Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?
статья по теме

Мамедова Татьяна Викторовна

В данном материале описаны основные признаки СДВГ и пути коррекции. Даны советы родителям, имеющим детей с СДВГ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок.

Как ему помочь?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. По данным зарубежных и отечественных исследований, частота СДВГ среди детей этих возрастных групп достигает 4,0 - 9,5 % , при этом СДВГ преобладает среди мальчиков, и соотношение  мальчиков и девочек с СДВГ в среднем составляет 5/1.

Гиперактивность – понятие психопатологическое, т.е. отражающее болезненное проявление двигательной активности ребенка. Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение и с трудом поддается контролю извне.

К настоящем времени причины и механизмы развития СДВГ остаются недостаточно выясненными. В основе развития СДВГ лежат: наследственная предрасположенность; патологии беременности - токсикозы, угроза прерывания беременности, хронические соматические заболевания, действие токсических факторов  (контакты с токсичными химическими веществами на производстве, употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков); патологии родов – быстрые или затяжные роды, применение акушерских пособий; патологии периода новорожденности – асфиксия, недоношенность и переношенность, родовая травма, анемия.

Проблеме гиперактивности уделяется серьезное внимание во многих странах. Связано это, во-первых, с частотой гиперактивности у современных детей. Во-вторых, проявления гиперактивности часто сочетаются с трудностями в обучении и эмоциональными проблемами ребенка – это может повлиять на его дальнейшую судьбу, на взаимоотношения с окружающими людьми. В-третьих, чем точнее специалисты могут определить причины и характер нарушений поведения, тем успешнее будет их помощь ребенку.

Первые проявления гиперактивности заметны уже с первых дней жизни ребенка: такие дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму), плохо спят и едят, капризничают, когда укладывают в постель, во время бодрствования подвижны и возбуждены. Начав ходить, они «везде суют свой нос», постоянно во все вмешиваются и чего-то требуют, за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не поранились, не попали в опасную или неприятную ситуацию.

В возрасте 2 – 4 лет у гиперактивного ребенка отчетливой становится неспособность сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, его игры носят преимущественно хаотический характер, ему трудно усидеть спокойно даже у телевизора. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на занятиях и утренниках в детском саду.

С первых дней школьного обучения неспособность длительное время сосредотачивать внимание и контролировать свое поведение становится наиболее выраженной. Ребенок не может сидеть за партой, отвлекается, встает, ходит по классу. Он неуправляем, не может спокойно сидеть, «пристает» к другим детям, невнимателен, не может сосредоточиться, не слушает педагога, не исправляет своих ошибок, не реагирует на обычные дисциплинарные меры. Все это сочетается с трудностями в освоении чтения, счета, письма. Нередко проявляются такие проблемы, как запоздалая установка «ведущей» руки, нарушение тонкой координации движений кистей и пальцев рук, затрудняющее обучение письму, нарушение зрительно-пространственной координации. Такой ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается, его действия недостаточно целенаправленны,  ему очень трудно выполнить несколько последовательных действий, необходимых для достижения какой-то цели.

Поступки таких детей часто носят импульсивный характер (сначала сделают, потом подумают), могут быть безрассудными, иногда даже опасными для них самих: перебегают улицу, не глядя на движущийся транспорт, занимаются опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной активности, основным в его структуре является дефицит (недостаточность) внимания. К нарушениям внимания относятся трудности его удерживания (ребенок не собран, не может самостоятельно довести выполняемое задание до конца), снижение избирательности внимания и неспособность надолго сосредоточиться на определенной деятельности, выраженная отвлекаемость, неусидчивость, частые переключения с одного занятия на другое, постоянное забывание того, что нужно сделать, потери своих вещей, необходимых в школе и дома. СДВГ проявляется и в импульсивности, которая выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. В классе во время уроков он выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других, вмешивается в разговор или работу находящихся рядом детей или взрослых; бывает не  в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий. Это нередко создает конфликтные ситуации, затрудняет контакты со сверстниками, приводит к агрессивному поведению.

Такой ученик вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он просто не хочет ничем сосредоточенно заниматься, не желает подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается не в том, что он не «не хочет», а в том, что он не может вести себя правильно из-за специфических нарушений мозговых систем, регулирующих целенаправленное внимание и поведение.

Практика показывает, что у большинства детей, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, к подростковому возрасту двигательная расторможенность  значительно уменьшается или исчезает совсем. Могут сохраниться неустойчивость внимания и импульсивность поступков, нередко нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, может появиться тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Это чаще возникает из-за школьных неуспехов, постоянного осуждения и отвержения.

Неумение «правильно себя вести», раздражительность и вспыльчивость часто приводят к тому, что гиперактивного ребенка постоянно ругают взрослые и отвергают другие дети. У такого ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка: ребенок «понимает», что он – плохой. Тогда он защищается от недоброжелательного мира, не принимающего его. Симптомы защиты разнообразны - это могут быть враждебность ко всему, связанному с обучением, проявления протеста, неврозы (энурез, который вообще достаточно часто сопровождает состояние  гиперактивности, тики, заикание, головные боли и другие психосоматические расстройства – боли в животе, астматические приступы и т.п.). У некоторых детей возникают психопатоподобные расстройства (например, ребенок убегает из дома или начинает воровать деньги у родителей, «утешая» себя купленными на них сладостями). Развитие таких вторичных нарушений в значительной степени зависит от среды, которая окружает ребенка, и определяется тем, насколько взрослые способны понять трудности, возникающие у гиперактивного ребенка, проявить доброжелательное внимание и поддержку.

Поставить диагноз СДВГ может только специалист – врач-психоневролог. Большинство гиперактивных детей нуждается в лечении, чаще всего – с помощью успокоительных средств. Подбор лечения индивидуален и должен осуществляться лечащим врачом. Лечение может резко изменить состояние гиперактивного ребенка в лучшую сторону, снизив его двигательное беспокойство и способствуя лучшей концентрации внимания. Но все-таки полностью устранить последствия гиперактивности с помощью лекарств не удается.

Дети с гиперактивностью остро нуждаются в четкой организации своей жизни – такая организация должна не подавлять активность ребенка, а помочь ему управлять этой активностью на пользу себе и окружающим. Гиперактивные дети нуждаются в ясных границах, определяющих допустимое поведение. Нельзя «идти у них на поводу» - это приведет только к усилению хаоса. В то же время нельзя требовать того, что им не под силу – это закономерно приведет к непослушанию, протесту, а самое неприятное – к отношению ребенка к самому себе как плохому, непослушному.

Правила, предлагаемые гиперактивному ребенку, должны быть простыми, ясными, насколько это возможно, немногочисленными. Если что-то «нельзя», то запрет должен соблюдаться всегда, а не зависеть от настойчивости ребенка или настроения взрослого.

Такому ребенку необходим четкий режим дня, который способствует налаживанию внутреннего ритма, но для этого он должен быть постоянным, а не осуществляться от случая к случаю.

Следует избегать чрезмерного перенапряжения ребенка. Идея «утомить его как следует» приведет скорее к перевозбуждению, чем к расслаблению.

Беспорядок, раскиданные вещи – очень характерная черта гиперактивного ребенка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания на то, чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. В то же время беспорядок сильно дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться. Поддерживать порядок необходимо, только метод поучений и нотаций в этом случае не годится. Лучше убирать игрушки и другие вещи вместе, при этом поручения, которые даются ребенку, должны быть небольшими по объему. Лучше пусть их будет несколько и предъявляются они не все сразу, а по мере выполнения предыдущего.

Дома желательно свести к минимуму резкие звуки, шум, не стоит жить на фоне включенного телевизора, громко или напряженно выяснять отношения при ребенке.

Для гиперактивных детей недопустима вседозволенность, они нуждаются в четком определении правил поведения и твердом пресечении поведения недопустимого. Здесь следует избегать бессмысленных «воззваний к совести» и угроз страшными наказаниями, можно взять его за руку, отвести в спокойное место, дать остыть и лишь после этого продолжить (или прекратить – смотря по обстоятельствам) деятельность, которой был занят ребенок. Главное условие успеха таких педагогических мероприятий – не идти на поводу у ребенка, не опускать руки от собственного бессилия и не впадать в ярость.

Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, необходимо тщательно взвесить, сможет ли он с этим справиться. Занятия с ним надо строить так, чтобы его деятельность оказалась успешной, а поставленная цель – выполненной, достигнутой. Очень важно, чтобы ему было интересно то, что он делает, понятно, что это, зачем, что предполагается получить в результате. Необходимо помогать ребенку приступить к выполнению задания, т.к. начало для него – самое трудное.

Гиперактивного ребенка необходимо научить делать что-то по образцу, повторять при необходимости уже проделанные действия, получать результат, соответствующий поставленной цели, оценивать его.

Помогая ребенку в какой-либо деятельности, важно оставлять ему самый радостный, завершающий этап. Надо почаще показывать ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь. И нельзя забывать похвалить ребенка за полученный результат – тогда ребенок почувствует не только радость от совместной работы, но и ощутит гордость творца за созданное произведение. Гиперактивным детям желательно наглядно показывать, что и как следует делать; словесные объяснения должны быть как можно короче и четче.

 При обучении гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебного материала реальным возможностям ребенка. Нельзя давать ребенку поручения и задания, не соответствующие его уровню развития и способностям.

Можно прописывать соглашение с таким ребенком типа: «Я, Алексей, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше». Такое соглашение должно учитывать пределы возможного для ребенка и оговаривать только одно условие.

Не следует давать ребенку только директивные указания: « Ты должен сделать то-то и то-то». Лучше говорить с ним в более мягкой форме: «После того, как ты приготовишься ко сну, можешь посмотреть телевизор».

Надо напоминать ребенку о его обязанностях не только устно. Можно повесить их перечень на стену, чтобы он их видел. Расширять список обязанностей ребенка нужно постепенно, по мере того, как убедитесь, что он научился справляться с ними, не отвлекаясь.

Прежде, чем давать ребенку выполнение новой обязанности, надо показать ему несколько раз, как ее нужно выполнять. Следует объяснить ребенку, что обязанности, не выполненные в срок, придется выполнять в другое время, предназначенное для отдыха и развлечений. Надо снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий. Нельзя разрешать откладывать выполнение дел на другое время, т.к. потом он может забыть это сделать.  

Можно организовать работу так, что ребенок будет ставить звездочки напротив правильно выполненных заданий и получать за них вознаграждения.

И дома можно придумать гибкую систему вознаграждений за хорошо (без отвлечений) выполненное задание. Это может быть словесное поощрение типа: «Ты сегодня пришел в школу вовремя. Молодец!» Это может быть поцелуй или разрешение пригласить поиграть друга, разрешение смотреть телевизор дольше обычного, поиграть с родителями в какую-либо игру и т.д. Необходимо поощрять каждый, даже самый незначительный, успех ребенка, всякую его попытку изменить свое поведение и достичь цели.

А как тренировать внимание гиперактивного ребенка?

Необходимо строить занятия таким образом, чтобы он понимал последовательность необходимых действий, видел цель, к которой надо стремиться. Результат должен быть достижим во время этого занятия, а не откладываться до следующего раза. Если ребенок не выдерживает больше 5–7 минут сосредоточенных занятий – поставьте цель попроще, чтобы она обязательно была достигнута. И не забудьте порадоваться вместе полученному результату.

Для тренировки внимания полезно использовать разнообразные коррекционно-развивающие упражнения на внимание.

Хороши задания на проверку тетради соседа или поиск ошибок в заведомо неправильно написанных словах, текстах.

Хорошо стимулируют развитие внимания и упорядоченного поведения игры, требующие сосредоточенности и выполнения определенных правил. Но если ребенок плохо справляется с ними, не стоит играть в них в компании более успешных детей – болезненное ощущение собственной несостоятельности может свести на нет положительные стороны такого занятия. Если ребенку трудно, более правильной будет игра со взрослым, помогающим и поддерживающим его. Можно использовать также игры (подвижные) на повторение уже произведенных действий, как в прямом, так и в обратном порядке. Например, использовать задания, в которых ребенку предлагается сделать столько же шагов назад, сколько он сделал вперед, пробежать очерченный полукруг в одну сторону, затем в другую и т.п.

Очень важно, к какому педагогу попадет ребенок – от отношения к нему учителя, от понимания его специфических трудностей зависит отношение ребенка к учебе и к самому себе. Гиперактивные дети особенно трудны для педагога, т.к. постоянно требуют его внимания, мешают другим детям. Учитель должен понимать причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не должен считать его сознательным злоумышленником, тогда у учителя и ребенка будет больше шансов установить доброжелательный контакт и оказать помощь такому ребенку. Ведь гиперактивный ребенок нуждается в том, чтобы к нему относились так же, как и ко всем остальным детям, понимая при этом его специфические трудности и создавая условия для их преодоления.

Применение современных методов помогает детям с СДВГ достичь значительных результатов, постепенно преодолеть трудности в обучении, поведении и общении, но необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи.

                                                                               Доклад подготовила:

                                                                               Мамедова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как справиться с гиперактивным ребенком. Советы родителям

Памята содержит советы родителям по общению с гиперактивными детьми....

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005....

Рекомендации педагогам гиперактивного ребенка.

Практические рекомендации учителям и воспитателям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005....

Гиперактивный ребенок в школе

Проблемы воспитания гиперактивного ребенка в семье иногда возникают уже с первых месяцев его жизни. Наиболее остро они проявляются с момента начала посещения детских образовательных учреждений...

Семинар для педагогов "Гиперактивный ребенок"

Уважаемые коллеги, есть ли в ваших детских коллективах дети, которых можно охарактеризовать как гиперактивные? Какие методы воздействия вы использовали? Какие из них оказались более эффективными...

Гиперактивный ребенок

В презентации дается понятие, причины, признаки гиперактивности, а также рекомендации родителям и педагогам....

Взаимодействие с гиперактивным ребенком

Советы родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком         (советы родителям)...