество учащихся, занимающихся на логопункте....
Аналитический отчет учителя-логопеда
Аналитический отчет о педагогической деятельности учителя-логопеда за межаттестационный период работы...
Отчет учителя-логопеда о результатах работы за 2012-2013 уч. года
МКДОУ № 20 г. АшиГруппа: Старшая логопедическая Ф.И.О. логопеда: Устюгова Ю. С. Дата составления отчета: 30.05. 2013 г....
Годовой отчет учителя-логопеда
Годовой отчет учителя-логопеда о проделанной коррекционной и методической работе за 2012-2013 учебный год....
Система логопедической работы в школе. Отчет учителя - логопеда
Отчет учителя -логопеда МКОУ СОШ с УИОП пгт.Санчурск Кировской области о работе за I четверть...
отчет учителя-логопеда о проделанной работе
годовой отчет...
отчет учителя-логопеда
аналитический отчет за 2013-2014 уч.год...