программы
учебно-методический материал на тему
нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушения фонематического слуха, не владеет звуковым анализом и синтезом, отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
![]() | 45.5 КБ |
![]() | 44.5 КБ |
![]() | 49 КБ |
![]() | 85.5 КБ |
![]() | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ст. Костромской Краснодарского края
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое
недоразвитие речи.
Учитель-логопед: Затынайченко Л.И.
Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Актуальная проблема: нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушения фонематического слуха, не владеет звуковым анализом и синтезом, отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Цель программы: устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Задачи:
- развитие общей и мелкой моторики.
- развитие мимики и эмоций.
- коррекция просодии.
- развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.
- развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
- коррекция звукопроизношения.
- коррекция слоговой структуры слова.
- пополнение активного словаря.
- коррекция логического мышления и грамматического строя речи.
Форма проведения занятия - индивидуальная/два раза в неделю, 68 часов.
Продолжительность одного занятия-15 минут.
Содержание работы.
1. Развитие общей и мелкой моторики. | Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. |
2. Развитие мимики и эмоций. | Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида. |
3. Развитие просодии. | Упражнения на развитие просодических компонентов (формирование правильного дыхания, силы и подвижности голоса, интонационной стороны речи). |
4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания. | Артикуляционные упражнения для губ: - вытягивание трубочкой; -растягивание в ниточку, в улыбку; -округление губ; - вытягивание трубочкой с последующим дутьём; -поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал; - крепкое сжатие; - вибрация. Артикуляционные упражнения для языка: - язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой; - присасывание языка к верхним альвеолам; - распластывание широкого языка и удержание его между зубами; - движение вперёд-назад при открытом рте; - движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса; - язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта; - присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного трр. Дыхательные упражнения: -подыши одной ноздрей; -воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание); -ветер (очистительное, полное дыхание); -послушаем свое дыхание. |
5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?». Узнавание звука на фоне ряда слогов. Узнавание звуков на фоне слова. Определение первого гласного звука в слове. |
6. Коррекция звукопроизношения. | Постановка и автоматизация звуков. |
7.Коррекция слоговой структуры слова. | Формировать умение делить слова на слоги (дидактические упражнения). |
7. Пополнение активного словаря. | Называние формы и цвета предметов. Называние антонимов, синонимов. |
8. Коррекция логического мышления и грамматического строя речи. | Классификация предметов. Упражнения: «Разложи предметы», «Четвертый лишний», «Найди четвертого». Развитие валентности слов. Упражнения: «Чей домик?», «Предметы и профессии», «Подбери предмет к действию», «Подбери признак к предмету». Составление словосочетаний. Упражнения: «Кто сказал мяу?», «Кто в лесу живет?». Активизация словообразовательных процессов. Совершенствование навыков подбора и употребления в речи антонимов — глаголов, прилагательных, существительных. Упражнение в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи. Обучение дифференцированному использованию в речи простых и сложных предлогов. |
Сроки динамического контроля (динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная; особенности речевого развития): январь, май.
К концу обучения учащийся должен знать:
-артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;
-звуки гласные и согласные, их различение;
-термины: артикуляция, звук, буква;
К концу обучения учащийся должен уметь:
-слышать выразительность речи других;
-определять количество и последовательность звуков в словах;
-различать гласные и согласные звуки;
-различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
-различать артикуляторно-сходные, свистящие и шипящие звуки;
-различать предметы по вопросам;
-дифференцировать предлоги в речи;
-объяснять значение слов;
-писать слуховые и зрительные диктанты;
-отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
-располагать предложения в правильной последовательности;
-правильно использовать личные местоимения вместо имени существительного;
-составлять предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку.
-выделять предложения из текста;
Список использованной литературы.
1.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
2.Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
3.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
4.http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ст. Костромской Краснодарского края
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи.
Учитель-логопед: Затынайченко Л.И.
Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи.
Актуальная проблема: недоразвитие речи, как системы, отсутствие большинства звуков в речи, нарушение понимания обращенной речи, несформированность фонематического слуха, бедность словаря. Речь невнятна, маловыразительна.
Цель программы: максимальная коррекция всех компонентов речи.
Задачи:
- развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи.
- развитие общей и мелкой моторики.
-развитие мимики и эмоций.
- развитие артикуляционной моторики.
- развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
-коррекция звукопроизношения.
-развитие импрессивной речи.
-формирование речевых навыков и слоговой структуры слова.
-пополнение пассивного и активного словаря.
Форма проведения занятия—индивидуальная/два раза в неделю, 68 часов.
Продолжительность одного затятия-15 минут.
Содержание работы.
1. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи. | Показ предметов и частей тела. Выполнение действий по инструкции логопеда. Отгадывание предметов по описанию. Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий. Определение причинно-следственных связей. |
2. Развитие общей и мелкой моторики. | Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. |
3. Развитие мимики и эмоций. | Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида. |
4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания. | Артикуляционные упражнения для губ: - вытягивание трубочкой; -растягивание в ниточку, в улыбку; -округление губ; - вытягивание трубочкой с последующим дутьём; -поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал; - крепкое сжатие; - сосательные движения; Артикуляционные упражнения для языка: - язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой; - присасывание языка к верхним альвеолам; - распластывание широкого языка и удержание его между зубами; - движение вперёд-назад при открытом рте; - попеременный захват языком то верхней, то нижней губы; - движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса; - движение влево-вправо; - движение вверх-вниз; - цоканье; |
5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?». Узнавание звука на фоне ряда звуков. Узнавание звука на фоне ряда слогов. Узнавание звуков на фоне слова. Определение первого гласного звука в слове. Дифференциация звуков. |
7. Коррекция звукопроизношения. | Постановка и автоматизация звуков. |
8. Развитие импрессивной речи. | Узнавание признаков предметов по картинкам. Исключение лишнего предмета. |
9. Формирование речевых навыков и слоговой структуры слова. | Формирование умения произносить слоги. Формирование умения произносить двусложные слова с прямыми открытыми слогами. Формирование умения произносить односложные слова. |
10. Развитие словаря. | Уточнение и активизация словаря (по лексическим темам). |
Сроки динамического контроля (динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная; особенности речевого развития): январь, май.
К концу обучения учащийся должен знать:
-артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного языка;
-артикуляторные упражнения;
-регуляцию силы голоса;
-признаки гласных и согласных звуков: гласные ударные и безударные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие;
-слова с непроверяемыми написаниями в корне;
-понятие «текст» и его признаки.
К концу обучения учащийся должен уметь:
-различать гласные и согласные звуки;
-различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
-различать акустически близкие звуки;
-дифференцировать предлоги в речи;
-производить звуко-буквенный анализ слов;
-объяснять значение слов;
-определять слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
-различать имена собственные и нарицательные;
-писать слуховые и зрительные диктанты;
-отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
-составлять предложения на заданную тему;
-восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам;
-определять тему рассказа, основную мысль.
Список использованной литературы.
1.Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
2.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
3. Л.Н. Ефименкова. Формирование связной речи у детей- олигофренов. - Москва, 1980 г.
4.http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ст. Костромской Краснодарского края
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
Логопедическое заключение:
нарушение лексико-грамматического строя речи.
Учитель-логопед: Затынайченко Л.И.
Логопедическое заключение: нарушение лексико-грамматического строя речи.
Актуальная проблема: снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, отмечается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, в речи имеются аграмматизмы.
Цель программы: повышение уровня сформированности лексико-грамматических средств языка младших школьников; развитие общей коммуникативно-речевой культуры.
Задачи:
- совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
- активизировать отработанную лексику в постоянной связи с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.
- формировать практические навыки словообразования и словоизменения, упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий
- вырабатывать умение употреблять простые распространенные и сложные предложения.
- обучать самостоятельному высказыванию.
- развивать внимание, память, логическое мышление в играх, игровых заданиях и упражнениях.
Форма проведения занятия—индивидуальная/два раза в неделю, 68 часов.
Продолжительность одного затятия-15 минут.
Содержание работы.
1.Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики | Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Артикуляционные упражнения (разработка нижней челюсти, мягкого нёба, щёк, губ, языка). |
2.Развитие познавательной активности учащегося | Активизация различных мыслительных процессов (памяти, логического мышления творческой деятельности). Узнавание признаков предметов по картинкам. Исключение лишнего предмета. Сравнение предметов. |
3.Формирование навыков словообразования и словоизменения | Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и существительных. Притяжательные прилагательные на –ин-. Родственные слова. Падежные конструкции. Родительный падеж мн. числа существительных. Подбор слов-признаков, слов-действий к предметам; слов-предметов к признакам. Образование слов-признаков от предметов. Согласование местоимений с существительными. Формирование умения произносить двусложные слова с прямыми открытыми слогами. Формирование умения произносить односложные слова. |
4.Развитие словаря | Уточнение и активизация словаря (по лексическим темам). Соотнесение слова с предметом. Связь слова с определенным понятием. Соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка. |
5.Развитие связной речи | Составление предложений. Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ по сюжетной картинке. Пересказ без опоры картинки. Рассказ по серии сюжетных картинок. Рассказ по сюжетной картинке. Самостоятельный рассказ. |
Сроки динамического контроля (динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная; особенности речевого развития): январь, май.
К концу обучения учащийся должен знать:
-артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;
-признаки гласных и согласных звуков;
-термины: артикуляция, звук, буква;
-слова с непроверяемыми написаниями в корне;
-написание звонких и глухих в конце слова;
-понятие «текст» и его признаки;
-знаки препинания в конце предложения.
К концу обучения учащийся должен уметь:
-различать гласные и согласные звуки;
-различать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
-обозначать мягкость согласных буквой Ь;
-дифференцировать предлоги в речи;
-подбирать однокоренные слова;
-писать слуховые и зрительные диктанты;
-составлять распространённые предложения;
-составлять предложения из слов, данных в начальной форме;
-составлять небольшие рассказы по картине;
-восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам;
-описывать несложные знакомые предметы по данному плану.
Список использованной литературы:
1.Логопедия / под ред. Волковой Л. С. - Москва.1995г.
2. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. - Москва, 1999г.
4. Л. Н. Ефименкова. Коррекция звуков речи у детей. - Москва, 1987г.
5. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ст. Костромской Краснодарского края
Подгрупповая коррекционно-развивающая программа по коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи обучающихся (ФФН)
Учитель-логопед: Затынайченко Л.И.
Подгрупповая коррекционно-развивающая программа по коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи обучающихся (ФФН)
Пояснительная записка.
Многие исследователи отмечают, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Цель программы: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития.
Задачи программы:
- нормализация звуковой стороны учащихся;
- развитие силы, подвижности, переключаемости органов артикуляции;
- расширение импрессивного и экспрессивного словаря;
- формирование полноценных фонематических процессов и представления о звукобуквенном составе слов;
- формирование навыков звукового анализа;
- развитие коммуникативности, успешности в общении.
Методы и средства оценки результативности реализации:
В качестве результатов реализации программы выступают следующие:
-полное преодоление речевых нарушений;
-значительная положительная динамика речевого развития детей;
Занятия проводятся 4 раза в неделю. Всего 136 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год: сентябрь и май.
Распределение часов по разделам.
№ п/п | Тема раздела | Содержание работы |
1 | Развитие силы, подвижности, переключаемости органов артикуляции (развитие артикуляционного аппарата) | Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика, самомассаж, речевая зарядка). |
2 | Развитие звуковой стороны речи | Постановка, автоматизация дефектных звуков. Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков. Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. |
3 | Развитие словаря | Уточнение и активизация словаря (по лексическим темам). Освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений. Проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им. |
4 | Формирование полноценных фонематических процессов и представления о звукобуквенном составе слов; | Узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем). На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове. Развитие навыков звукового анализа. |
5 | Развитие связной речи, коммуникативности | Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания; точное формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях. |
Учащиеся должны знать:
- понятия: «звук», «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий звук», «звонкий - глухой звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- чем отличаются между собой: звуки и буквы, слоги, слова и предложения;
- как дифференцировать оппозиционные звуки;
Учащиеся должны уметь:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- овладеть правильным звукослоговым оформлением речи;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком определять место заданного звука в слове;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
- работать со словарём.
Список использованной литературы.
1.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
2. http://festival.1september.ru/articles
3. 1.Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю Организация логопедической
работы в школе. М., 2001.
4.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 2001.
5. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
6.Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
7.Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта
Учитель-логопед: Затынайченко Людмила Ильинична
Дата проведения диагностики: начало года _______________; конец года ______________
Учебный год: 2013-2014г.
N п/п | Фамилия, имя учащегося | Звуковая культура речи | Фонема-тическое восприятие | Развитие словаря | Граммати-ческий строй речи | Просоди-ческая сторона речи | Связная речь | Уровень речевого развития (%) | Примечание | |||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||||
24 | ||||||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||||
26 | ||||||||||||||||||||||
27 | ||||||||||||||||||||||
28 | ||||||||||||||||||||||
29 | ||||||||||||||||||||||
30 | ||||||||||||||||||||||
1б.-выполнение грубо нарушено;
2б.-значительно ограниченно;
3б.-ограниченно;
4б.-приближено к норме;
5б.-возрастная норма.
Результаты диагностики уровня речевого развития детей
Начало года: Конец года:
Высокий уровень:_______детей_________% Высокий уровень:_______детей_________%
Средний уровень:_______детей_________% Средний уровень:_______детей_________%
Низкий уровень:________детей_________% Низкий уровень:________детей_________%
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...