Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в условиях специальной коррекционной школы
статья на тему
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание.
Безопасность образовательного учреждения это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий, травматизма и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность в школе обеспечивается на основе принципов:
· законности:
· ответственности учащихся и персонала;
· соблюдения интересов учащихся и персонала,
В школе решаются следующие задачи:
· реализации государственной политики и требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности в ОУ, направленных на защиту здоровья и сохранения жизни обучающихся и персонала школы;
· создания и поддержания защищенности объектов школы;
· совершенствования системы комплексной безопасности.
Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, которое обеспечивает его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи , чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему.
Я , как ответственный по организации гражданской обороны и противопожарной безопасности, могу сказать , что в условиях нашей школы-интерната создана система комплексного обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, в которой задействованы администрация , педагогический коллектив , воспитатели и обслуживающий персонал. Формируется и достигается комплексная безопасность в процессе реализации следующих направлений:
1. Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму.
Эта работа включает:
- проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
- непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
-организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.
2. Пожарная безопасность.
Обеспечение пожарной безопасности включает:
- соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
- обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения, в соответствии норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
- неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
- совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
- перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
- защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
- поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
- содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.
3. Работа по обеспечению охраны школы.
В нашей школе организована сторожевая форма охраны (в ночное время). Во время пребывания обучающихся в школе обеспечение безопасности осуществляется дежурной сменой (дежурный ученик, дежурный учитель) под руководством дежурного администратора. Имеется кнопка экстренного вызова милиции.
4. Электробезопасность.
5. Контроль санитарно-эпидемиологического состояния.
Особое внимание также уделяется обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса : уроки , воспитательные мероприятия и т.д. Уроки физической культуры входят в группу особого риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью , использованием различного спортивного оборудования, инвентаря. Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической культуре, включают в себя следующие обязательные компоненты:
1. Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда.
2. Учитель физкультуры несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.
3. Учитель физкультуры должен:
- проводить испытания гимнастических снарядов и оборудования;
- вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;
- проводить с учащимися инструктажи по технике безопасности.
- соблюдать принципы доступности, последовательности при обучении учащихся и соответствие даваемых упражнений и нагрузок учебной программе; проводить разминку и увеличивать время, отведенное на нее, при сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности;
- снижать нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления; обеспечивать страховку при выполнении учащимися сложных технических элементов;
- следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения па уроке физкультуры .
На уроках физкультуры, при использовании разнообразного спортивного оборудования я выполняю следующие правила:
– все действия учащихся по установке оборудования организовываю и осуществляю только в своем присутствии ;
– по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов.
После установки снарядов в рабочее положение под каждый снаряд укладываю необходимое количество гимнастических матов.
При выполнении учащимися физических упражнений на снарядах возле спортивного оборудования не допускаю каких-либо посторонних предметов.
Необходимо осуществлять технический уход за спортивным оборудованием. Он заключается в систематическом контроле за целостностью элементов снарядов, узлов их креплений ( по этому направлению я составляю Акты испытания спортивных снарядов), а также в периодической смазке всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.).
В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеют физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.
Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимся для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся помощь «проводкой», поддержка «фиксаций», помощь подталкиванием.
Страховка – готовность учителя или учащегося оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение.
Страховка и помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках совершенствования физических упражнений, когда учащиеся выполняют их самостоятельно.
Самостраховка – способность занимающихся самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы. Например, при выполнении стойки на плечах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сделать кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов, влекущих за собой падение, также выполнить кувырки.
Учитель физкультуры должен знать:
- подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося;
- медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра.
Учитывая медицинский аспект , я на своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Организация учебной деятельности предусматривает:
- строгие дозированные физические нагрузки;
- использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
- использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
- учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
- построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
- соблюдение гигиенических требований;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- создание комфортности.
Говоря об обеспечении безопасности жизни и здоровья детей на уроках физкультуры , можно установить , что основными причинами повреждений на уроках физкультуры выступают недочеты в организации и методике проведения уроков, неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви, недостаток врачебного контроля и нарушение его правил, а также скученность детей во время занятий. Однако, устранив все перечисленные недочеты, учитель физкультуры вовсе не будет застрахован от того, что ученики не получат травмы.
Имеются психологические аспекты травмоопасного поведения детей и подростков. Здесь большую роль играют импульсивность, стремление произвести то или иное действие и увлечение игрой, которое нередко заставляет ребенка забывать о грозящей ему опасности.
В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.
Психологические причины травм у учащихся коррекционных школ можно разделить на 4 основные группы :
а) низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом, а также отсутствие навыка выполнения действия;
б) отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий;
в) пренебрежение известной опасностью из-за более сильного мотива;
г) травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний, влияющих на успешность протекания деятельности.
Таким образом, работая над обеспечением безопасности жизни и здоровья детей на уроках физкультуры, я строго соблюдаю правила техники безопасности при разных разделах программы, рациональной методики обучения и тренировки, учитываю индивидуальные особенности занимающихся, обеспечиваю необходимую страховку при выполнении упражнений, обучаю учащихся правилам страховки, само - и взаимостраховки, учитываю психологические особенности уч-ся , рационально использую формы и методы проведения занятий.
Следует обратить внимание, что достижение цели обеспечения безопасности жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната представляет собой целостную системную работу, при которой исключение любого из приведенных выше аспектов делает невозможным ее полноценное достижение.
ГОУ «Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Обеспечение безопасности
жизни и здоровья детей
в условиях специальной
коррекционной школы-интерната
Выполнил
учитель физической культуры
В.В.Лыбин
2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната"
Безопасность жизни и деятельности— насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общего...
Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...
Обучение детей с расстройствами аутического спектра в условиях специальной коррекционной школы.
Данная статья посвящена вопросам обучения ребенка с аутическими расстройствами на уроках ритмики в специальной коррекционной школе. Автор статьи детиться своим первым опытом работы с таким ребенком, х...
Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида
Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г ) В реферате освещается актуальность проблемы исследования. Изложена теория вопроса.П...
Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»
На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы
Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости проекта3.4.J Ожидаемые результаты и э...