Развитие словообразования у младших школьников
учебно-методический материал на тему

Содержание методики исследования словообразования в импрессивной речи

        у детей с общим недоразвитием речи.

 

Задание №1

 Дифференциация уменьшительно – ласкательных форм  существительных.

Процедура: Перед ребенком раскладываются картинки, на них изображены предметы разных размеров. Ребенок показывает картинку соответствующую заданию.

Инструкция: « Дай мне дом, дай домик и т.д.»

Речевой материал: картинки, на которых изображен дом, домик, стол, столик, стул, стульчик, ложка, ложечка, гриб, грибок, ваза, вазочка.

Задание №2

Дифференциация глаголов с различными приставками

Процедура: Перед ребенком раскладываются картинки. На картинках изображены   действия предметов, людей, которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок. Ребенок показывает на картинку, соответствующую вопросу.

Инструкция: «Покажи где мальчик входит, а где выходит; какая девочка наливает воду, а какая выливает воду; где самолет улетает, а где прилетает; какой мальчик раздевается, а какой одевается; где машина подъезжает, а где она уезжает, приезжает, заезжает, объезжает, выезжает, въезжает».

Речевой материал: серия сюжетных картинок

Задание №3

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Процедура: Логопед предлагает ребенку показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается.

Инструкция: «Посмотри  на картинки. Покажи, где мальчик поет, а где спел? Где обедает, а где пообедал?»

Речевой материал: Пары картинок: человек  поет, спел; ест, съел; делает, сделал; рисует, нарисовал; читает, прочитал.

Задание№ 4

Дифференциация качественных прилагательных.

Процедура: Ребенку показывают изображение Незнайки и предлагают внимательно слушать, что он говорит и исправить ошибки.

Инструкция: « К нам в гости пришел Незнайка. Он часто говорит неправильно. Ты будь внимателен, если он скажет что-нибудь неправильно, поправь его».

Речевой материал: правильные и неправильные словосочетания- ветреный день, дождная осень, трусливый заяц, ветреновый заяц, холодное утро, морозновый  ветер, солнечное лето, холодновое утро, дождливая осень, морозный вечер, веселый праздник,  трусостный заяц, весельный праздник.

Задание №5

Дифференциация  относительных прилагательных.

Процедура:  Ребенку показывают изображение Незнайки и предлагают внимательно слушать, что он говорит и исправить ошибки.

Инструкция: « К нам в гости пришел Незнайка. Он часто говорит неправильно. Ты будь внимателен, если он скажет что-нибудь неправильно, поправь его».

Речевой материал: Правильные и неправильные словосочетания  - соломный дом, кожаная сумка, шелковое платье, метальные ножницы, соломенная крыша, фарфорный чайник, шелкованное платье, металлические ножницы, железенный нож, бумаженный самолет, снеговый ком, кирпичовая труба, деревная ложка, шерстяной свитер, пухная подушка, капустовый лист, сливное варенье, кленовый лист, сосная шишка, капустная шишка, капустный лист, сливное варенье, кленный лист, сосновая шишка, капустный лист, малиное варенье, вишневое варенье, осиний лист, черниковое варенье, осиновый лист, черничное варенье, черниковое варенье, фарфоровый чайник.

Задание №6

Дифференциация притяжательных прилагательных

Процедура: Перед ребенком раскладываются картинки и он показывает соответствующие вопросам картинки

Инструкция: « Посмотри на картинки

                        Покажи дедушкину книгу.

              .         Покажи заячий хвост.

                        Покажи мамин платок.

                        Покажи лисьи уши.

                        Покажи олений рог.

                        Покажи волчьи зубы» .

Речевой материал: картинки с изображением дедушки с книгой, зайца, мамы с платком на шее, лисы, оленя, головы волка.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной компетентности младших школьников в условиях работы по технологии Ю. А. Поташкиной

Всегда интересны те технологии, которые формируют грамотность школьников, развивают их способности к речевому взаимодействию, овладению русским языком как средством получения знаний по другим учебным ...

Развитие творческих способностей младших школьников через внеклассные мероприятия

Видеть в каждом ученике личность, помочь словом и делом, содействовать            тому, чтобы каждый из них поверил в себя, раскрыл свои способно...

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Развитие словообразования у младших школьников

Содержание методики исследования словообразования в импрессивной речи         у детей с общим недоразвитием речи.   Задание №1  Дифференциация уменьшит...

Развитие словообразования у младших школьников

Содержание методики исследования словообразования в импрессивной речи         у детей с общим недоразвитием речи.   Задание №1  Дифференциация уменьшит...

. «Нетрадиционные приемы работы для развития ручной умелости младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями в развитии"

Статья в сборнике в рамках научно-практической конфеенции с международным участием "Я в мир удивительный этот пришел"...

Особенности словообразования у младших школьников с ОВЗ ТНР V вида.

В настоящее время наблюдается увеличение численности детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проблема формирования у таких детей лексико-грамматических средств занимает важное м...